Новости / транспорт
Горьковское шоссе: история и планы реконструкции
13.03.2014 в 12:15
10086 0
Автор: Марина Волкова

Трассу М7 «Волга», или «Москва — Нижний Новгород», или, как привычнее реутовчанам, — «Горьковка» в районе Балашихи автомобилисты называют «страна Светофория». Пробки в сторону области часто образуются там с утренних часов и заканчиваются затемно. Возможно, уставшего водителя утешит осознание того факта, что раньше эта самая дорога связывала Владимирское княжество с Киевом, Смоленском и другими землями к западу и югу, да и сейчас имеет стратегическое значение. Не берет? Понимаю. И все-таки давайте не поддаваться обстоятельствам. Попробуем использовать «пробочное» время с пользой: можно, к примеру, почитать этот текст и проникнуться историческим величием местности, в которой вы застряли…

Вплоть до середины XIX века «Горьковка» называлась Большой Володимирской дорогой, а начиналась она от московской Рогожской заставы. Крестьяне, живущие в деревнях вдоль дороги, имели неплохой бизнес — содержали постоялые дворы и «точки» по продаже сена и овса для лошадей. Спрос был всегда: мимо постоянно следовали обозы с хлебом, пушниной и другими ценными товарами из Сибири, с Урала, Среднего и Нижнего Поволжья и даже из Китая. Как сообщает нам краевед Ирина Селезнева, «история дороги неразрывно связана с войной 1812 года. По ней покидал Москву митрополит Августин с церковными святынями, а также эвакуировались Московская управа благочиния и губернское правление, Медико-хирургическая академия» и, добавим, другие важные государственные службы. Первоначально также предполагалось, что армия после оставления Москвы должна отступать по Владимирскому тракту, но от этого решения на военном совете в Филях отказались.

После войны царская Россия, как водится, стала подниматься из руин и очень скоро снова обрела стабильность. Это доказывает ежегодное с 1817 года проведение Нижегородской ярмарки, которая для страны того времени была покруче, чем для всех нас «Крокус-Экспо». Путь на ярмарку и обратно шел по Владимирскому тракту, поэтому его привели в порядок, покрыв щебенкой. На некоторых участках (и также на территории, прилегающей к Реутову) дорога достигала в ширине семи метров и воспринималась примерно так, как нами сейчас воспринимаются немецкие автобаны. За качество езды охотно платили.

Вот что пишет газета XIX века «Военно-статистическое обозрение Московской губернии»: «Владимирское шоссе идет от Москвы на восток. Щебень насыпан в 22 фута ширины; путь этот называется Сибирским и служит сообщением Москвы с городами восточной России: Владимиром, Нижним Новгородом, Казанью, Оренбургом и Уфою; на знаменитую Нижегородскую ярмарку провозятся по этому шоссе товары из Москвы и Петербурга; и с Нижегородской ярмарки идут по нему обратно. В летнее время, кроме перевозки тяжестей, проезд по Владимирскому шоссе весьма велик; три раза в неделю отправляются из Москвы до Нижнего Новгорода почтовые кареты; кроме того, почти ежедневно отправляются дилижансы трех частных заведений. Почтовых лошадей ежегодно выходит от 14 000 до 17 000 с каждой станции; общее число лошадей доходит до 130 000, шоссейный сбор простирается средним числом за шесть лет, считая с 1845 года, на Горенской заставе до 33 871 рубля, на следующей Мачьковской 15 050 рублей, а на всем протяжении до Нижнего Новгорода 93 792 рубля. Этот сбор увеличивается с каждым годом: на Горенской заставе в 1845 году собрано было 24 688 рублей, в следующем году — 35 000, потом 46 000, а в 1850-м — 57 621 рубль».

Будучи торговой артерией, Владимирский тракт также считался «дорогой ссыльных». Именно «зеки» нарекли его «Владимиркой». По этой дороге осужденных пешком и на лошадях отправляли на каторгу в Сибирь и на Кавказ. Вы не поверите, но этот исторический факт отобразился в нашей с вами реальности в виде… призрака. Знакомые автомобилисты рассказывали (эта история встречается и в Интернете), что на разных участках шоссе появляется бородатый мужик, похожий на бомжа. Он стоит на обочине и машет рукой. Если останавливаешься, то говорит единственную фразу: «Прости меня, добрый человек!». Народ уверяет, что ходит этот странный бомж тяжело, «будто цепь за собой волочит». По легенде, это призрак каторжанина-разбойника, лишившего на тракте жизни более ста человек и умершего «без покаяния и погребения». Поэтому, если видите этого странного мужика, лучше не останавливайте машину. А коли остановились — отвечайте на его просьбу просто: «Бог простит!» — и немедленно уезжайте.

Следует отметить, что тему ссыльных в советское время пытались романтизировать и глобализовать. В различных учебниках по истории сообщалось, что по Владимирскому тракту вели в Сибирь декабристов, устроивших восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Позже историки опровергли этот факт, попросту придуманный в 1925 году «политтехнологом» Введенской только ради того, чтобы всевозможные географические пункты были идеологически связаны с именами декабристов.

Но если мятежников с Сенатской на «Горьковке» не было, то революционеры 1917 года на ней потоптались изрядно. Именно Луначарский в 1919 году переименовал часть Владимирского тракта от Рогожской заставы в «шоссе Энтузиастов», памятуя о «коллегах» по Октябрьскому перевороту. К 1960-м годам прошлого века этот смысл забылся, и название стало восприниматься как советский «гимн оптимизму».

И напоследок еще один, мало кому известный факт про дорогу М-7, которая не случайно считается «дорогой федерального значения», так как проходит по территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, а также республик Татарстан и Башкортостан. Когда строили МКАД, Горьковское шоссе было принято за нулевой километр. Именно с него в 1956 году начали строить кольцо, которое сейчас является основной транспортной артерией столицы. И если пробки на уже широкой МКАД бесят изрядно, то вдвойне они выводят из себя на нашей любимой «Владимирке». Основной затор, как уже было сказано раньше, образуется в Балашихе, где много светофоров. Власти о проблеме знают, поэтому все чаще заводят речь о реконструкции дороги в пределах города. Согласно проекту «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга», шоссе должны расширить до шести полос, а на территории города построить три бессветофорные эстакады: на примыкании трассы к Объездному шоссе, на пересечении улицы Советской и Разинского шоссе и на примыкании к Леоновскому шоссе.

Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и другой масштабный проект, призванный разгрузить Горьковское шоссе: строительство его платного дублера, который начнется в Люберецком районе, обогнет Железнодорожный, выйдет к Ногинску и уйдет на Орехово-Зуево, а в будущем протянется до Нижнего Новгорода (привет, Нижегородская ярмарка!). Разумеется, все мы понимаем, что такая трасса существенно разгрузила бы трафик автомобилей, идущих транзитом через ближнее Подмосковье в другие города России, но, увы, все пока в планах, и если они реализуются, то не раньше чем через семь-десять лет. Поэтому пока все надежды — на возведение эстакад, расширение полосности и перерегулирование светофоров.

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт Бизнес История ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Энергия Выборы Наше Подмосковье Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей Девушкамечты РТВ Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Людмила Колобанова Космос Путешествия Президент Владимир Путин Интернет ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы
< >