Одно очень уважаемое в городе профессиональное училище, надежда отечественной аэрокосмической отрасли, готовит множество полезных и нужных работников. В перечне специальностей, разумеется, нет таких, как «грабеж» или «разбой». Тем не менее, в конце прошлого года из стен этого училища и прямиком «на большую дорогу» вышла тройка учащихся, которых иначе как бандитами не назовешь. И кто знает, до чего они могли бы дойти, сколько преступлений успели еще совершить, если бы злоумышленников вовремя не остановили. Впрочем, в предельно короткие сроки, за четыре дня, они умудрились совершить три тяжких преступления, за каждое из которых предусмотрено наказание до десяти лет лишения свободы. Забегая вперед, скажем, что, с учетом всех смягчающих обстоятельств, к двоим из них суд оказался достаточно гуманным. Третьего положительно характеризовала только его собственная мама, и ему на суде повезло меньше.
Раз пошли на дело…
Студентам всегда не хватает денег. Особенно когда учишься в городе, далеком от родного дома. Кто-то старается жить поскромнее, отгораживаясь от соблазнов усиленными занятиями по программе, кто-то идет подрабатывать. Эти трое устроиться в тот же «Макдоналдс» или разгружать ящики в магазине посчитали ниже своего достоинства. «Подработать» решили на темных городских улицах с помощью бейсбольной биты. Жертв выбирали по принципу «лучше младше да меньше».
Познакомимся с нашими «героями». Группа получилась в каком-то смысле интернациональная: 17-летний россиянин молдавского происхождения Ярослав, приехавший из Тюменской области, его ровесник молдаванин Аурел и уроженец солнечного Душанбе Ислом, самый старший из них, двадцати одного года от роду. «Родилась» преступная группа, как потом показало следствие, 25 декабря 2012 года. Идейным вдохновителем стал Аурел, он же придумал, с каким оружием «идти на дело» — с бейсбольной битой. По определению следователей — «предметом, обладающим ударно-раздробляющими свойствами».
Эпизод первый
Было еще не так поздно, около половины шестого вечера. На детской площадке во дворе дома на улице Октября двое старшеклассников занимались на турнике. Вернее, упражнения на перекладине выполнял один из них, а второй в это время по просьбе друга снимал того на мобильный телефон. Возможно, хотели потом выложить ролик где-нибудь в соцсетях. Это очень модно. Жаль, что никто не снимал этот нехитрый сюжет со стороны: видео не только получило бы гораздо больше «лайков» от пользователей, но и очень помогло следствию. Увлеченные занятием, подростки, конечно же, и не подозревали, что их уже выбрали в качестве первых жертв. Пока Ислом и Ярослав немного в стороне контролировали окружающую обстановку, или попросту «стояли на шухере», Аурел с битой в руке подошел к школьникам: «Э! Мобилы давай!».
Когда во дворе собственного дома демонстрируешь успехи в физической подготовке, меньше всего ожидаешь, что буквально через минуту тебе будут угрожать здоровенной дубинкой. Наверное, несчастным жертвам внезапного ограбления вспомнилось, что «против лома нет приема», а может, просто очень захотелось домой… тем более что за вооруженным битой бандитом маячили еще двое… Так или иначе, в карманы «интербригады» перекочевали два совсем не дешевых мобильных телефона — общей стоимостью около 13 тысяч рублей. Кстати, принадлежали они не самим школьникам, а их родителям. Папы с мамами узнали о происшествии на детской площадке очень скоро и, порадовавшись, что с чадами не случилось ничего более серьезного, сообщили о нем в полицию. Банда пэтэушников тем временем согласно протоколу — «распорядилась похищенным по своему усмотрению», выручив за мобильники некие средства на карманные расходы.
Эпизод второй
Возможно, если бы в первом случае грабители получили отпор, пусть даже их же битой, второго эпизода и не произошло. Но банде повезло. Как бы то ни было, преступных денег надолго не хватило, а «жить красиво» понравилось. И уже через два дня троица снова вышла на улицу за добычей.
Вечером, в четверть восьмого, на Лесной улице они снова подыскали себе «клиентов». И снова двоих. Однако в этот раз объекты нападения стать жертвами решительно не захотели.
Увидев на полутемной улице о чем-то оживленно беседующих подростков, Ислом, воодушевленный легкой предыдущей наживой, предложил: «Давай этих кинем?». Ярослав и тем более Аурел не возражали. Последний, кстати, успел из биты сделать эдакий «обрез»: чтобы удобнее было прятать дубинку в рукаве, он ее сначала опилил, а потом еще и заточил со стороны рукоятки. Модернизированное оружие требовало немедленного испытания.
Действовали по старому сценарию: Аурел поспешил догнать прохожих, Ярослав и Ислом топали сзади. К слову сказать, Ярослав в это время уже начинал испытывать не оформившиеся еще окончательно сомнения по поводу необходимости своего дальнейшего участия в происходящем.
Все трое были одеты примерно одинаково: кроссовки, спортивные штаны, серые куртки, шарфы, намотанные на лицо, и капюшоны, надвинутые на глаза. Одним словом, неброско. Но, как выяснилось, крайне неудобно. Когда Аурел со своим деревянным «обрезом» догнал молодых людей и из-под капюшона начал сквозь шарф что-то бурчать насчет мобильных телефонов, камуфляж свалился. «О! — сказал один из ребят. — А я тебя знаю! Ты на айкидо со мной ходил!». Недоучившемуся айкидока известность была вовсе не нужна, но отступать уже было поздно. Тем временем подоспели заподозрившие неладное Ярослав и Ислом. По свидетельству последних, у Аурела к этому времени из рукава выпала дубинка, которую тот поспешил подобрать. «А это еще кто такие? — не упускали инициативу подростки. — Мы сейчас друзей позовем, мало не покажется!» — «А ты чего такой дерзкий?» — перебил Ислом и наотмашь ударил говорившего по лицу. В ответ на это приятель пострадавшего выхватил из кармана газовый баллончик и брызнул из него в грабителей, попав понемногу в Аурела и Ислома.
Началась драка, двое против троих. В дальнейшем и Аурел, и Ислом уверяли следователей, что на тот момент уже ничего не видели, а только и делали, что оттирали лица снегом. А потом якобы тихо ушли домой. Наверное — придерживаясь за стены? Потому что на самом деле ситуация развивалась стремительно: Ярослав и Аурел начали избивать того, который узнал «борца». Отчаянно отбивающегося парня повалили на землю, и, пока первый уселся на него сверху, Аурел начал лупить знакомого по секции битой по голове и по корпусу, а потом повернул дубину заостренным концом и нанес еще несколько сильных ударов по голове. Из рваных ран хлынула кровь, но Аурела это не остановило — он начал душить не сдающегося подростка, выкрикивая: «Убью, убью!!!». Второй из подвергшихся нападению парней в это время то дрался с Исломом, то пытался стащить с друга двоих нападавших. Пока тому самому не удалось отбиться от них и подняться. Его друг в это время увидел прохожих и стал звать на помощь. В ответ донеслись женские крики: «Полиция, полиция, убивают!!!».
«Интербригада» не стала дожидаться полиции и ретировалась. А молодые люди, отстоявшие свою честь и личное имущество, были вынуждены, не дожидаясь помощи со стороны полиции, отправиться к живущему неподалеку однокласснику. Тот и забинтовал кровоточащие раны еще до прибытия «скорой». Зашивали их уже в больнице. Туда же приехал и отец раненого, а потом — сразу в отделение полиции, вместе с сыном. Бедняга потом недели две не ходил в школу — мучили постоянная тошнота и головокружения.
Эпизод третий. Последний
На следующий вечер «на промысел» вышли уже двое грабителей — Аурел и Ислом. Ярослав в такие игры больше не играл.
В начале девятого вечера на Комсомольской улице им подвернулся еще один несовершеннолетний. Решив, что с «одиночкой» они даже вдвоем справятся, Аурел и Ислом с верной битой поспешили к жертве. Первый схватил его за горло и потребовал деньги, второй стукнул битой по макушке. Серьезного удара не получилось — его смягчили шапка и надетый поверх нее капюшон. Но юноше больше и не надо было: он отдал парочке всю наличность — 350 рублей, сдачу после похода в кино. Наскоро обшарив карманы жертвы, парочка скрылась с уловом. Юноша и его мама наутро после происшедшего написали заявление в полиции.
Эпилог
Всех троих задержали еще до Нового года. На следствии они давали путаные показания, пытались уйти от ответственности, но на суде свою вину признали полностью.
Из приговора: «...подсудимыми был избран такой способ хищения, как разбойное нападение, в ходе которого, действуя совместно и помогая друг другу, нападали на потерпевших, подвергая их избиению, а также угрожая избиением, применяя во всех случаях предмет, использованный в качестве оружия».
Суд приговорил Аурела к 2 годам и 6 месяцам с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Ислом тоже «заслужил» исправительную колонию на срок три года.
Ярослав получил два года условно, с испытательным сроком в четыре года.
И чего, спрашивается, им не училось?