Трассу М7 «Волга», или «Москва — Нижний Новгород», или, как привычнее реутовчанам, — «Горьковка» в районе Балашихи автомобилисты называют «страна Светофория». Пробки в сторону области часто образуются там с утренних часов и заканчиваются затемно. Возможно, уставшего водителя утешит осознание того факта, что раньше эта самая дорога связывала Владимирское княжество с Киевом, Смоленском и другими землями к западу и югу, да и сейчас имеет стратегическое значение. Не берет? Понимаю. И все-таки давайте не поддаваться обстоятельствам. Попробуем использовать «пробочное» время с пользой: можно, к примеру, почитать этот текст и проникнуться историческим величием местности, в которой вы застряли…
Вплоть до середины XIX века «Горьковка» называлась Большой Володимирской дорогой, а начиналась она от московской Рогожской заставы. Крестьяне, живущие в деревнях вдоль дороги, имели неплохой бизнес — содержали постоялые дворы и «точки» по продаже сена и овса для лошадей. Спрос был всегда: мимо постоянно следовали обозы с хлебом, пушниной и другими ценными товарами из Сибири, с Урала, Среднего и Нижнего Поволжья и даже из Китая. Как сообщает нам краевед Ирина Селезнева, «история дороги неразрывно связана с войной 1812 года. По ней покидал Москву митрополит Августин с церковными святынями, а также эвакуировались Московская управа благочиния и губернское правление, Медико-хирургическая академия» и, добавим, другие важные государственные службы. Первоначально также предполагалось, что армия после оставления Москвы должна отступать по Владимирскому тракту, но от этого решения на военном совете в Филях отказались.
После войны царская Россия, как водится, стала подниматься из руин и очень скоро снова обрела стабильность. Это доказывает ежегодное с 1817 года проведение Нижегородской ярмарки, которая для страны того времени была покруче, чем для всех нас «Крокус-Экспо». Путь на ярмарку и обратно шел по Владимирскому тракту, поэтому его привели в порядок, покрыв щебенкой. На некоторых участках (и также на территории, прилегающей к Реутову) дорога достигала в ширине семи метров и воспринималась примерно так, как нами сейчас воспринимаются немецкие автобаны. За качество езды охотно платили.
Вот что пишет газета XIX века «Военно-статистическое обозрение Московской губернии»: «Владимирское шоссе идет от Москвы на восток. Щебень насыпан в 22 фута ширины; путь этот называется Сибирским и служит сообщением Москвы с городами восточной России: Владимиром, Нижним Новгородом, Казанью, Оренбургом и Уфою; на знаменитую Нижегородскую ярмарку провозятся по этому шоссе товары из Москвы и Петербурга; и с Нижегородской ярмарки идут по нему обратно. В летнее время, кроме перевозки тяжестей, проезд по Владимирскому шоссе весьма велик; три раза в неделю отправляются из Москвы до Нижнего Новгорода почтовые кареты; кроме того, почти ежедневно отправляются дилижансы трех частных заведений. Почтовых лошадей ежегодно выходит от 14 000 до 17 000 с каждой станции; общее число лошадей доходит до 130 000, шоссейный сбор простирается средним числом за шесть лет, считая с 1845 года, на Горенской заставе до 33 871 рубля, на следующей Мачьковской 15 050 рублей, а на всем протяжении до Нижнего Новгорода 93 792 рубля. Этот сбор увеличивается с каждым годом: на Горенской заставе в 1845 году собрано было 24 688 рублей, в следующем году — 35 000, потом 46 000, а в 1850-м — 57 621 рубль».
Будучи торговой артерией, Владимирский тракт также считался «дорогой ссыльных». Именно «зеки» нарекли его «Владимиркой». По этой дороге осужденных пешком и на лошадях отправляли на каторгу в Сибирь и на Кавказ. Вы не поверите, но этот исторический факт отобразился в нашей с вами реальности в виде… призрака. Знакомые автомобилисты рассказывали (эта история встречается и в Интернете), что на разных участках шоссе появляется бородатый мужик, похожий на бомжа. Он стоит на обочине и машет рукой. Если останавливаешься, то говорит единственную фразу: «Прости меня, добрый человек!». Народ уверяет, что ходит этот странный бомж тяжело, «будто цепь за собой волочит». По легенде, это призрак каторжанина-разбойника, лишившего на тракте жизни более ста человек и умершего «без покаяния и погребения». Поэтому, если видите этого странного мужика, лучше не останавливайте машину. А коли остановились — отвечайте на его просьбу просто: «Бог простит!» — и немедленно уезжайте.
Следует отметить, что тему ссыльных в советское время пытались романтизировать и глобализовать. В различных учебниках по истории сообщалось, что по Владимирскому тракту вели в Сибирь декабристов, устроивших восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Позже историки опровергли этот факт, попросту придуманный в 1925 году «политтехнологом» Введенской только ради того, чтобы всевозможные географические пункты были идеологически связаны с именами декабристов.
Но если мятежников с Сенатской на «Горьковке» не было, то революционеры 1917 года на ней потоптались изрядно. Именно Луначарский в 1919 году переименовал часть Владимирского тракта от Рогожской заставы в «шоссе Энтузиастов», памятуя о «коллегах» по Октябрьскому перевороту. К 1960-м годам прошлого века этот смысл забылся, и название стало восприниматься как советский «гимн оптимизму».
И напоследок еще один, мало кому известный факт про дорогу М-7, которая не случайно считается «дорогой федерального значения», так как проходит по территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, а также республик Татарстан и Башкортостан. Когда строили МКАД, Горьковское шоссе было принято за нулевой километр. Именно с него в 1956 году начали строить кольцо, которое сейчас является основной транспортной артерией столицы. И если пробки на уже широкой МКАД бесят изрядно, то вдвойне они выводят из себя на нашей любимой «Владимирке». Основной затор, как уже было сказано раньше, образуется в Балашихе, где много светофоров. Власти о проблеме знают, поэтому все чаще заводят речь о реконструкции дороги в пределах города. Согласно проекту «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга», шоссе должны расширить до шести полос, а на территории города построить три бессветофорные эстакады: на примыкании трассы к Объездному шоссе, на пересечении улицы Советской и Разинского шоссе и на примыкании к Леоновскому шоссе.
Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и другой масштабный проект, призванный разгрузить Горьковское шоссе: строительство его платного дублера, который начнется в Люберецком районе, обогнет Железнодорожный, выйдет к Ногинску и уйдет на Орехово-Зуево, а в будущем протянется до Нижнего Новгорода (привет, Нижегородская ярмарка!). Разумеется, все мы понимаем, что такая трасса существенно разгрузила бы трафик автомобилей, идущих транзитом через ближнее Подмосковье в другие города России, но, увы, все пока в планах, и если они реализуются, то не раньше чем через семь-десять лет. Поэтому пока все надежды — на возведение эстакад, расширение полосности и перерегулирование светофоров.