«Такси-нелегал» — так именовалось оперативно-профилактическое мероприятие, проводившееся с 14 февраля по 1 марта на территории Московской области. Операция осуществлялась силами сотрудников ГИБДД совместно с другими службами МУ МВД России «Балашихинское», Таможенной службы и ФМС, в ней также участвовали представители Министерства транспорта Московской области. Подобные операции в этом году будут проводиться неоднократно.
Нелегальные такси давняя и, увы, постоянная «заноза» и для законопослушных перевозчиков, и для правоохранительных служб. Что касается рядовых граждан — потенциальных пассажиров «нелегалов», то единого мнения тут нет — наши люди не считают зазорным воспользоваться при необходимости любым перевозчиком, не обращая внимания на его статус. Об этом наша газета уже рассказывала в одном из номеров.
Что же, помимо морально-этической стороны этой проблемы, ставят в вину нелегальным таксистам? Это, по мнению правоохранительных органов, прежде всего низкий уровень знаний ПДД и неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств. Более того: зафиксированы случаи незаконной перевозки запрещенных к гражданскому обороту предметов (например, оружия, боеприпасов, наркотиков) и использования автотранспорта для совершения преступлений и правонарушений. Все вышеперечисленное, естественно, негативно влияет не только на безопасность дорожного движения, но и на уровень преступности в Подмосковье.
Нет никакого смысла рекламировать конкретные места «дежурных» стоянок таксистов-нелегалов в Реутове. Скажем так: чаще всего, как и в любом городе, у нас их можно встретить возле железнодорожной станции, у метро и торгово-развлекательных комплексов, поблизости от рынков и других мест массового скопления горожан.
Поведение их по отношению к другим участникам дорожного движения особой скромностью не отличается: «таксисты удачи» занимают парковочные места, встают в крайнем правом ряду, перед поворотами, и особенно — на остановках общественного транспорта.
Оперативно-профилактическое мероприятие в области проводилось не в первый, да и не в последний раз. Целью февральской операции было не только выявление нелегалов, но и контроль работы такси, работающих законным образом. Нарушений правил дорожного движения и других установленных норм хватает и у этой категории водителей. По мнению сотрудников ГИБДД, ничего удивительного в этом нет: многие из них перешли на официальную работу из нелегальных перевозчиков, но при этом привычных навыков вождения не изменили.
Было выявлено 52 нарушения ПДД легальными водителями такси (проезд на запрещающий сигнал светофора, неиспользование ремней безопасности, перевозка детей без специального удерживающего устройства, отсутствие путевого листа, а также отметок в нем о прохождении предрейсового медицинского осмотра или технического контроля, нарушение правил остановки, стоянки и т.д.). Но попались и семеро водителей, осуществлявших незаконную перевозку пассажиров.
В Балашихинском ГИБДД так прокомментировали итоги операции в части задержания «левых» таксистов. Чтобы зафиксировать факт нелегальности по всем правилам, требуется провести что-то вроде контрольной закупки услуг такси — подсадив в подозрительную машину «своего человека» с устройствами аудио- или видеозаписи — для создания доказательной базы. В данном случае отделом ГИБДД к участию в операции привлекались внештатные сотрудники полиции из числа гражданских лиц, которые и осуществляли видеозапись и собственно «контрольную закупку». Для сведения: все материалы затем передаются в отдел борьбы с экономическими преступлениями для дальнейшего разбирательства. Как отметил источник в ГИБДД, «основная задача — профилактика нарушений ПДД и недопущение совершения ДТП, именно поэтому большинство водителей такси «оформляются» все-таки за нарушения в области безопасности дорожного движения».
Но вернемся к проблеме нелегальных такси: объем их перевозок, по оценке специалистов, подсчитать затруднительно. По некоторым данным, они составляют от 50 до 80 процентов всего рынка. И если автомобиль не обозначен цветографической схемой или знаком такси, идентифицировать его как нелегала без применения «контрольной закупки» невозможно. Иногда сами пассажиры играют на руку правонарушителям: в момент остановки «сомнительной» машины сотрудниками ГИБДД готовы покрывать «бомбил», представляясь родственниками или знакомыми водителя.
Напомним: цветовой короб, соответствующая разметка — «шашечки» —– вот что должно отличать такси от других автомобилей. Плюс целый список документов. И если разрешение и путевку таксист может держать в бардачке, то карточку водителя, информацию о перевозчике и контролирующих органах должен прикрепить на виду, скажем — на панели автомобиля, перед глазами пассажира. При отсутствии любого пункта из этого списка инспекторы в лучшем случае проведут с водителем разъяснительную беседу, в худшем ему грозит штраф от 1 до 5 тысяч рублей.
И кстати: наказание для водителей, занимающихся частным извозом без специального разрешения, скоро может быть ужесточено. По сообщениям СМИ, соответствующий законопроект внесен в Государственную думу. Изменения предполагаются заметные. Так, если водителя без разрешения на извоз «возьмут с поличным», ему придется раскошелиться на 50 тысяч рублей, а в случае повторного нарушения — лишиться и самого транспортного средства. Сейчас сумма штрафов за перевозку пассажиров без разрешения составляет от 2 до 2,5 тысячи рублей. В то время как штрафы для легальных перевозчиков, нарушивших правила перевозки, могут достигать 100 тысяч рублей.