«ПроРеутов» начинает серию материалов о ведущих фирмах города, делающих наиболее весомый вклад в объемы производства и городской бюджет. Сегодня наш собеседник — владелец и генеральный директор ООО «Мириталь-Реутов» Алексей Фролов.
— Алексей Юрьевич, как бы вы могли охарактеризовать место вашей фирмы в отрасли?
— Мы традиционно входим в тройку ведущих производителей пищевой продукции. Есть, конечно, конкуренты, как федеральные, так и региональные. Но в качестве основного конкурента я называю маленького регионального производителя, который сидит в каком-нибудь подвале и делает на своем оборудовании пусть небольшую по объему, но качественную продукцию, а в итоге имеет то, о чем мечтают все маркетологи мира — лояльность и любовь потребителя. Наша продукция представлена от Петропавловска-Камчатского и до Минска, и везде есть такой вот маленький трудяга.
— Каковы нынешние объемы производства? Есть ли тенденции к росту?
— Ежегодно мы производим около 25 тысяч тонн продукции, но роста в последнее время нет. Три года уже мы находимся в некоем балансе. Связано это с общим замедлением экономического роста в стране.
— Как происходит обновление производственных мощностей, какое оборудование задействовано в производственном процессе?
— Оборудование стараемся использовать только импортное. Последний отечественный «волчок» отправили в утиль несколько лет назад. Работаем в основном на оборудовании из Германии. Всю прибыль я вкладываю в оптимизацию производства, стараясь решить вечную задачу — как произвести подешевле, но при этом не теряя в качестве.
— Сколько человек занято в производственном процессе, каков процент реутовчан?
— Штат около 300 человек. Примерно треть из них — из Реутова. Как правило, они трудятся на самых стабильных должностях, в основном ИТР. Потому что среди производственных рабочих есть определенная текучка, хотя я принимаю все меры, чтобы избегать этого.
— Какова внутренняя социальная политика компании? Каков средний возраст занятых в производстве?
— Мы стараемся, чтобы люди любили место работы. У нас есть собственный автобус, доставляющий до фабрики; своя прачечная, чтобы ежедневно выдавать людям чистую рабочую форму. Есть обеды, легкий ужин, ночное питание для тех, кто вышел на производство, — мы работаем 24 часа в сутки. Организованы отпуска, больничные, поощрительные призы. За 15 лет у нас ни разу не было задержки зарплаты или чтобы мы кого-то «кинули». Мы очень дорожим своим достойным именем и бережем его. Средний возраст сотрудников — около 40 лет. Бывает так, что рабочие сбегают к вновь открывшемуся конкуренту, но часто там обещают много, а платят мало, и многие возвращаются назад. Если человек до этого показал себя хорошо в работе, а ушел без скандала и потом решил вернуться — мы берем его назад, но если все было по-другому, отказываем.
— По какому принципу осуществляется набор специалистов, есть ли недостаток в рабочих кадрах?
— Первое, и главное, требование при отборе — честность. У нас разработана система различных тестов для этого. Второй критерий — профессионализм. И третий — коммуникабельность, так как без нее первые два пункта обращаются в прах.
В коллективе в основном женщины — они лучшие работники, с ними работать легко и приятно. Они очень старательные, исполнительные. А вот добросовестных и работящих мужчин на рынке труда сейчас явный недостаток.
— Какие новые продукты компания поставляет на рынок, есть ли новинки, находящиеся в разработке?
— Все знают нас как «пельменную» компанию. Но пару лет назад мы ввели новую линейку продуктов — «Блинчики французские». Это было очень непросто, учитывая огромное количество конкурентов, в том числе гигантов вроде «Морозко» из Питера.
Но мы постепенно вклинились в рынок. Сначала придумали новую форму блина — он у нас треугольный. Во-вторых, мы озаботились технологией. Используем сковороду диаметром более 3,5 метра, чугунную, готовим на газе — получается такой русский блин с пропеченными пузырьками, как мы все любим. Такой блин можно приготовить только на газовой горелке. Любая хозяйка скажет вам, что готовка на газе и на электричестве — разные вещи. Чтобы получить такой результат, фактически как с домашней кухни, мы почти полностью перестроили завод, провели газ и т.д. Было вложено много труда. Поначалу продавать приходилось по себестоимости — выводить на рынок дорогой продукт нереально. И сейчас мы выходим на безубыточность «блинного» проекта.
— Как происходит разработка новой продукции?
— Когда мы делаем новые пельмени, мы полностью контролируем процесс — от и до. Мы знаем, что пельмень, во-первых, должен быть красивым — потребитель «покупает глазами». Он должен быть большим, но не за счет качества в ущерб вкусовым качествам. Мы берем где-то 43 процента теста и 57 процентов мяса — это «золотое сечение» рецептуры. В-третьих, пельмень должен быть, как мы это называем, «ужористым». То есть человек должен его купить, во-вторых — съесть, а в-третьих —– ему после этого должно быть хорошо. Все эти «равиоли» импортные выглядят, конечно, очень привлекательно — но, чтобы приготовить его, а потом попросту прожевать, придется истратить много времени и немало поработать челюстями. А после многих марок — в результате получить чувство неприятной тяжести в животе. Всего этого мы и стараемся избежать на своем производстве.
Затем мы проводим дегустацию — на каких-то предприятиях, заводах, в пожарной команде. Тестируем наши пельмени «инкогнито», предлагая попробовать три порции без названий, среди которых и продукция конкурентов. А потом задаем один-единственный простой вопрос: «Какие пельмени вы бы поставили на первое место?». Если наши пельмени сдвигаются на третье место — анализируем почему. Но, как правило, мы на первом.
— С какими торговыми сетями работает «Мириталь»? Куда, в какие города поставляется продукция?
— Работаем со всеми сетями. Сейчас в «Дикси» пришли, куда долго не могли попасть. Ну, в «Азбуке вкуса» искать наши пельмени я вам не порекомендую — мы все-таки работаем для обычных людей. Но в каждом маленьком магазине от Владивостока до Минска вы найдете наши продукты. Некоторое исключение составляют Новосибирск и Омск, где есть свои крупные производители. А вот в Иркутске, например, наши пельмени есть в каждой торговой точке.
— Как осуществляется продвижение бренда, какие организуются рекламные кампании?
— Рекламные кампании исключительно на местном уровне. Два раза в год мы показываем наш ролик по местному ТВ. А так проводим трейд-акции «Благодарим товароведа» — мотивируем торговую команду нашего дистрибьютора в данном городе. Ведь путь нашего пельменя до желудка долог и тернист. Акция «Желтый ценник», снижающая цену на 10 процентов, также одна из любимых.
— Расскажите о наградах за качество продукции, как организован контроль качества?
— Наград у нас куча — на пачке медали негде рисовать. И все равно ежегодно получаем. Продукция наша известна, реноме высокое. К бренду относимся очень серьезно — это все, что у нас есть. Мы не роняли его качества и не меняли даже в эпоху экономического упадка конца 1990-х — приходилось работать себе в убыток, цены у поставщиков были бешеными. Но зато теперь у нас, видимо, репутация одной из самых стабильных марок. Пожалуй, теперь вся страна знает, что в Реутове работает компания «Мириталь».
— Бывают ли нарекания к качеству выпускаемой продукции?
— Редко, но бывают. Хотя мы сертифицированы по всем критериям и стандартам. Проверяем продукцию перманентными аудитами. Но, к сожалению, иногда случается, что продукция подводит и потребителя, и производителя. И это не всегда зависит именно от нас. Например, поставщик в магазин, владелец оптового склада может где-то недосмотреть — холодильник выключится из-за перебоев с электричеством, и тому подобное. Порой виноваты сети-распространители. Но, как правило, мы просто безропотно принимаем все нарекания. И, несмотря на несправедливые подчас замечания, учитываем каждое обращение. Для этого у нас есть и круглосуточная «горячая линия» — можете проверить ее работу. Кроме того, долю выпуска каждой продукции мы специально храним по три месяца в холодильнике, чтобы была возможность пойти и проверить претензии. Когда-то вмешивается и просто природный фактор. Мясо —– продукт живой. Иногда оно более жирное, иногда менее, то более красное, а то — более постное. Но потребителю требуется ровное, стабильное качество. И вот наши технологи день и ночь стараются сделать стабильно вкусный пельмень.
— Какова роль компании в жизни города?
— Мы помогаем всем, кому можно, — матерям-одиночкам, инвалидам. Проводим благотворительные концерты. Надеюсь, нас в Реутове знают уже многие горожане.
— Есть ли взаимодействие с местными органами власти по тем или иным вопросам?
— Да, и прекрасное. Всю свою бизнес-карьеру я сотрудничаю с главой города, и дай бог каждому предпринимателю такую администрацию. Не получал ни одного отказа, ни разу ничего не тормозилось. Мне приятно видеть, что в руководстве города люди стратегического мышления, понимающие, что только бизнес, только экономика дадут Реутову реальный шанс на процветание. Я считаю, что с Реутовом мне повезло в тот год, когда я пришел в полуразрушенную промзону и постепенно создал там образцовую производственную площадку.
— Как можно охарактеризовать нынешнюю деловую атмосферу в стране и регионе применительно к вашей деятельности?
— Атмосферу сложно назвать благоприятной, многие хотят продать бизнес и уехать за границу. Но я других времен не знал, и в эпоху СССР за деятельность, подобную моей, просто сажали в тюрьму. Я начинал еще в те годы, когда был Союз, и ежедневно рисковал свободой. Поэтому часто стыжу коллег: не надо ныть. У вас есть бизнес, прекрасные авто, vip-авиаперелеты… все это раньше невозможно было представить. Остаюсь патриотично настроенным человеком. 24 часа в сутки вкладываюсь в неласковый отечественный бизнес вопреки прибыли или убыткам. С моей точки зрения, это патриотично.
— Что в планах?
— Только одно: работать дальше. Выжить во вредном для здоровья климате!