В редакцию «ПроРеутов» позвонила возмущенная читательница и потребовала разобраться: почему это отменили маршрутку № 8, которая ходила к строительному рынку «Владимирский тракт»? В связи с этим ей пришлось взять такси и заплатить за поездку 150 рублей, а ведь так каждый день не наездишься! Женщина позвонила в компанию «Транс-Реутов», обслуживающую нужный ей маршрут, но там сказали, что направление это невыгодное, вот и отменили «восьмерку».
Что ж, как говорится у журналистов, «звонок позвал в дорогу». Конечная «невыгодного» маршрута № 8, помнится, была в северной части города. Там подхожу к первой же машине «Транс-Реутова», спрашиваю, какая идет к «Владимирскому тракту». «Двадцать пятая», — показывает водитель на маршрутку другой компании. Это радует: значит, доступность строительного рынка для горожан не потеряна навсегда. Прояснив этот пункт, иду искать такси — универсальный транспорт для поездок куда угодно, были бы деньги.
Куда ехать, командир?
Нелегальных таксистов распознать несложно: рядом с остановками общественного транспорта, а иногда и прямо на них обычно отстаиваются неприглядные легковушки, а возле них — такие же неприметные личности с зоркими глазами. Болтают, сплевывая семечную шелуху, и поглядывают по сторонам — не подошел ли кто ближе к обочине, вдруг клиент? Стоит поднять руку, как тут же визг тормозов — бывает, по две машины сразу: «Куда ехать?».
Есть такое место и у «Экватора». Там поток людей бесконечный, а значит, и возможность заработать тоже постоянная. Такая же стоянка и по другую сторону железной дороги, в северной части города. Вот так, на прикормленных местах, и подрабатывают «бомбилы», от клиента к клиенту.
«До «Владимирского тракта» подвезете?» — подхожу я к кавказской внешности водителю серой «лады» с желтым «таксистским» маячком на крыше. «Поехали». — «А сколько будет стоить?» — «А сколько дашь?» — «Двести — нормально?» — «Садись».
Для меня всегда было тайной — как они рассчитывают стоимость поездки? Бензин не настолько дорог, ехать недолго. В эквиваленте маршрутки «конец» обошелся бы вообще рублей в тридцать. Вероятно, две сотни — плата за комфортность поездки и мастерство водителя… Сажусь на сиденье и сразу проваливаюсь в яму — наверное, пружина выпала. Тянусь за ремнем безопасности — не вытягивается. А когда я ремень все-таки вытащил на нужную длину, оказалось, замок не защелкивается. «Не работает, — лаконично пояснил водитель. — Накинь на плечо, нормально». Сам он вообще не стал пристегиваться. Мотор взревел, в салоне резко запахло выхлопными газами — поехали…
Иногда за десять минут поездки можно узнать о попутчике всю его подноготную. «Зачем на рынок?» — «Да вот… ремонт…» — отвечаю неопределенно. «Дорого там». — «Ну, смотря кто сколько зарабатывает…» Оказалось, что как раз таксистом сейчас много и не заработаешь — клиентов мало. Если пассажир едет в Москву, тогда хорошо. «Но теперь метро, раньше лучше было, — клянет водила станцию «Новокосино». — Теперь чаще или стоишь, или по городу, на рынок вот… А раньше, — вдруг окунается он в воспоминания, — я цветы растил, в Москву на продажу возил… дом был двухэтажный, все было… бросил, уехал — все Горбачев проклятый со своей перестройкой… Не молодой уже, а вот… семью кормить надо…» — «А что, городские такси не отбивают клиента?» — «Как не отбивают! Отбивают! Зачем их столько?» — «Сами не хотели бы устроиться к ним, официально?» — «На дядю работать? Нет…». Рассчитываемся на грязной остановке у «Владимирского тракта». «Обратно — подождать?» — «Нет, спасибо, я надолго». И он, огорченный, без клиента, поехал куда-то в сторону Балашихи.
Страшная история
Несколько лет назад вдруг ни с того ни с сего позвонил мне давний приятель, однополчанин: «А я в Москве!». Многие годы не удавалось вытянуть его в гости с далекой Кубани — все какие-то сложности, а тут такой сюрприз. «Устроился на работу, — продолжал удивлять он. — Таксистом!» Насколько помню, в Москве приятель ни разу не был. И его планы работать таксистом, по меньшей мере, сильно удивили.
В двух словах: бывший его земляк, давно прижившийся в Первопрестольной, собрал бригаду из числа безработных провинциалов, пообещав астрономические для юга России заработки. На деле получилось так: на восемь человек «земляк» снял двухкомнатную квартиру, за которую они ему ежемесячно платили. В результате «двушка» обходилась раза в три дороже, чем если бы они ее арендовали сами. Купил им машины, подержанные. Бензином заправлялись тоже за свой счет. В задачу входило ездить по городу в поисках клиентов и определенную сумму сдавать «земляку». На вокзалы и в аэропорты они не совались — можно было нарваться на неприятности. Отстаиваться в людных местах тоже не могли — везде была своя «мафия». В итоге за пару месяцев такой «работы» мой приятель серьезно задолжал своему хозяину, и долг продолжал расти. Дело начинало попахивать «пожизненным рабством». «Земляк» пугал водителей тем, что работает начальником районного УВД. В доказательство периодически встречался со своими работниками на ступенях этого самого УВД — чтобы получить с них деньги. С большим трудом удалось отправить приятеля обратно на родину, оплатив накопившийся долг… В Москву его теперь силой не затащить. А вся эта история отлично иллюстрирует одну из скрытых сторон подобного «бизнеса».
Главное — маневры
С «бомбилами» сейчас и в Москве, и в Подмосковье идет позиционная война. С тех пор, как такси решили сделать исключительно легальным, на «нелегалов» периодически устраивают облавы. По статистике Минтранса Московской области, примерно треть занимающихся извозом — работают незаконно. Ведомство регулярно отчитывается о крупных штрафах и конфискации машин в разных городах Подмосковья. Реутов, к слову, в этих отчетах не фигурировал ни разу.
Распространенное название «нелегального такси» в народе — «шахидмобиль». И не только по той причине, что, как правило, здесь эксплуатируются донельзя потрепанные годами и дорогами машины. Большей частью потому, что за рулем таких «такси» чаще всего лихие джигиты, игнорирующие правила дорожного движения.
Но что интересно: зная обо всех опасностях, которые подстерегают его в дороге с «бомбилой», а также об общей морально-этической стороне этой проблемы — государство-то не получает налогов с «левого» такси! — среднестатистический россиянин все равно выйдет на обочину, проголосует и поедет. Так же, как купит по дешевке какой-нибудь контрафактный продукт, почти наверняка зная, что потом будет плеваться. И это будет повторяться снова и снова. Менталитет, что ли, такой?
Официальных компаний, занимающихся пассажирскими перевозками на легковом автотранспорте сейчас в Реутове уже около десятка. Их услугами предпочитают пользоваться, когда необходимы точность и гарантии. Например, когда надо вовремя попасть на вокзал или в аэропорт. А вот на чем именно добираться в Москву, а именно туда чаще всего направляются реутовчане, нашему клиенту совершенно все равно. Было бы по карману. И чаще ездят на «нелегалах».
Вывод напрашивается простой: пока услуга востребована, всегда найдутся и те, кто ее будет предлагать. Официальные рейды по тылам армии «бомбил» наносят незначительный, легковосстановимый урон и имеют скорее показательный характер. А мы, потенциальные клиенты нелегальных таксистов, отказаться от их услуг пока не готовы.
Для информации
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты РФ» с 1 сентября 2011 года все водители такси обязаны иметь лицензию на осуществление пассажирских перевозок. Лицензирование деятельности такси направлено на борьбу с нелегальными таксистами, не только не уплачивающими налогов от своих доходов, но и не несущих должной юридической ответственности за перевозимых пассажиров и багаж.
За осуществление пассажирских перевозок без разрешений с водителей, организаций-перевозчиков и руководителей этих юридических лиц взимаются крупные денежные штрафы. Для водителей — 1—5 тысяч рублей, для должностных лиц — 10—50 тысяч рублей, для юридических лиц — 30—200 тысяч рублей.