Жительница Реутова Светлана Светличная откликнулась на наш материал, посвященный новациям в сфере оплаты услуг ЖКХ. Ниже мы приводим письмо, в котором Светлана рассмотрела проблему оплаты «ничейной воды», расходуемой на «общедомовые нужды»:
«В №7 газеты «ПроРеутов» был опубликован материал под названием «Счетчик на воду — деньги на ветер». Полностью могу согласиться с тем, что порядок оплаты коммунальных услуг очень запутан и постоянно подвергается изменениям. При этом потребители подчас не понимают логику всех этих изменений.
Главное, что было провозглашено после перехода на рыночные отношения — это оплата за потребленные услуги. В этом русле началась кампания по установке приборов учета. Появились приборы учета потребленной воды в квартирах, затем появились общедомовые приборы. Одновременно с этим возникла проблема с «ничейной» водой, т.е. с той, которая остается после того, как учтены объемы по приборам учета и по нормативам в квартирах без счетчиков.
Вот здесь и разыгралась фантазия у законодателей. Сначала было решено разницу разделить между всеми пропорционально потребленным объемам. Вскоре решили, что более справедливо будет делить остаток пропорционально занимаемой площади! (Хотя при чем тут площадь и вода, ведь норматив потребления воды устанавливается на человека?) Но все эти методики противоречили главному принципу — оплачивать потребленные ресурсы.
Поэтому было введено понятие «общедомовые нужды» — ОДН. Если в отношении электроэнергии и отопления это понятие еще можно наполнить содержанием (освещение/отопление мест общего пользования), то главный проблемный ресурс — вода — в эту схему вписывался плохо. Но кто же будет объясняться с простым потребителем — ввели, так ввели. При этом под понятие ОДН подвели весь тот объем, который оставался «ничьим» после учета потребленных и нормативных объемов. Начались возмущения граждан в разных регионах. Тогда все же в отношении воды и электроэнергии было решено установить норматив на ОДН. Решение по конкретным цифрам отдали на откуп регионам. Если посмотреть эти решения, то так и хочется вспомнить слова Петра Великого, когда он желал, чтобы «на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была». Петра давно нет, а дурь видна теперь и в документах.
Скажем про Московскую область. В 2012 году было принято распоряжение, по которому в 9-этажном доме на 1 кв. м общего имущества норматив ОДН горячей и холодной воды равен 0,33 куб. м или 330 литров. А для 17-этажного дома полагалось по 590 л воды на кв .м площади для проведения «влажной» уборки в течение месяца. Через год чиновники поняли, что «дали маху» и ввели новые нормы: 34 л для 9-этажного дома и 18 л для домов выше 16 этажей.
Так какой же порядок оплаты в настоящий момент установлен правительством ? Если вы сможете продраться сквозь текст и формулы постановления № 354 с учетом всех изменений , введенных постановлением 344, то узнаете, что:
- оплата воды производится двумя платежами — за потребленные ресурсы и за ОДН;
- потребленные ресурсы определяются по счетчику либо по нормативу.
ОДН на весь дом — это опять же «ничейная» вода, которая не должна превышать норматив на ОДН. Если уборочная площадь в вашем 17-этажном доме равна 100 кв. м, то ОДН будет равен 1800 л или 1,8 куб. м. Именно этот объем будет распределен между жильцами пропорционально доле их собственности в доме.
Если все же после всех расчетов остается ничейный объем воды, то порядок его оплаты должен быть определен на общем собрании дома. И если такое решение собранием не принято, то остаток оплачивается управляющей компанией, что справедливо. Ибо именно УК обеспечивает работоспособность общедомовых систем водоснабжения.
Любая система работает не идеально, есть и в такой системе распределения ответственности свои шероховатости. К ним можно отнести вопросы честности, в том числе и со стороны потребителей услуг. И в первую очередь это вопрос о количестве потребителей услуг в квартирах без счетчиков. Законодатель ввел норму, по которой наделил УК правом «устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан».
Но вернемся к нашей действительности. Как же в городе производится оплата воды? Не могу сказать про все дома, но в моем доме принят порядок оплаты, который устанавливает дополнительные объемы для тех жителей, кто до сих пор не желает устанавливать приборы учета. Отсюда и возникают истории, подобные той, что была описана в вашей газете и героиней которой стала жительница К. Кто-то «свыше» решил, что на каждого такого жителя следует добавить по 3 куба воды, т.е. повысить установленный норматив потребления на треть. Тем самым реализована схема, которая не описана ни в одном документе, ни в одних правилах оказания коммунальных услуг.
Кроме проблем с оплатой воды существует коллизия по оплате за отопление. В ряде домов установлены общедомовые теплосчетчики. Расчеты с теплосетью УК ведут по показаниям этих приборов, а начисления на жителей — по нормативу. Два года подряд у жителей образуется переплата. За 2011 год переплата осталась в УК, переплату за 2012 год наш дом сумел вернуть жильцам после 10-месячной тяжбы с УК. Вместе с тем, постановление правительства устанавливает порядок оплаты, когда ежемесячное начисление производится по общедомовому прибору учета.
В данной ситуации было бы правильно, если бы ваша газета предложила ответственным людям в городе опубликовать порядок оплаты за коммунальные услуги.
С уважением,
Светлана Светличная,
жительница Реутова».
«ПроРеутов» поддерживает просьбу читательницы и обращается к властям города с просьбой предоставить для публикации правила оплаты за коммунальные услуги.