Чемпионат мира по футболу — значительное событие для миллионов болельщиков по всему свету, и многие из них приехали в Бразилию лично поболеть за любимые команды. Правда, наряду с мирными туристами на трибунах в обязательном порядке присутствуют и футбольные «ультрас».
Меры безопасности, предпринятые властями Бразилии, беспрецедентны: во всех городах, где пройдут матчи чемпионата, порядок будут поддерживать 4 тысячи полицейских и 1,5 тысячи военнослужащих. В качестве подкрепления также привлечен спецназ Бразилии, в задачи которого обычно входят борьба с организованной преступностью, в частности с наркомафией, захват и сопровождение особо опасных преступников, освобождение заложников, обеспечение безопасности первых лиц государства и пр. На время чемпионата батальон спецназа будет переведен в режим постоянной боевой готовности. Так кто же они, эти футбольные фанаты, против которых правительство государства, проводящего чемпионат мира, готово применить спецназ?
В Реутове
В прошлом году на своем домашнем поле с разгромным счетом 5:0 «Приалит Реутов» обыграл московских соперников из ФК «Буревестник» в рамках чемпионата России по футболу среди команд III дивизиона, зона Москва.
Крайне неудачная игра москвичей была «компенсирована» безобразным поведением фан-клуба команды. На неспортивное поведение гостей города, которых приехало в Реутов приблизительно 60-70 человек, обратили внимание не только реутовчане, пришедшие на матч, но и просто прохожие — по дороге от станции до стадиона, еще до начала матча. Во время игры гости вели себя вызывающе, распивали спиртное, а на соседней трибуне растянули баннер с провокационной символикой. На прощание фаны «Буревестника» расписали забор у стадиона. Как выяснилось позже из отчетов в соцсетях, акция болельщиков «Буревестника» была приурочена к 11-летию создания фанатского объединения Shock Group, что объясняет как массовость «гастролей», так и «приподнятое настроение» участников выезда на стадионе «Старт».
К счастью, других безобразий, включая массовые драки, в нашем тихом городе не произошло. Поэтому необходимости применять полицию, тоже не было.
Погром на Манежной
Примером того, какой грозной силой может стать толпа фанатов, объединенных одной целью, могут служить массовые беспорядки четырехлетней давности, происшедшие в Москве. Тогда, в 2010 году, на Манежной площади около 5 тысяч человек собрались на митинг, посвященный памяти болельщика «Спартака» Егора Свиридова. Молодой человек погиб во время стычки группы выходцев с Кавказа и компании футбольных фанатов. Действия правоохранительных органов в ходе расследования убийства были восприняты в обществе как покрывательство подозреваемых, что и спровоцировало протесты. Митинг на Манежной перерос в столкновения с милицией.
Уже на следующий день после убийства молодого человека, 7 декабря, тысяча футбольных фанатов прошли маршем по Ленинградскому проспекту, парализовав движение транспорта. А 11 декабря «шествие памяти» собрало уже 5 тысяч болельщиков «Спартака» на месте гибели Егора Свиридова. Болельщиков поддержали байкеры и фанаты других футбольных клубов. К часу дня число участников акции возросло до 7 тысяч человек. К 15.00 толпа переместилась на Манежную площадь, где акция памяти вылилась в массовые беспорядки. В это время на Манежке было уже около 50 тысяч человек. Участники митинга скандировали лозунги: «Русские, вперед», «Один за всех и все за одного» и националистические лозунги. Жертвами фанатов стали прохожие неславянской внешности. Милиция ничего не могла поделать с агрессивной толпой, более того, произошли массовые столкновения с ОМОНом. Протестующие жгли файеры, взрывали петарды, кидали пустые бутылки и камни.
К ночи в результате беспорядков были госпитализированы 29 человек. Пострадали и омоновцы — 8 человек. Задержано 65 человек. Невинно пострадала и приготовленная к празднованию Нового года елка.
Привет с туманного Альбиона
Как и сам футбол, околофутбольное насилие берет начало в Британии. А массовые драки болельщиков известны еще с XIX века. Уже тогда поклонники команд и сами игроки нередко сходились «стенка на стенку» после окончания игры. Однако футбольное хулиганство в том виде, в котором оно существует по сей день, начало зарождаться в Великобритании в конце 50-х годов ХХ века.
Молодежь окраин, не имея средств на дорогие развлечения, выбрала футбол. В середине 1960-х трибуны английских стадионов примерно на 70 процентов состояли из тех, кто приходил не так последить за игрой, как подраться. Каждый второй матч заканчивался серьезными потасовками, некоторые районы городов на время матчей превращались в запретные зоны. Из одного города в другой с четко определенной целью выявить сильнейшего выезжали от 400 до 7 тысяч человек. Они провоцировали массовые драки с участием болельщиков. Из-за этого тысячи обычных поклонников игры стали держаться подальше от стадионов, предпочитая смотреть футбол по телевизору.
В ответ власти значительно ужесточили законы, а на самых отъявленных хулиганов заводились специальные картотеки. Полиция внедряла своих людей в фанатскую среду, выявляя лидеров и предотвращая возможные пересечения враждующих группировок. Стадионы и прилежащие к ним территории были оборудованы камерами видеонаблюдения, что повысило вероятность опознания хулиганов. Многие из них в итоге оказались за решеткой, а другие отделались пожизненными запретами на посещение матчей.
В конце 1970-х — начале 1980-х внутренняя проблема Англии стала международной. Успешная игра в еврокубковых турнирах привлекала все больше британцев, желавших посмотреть игру земляков на выезде. Первыми из них стали фанаты «Ливерпуля», которые постепенно стали прививать европейцам свой стиль поддержки клуба, включающий побоища и погромы во всех городах, где играли их кумиры.
Добром это закончиться не могло. Трагедия произошла в 1985 году, на бельгийском стадионе «Эйзель», на финальном матче Кубка европейских чемпионов между клубами «Ювентус» и «Ливерпуль», когда в результате футбольных беспорядков погибли 39 болельщиков. УЕФА был вынужден отстранить на 5 лет все английские клубы от участия в еврокубках, а сам «Ливерпуль» был отстранен на год еще и сверх этого срока. Прямая трансляция происходившего на трибунах обошла весь мир. В итоге после жесточайших мер, принятых властями Англии, многие хулиганские группы прекратили существование, другие же, придя в шок от увиденного на экранах, сами вернулись к нормальной жизни.
Еще одна трагедия произошла на шеффилдском стадионе «Хиллсборо» 15 апреля 1989 года, где в результате беспорядков и давки погибли 96 ливерпульских болельщиков.
Сейчас основным принципом любого английского фаната является незаметность, отсутствие клубных цветов в одежде, символики, выделяющей его из толпы. Но драки не прекратились, а проходят вдали от стадионов. Такие акции планируются в интернете и по телефону неделями и просчитываются до каждой детали. Это связано с тем, что английская полиция до сих пор считает одним из приоритетных направлений своей деятельности борьбу с околофутбольным насилием.
Единственной отдушиной для англичан остались выездные матчи в Европе. Однако и там после высылки в 1993 году из Нидерландов 1,1 тысячи английских фанатов представители туманного Альбиона стали вести себя более сдержанно.
Мы из СССР
В Советском Союзе появление футбольных фанатов связывают с началом выездов за рубеж определенной части поклонников советских клубов. Первыми посещать гостевые игры в начале 1970-х стали поклонники «Спартака» и других московских команд, а также фанаты киевского «Динамо» и ленинградского «Зенита».
А уже в конце 1970-х, когда движение набирало силу, а ряды фанов росли, на них обратил внимание КГБ, негативно отнесшись к новому веянию в среде молодежи и охарактеризовав его как антисоветское. В результате многие молодые люди исключались из вузов, теряли работу.
В середине 1980-х годов все изменилось. После прихода к власти Михаила Горбачева с его «перестройкой» фанаты получили гораздо больше свободы. Движение стало массовым, но взгляды новой волны опять устремились в сторону Англии. Так на трибунах советских стадионов появились футбольные песни, речовки и даже свой сленг, для общения между «своими». А также — резкий рост насилия среди болельщиков.
В 1987 году произошла одна из крупнейших массовых драк в истории советского футбола. На игре чемпионата СССР между киевским «Динамо» и московским «Спартаком» около полутысячи московских фанатов сошлись в битве с болельщиками «Динамо» в самом центре Киева. А в 1990 году советские футбольные хулиганы впервые заявили о себе за границей, когда около 150 фанатов московского «Спартака» вслед за своей командой съездили в Прагу, на матч 1/16 финала Кубка чемпионов с местной «Спартой».
Распад Советского Союза привел к развалу советской футбольной лиги. Тишина на стадионах России продолжалась до середины 1990-х годов и могла затянуться еще дольше, если бы не фанаты двух московских клубов — ЦСКА и «Спартака». Еще до распада СССР болельщики этих клубов были самыми активными участниками хулиганских столкновений. И именно эти клубы создали первые хулиганские группировки европейского масштаба: Red-Blue Warriors у ЦСКА и Flint’s Crew у «Спартака». На фоне противостояния этих двух, по большому счету, банд начал постепенно возрождаться интерес к «фан-культуре» среди остальных российских болельщиков. В дальнейшем практически у каждого крупного футбольного клуба России появились свои группировки, причисляющие себя к фанам этих клубов.
Существует вот какое мнение насчет того, кого считать футбольным фанатом, а кого — просто болельщиком. Критериев несколько: во-первых, активное посещение домашних матчей команды. Во-вторых, ежегодное совершение нескольких выездов в другие города. В-третьих, знание и принятие субкультуры футбольных фанатов.
В настоящее время российский «околофутбол» — сформировавшееся явление с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Своих фанатов, всегда готовых сопровождать команду на выездах и кулаками доказывать свое превосходство над другими, имеют практически все клубы российского национального первенства вплоть до команд второй лиги. При этом в среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма. В Великобритании, к слову, по сравнению с 1970-80-ми, национализм уже не актуален.
Подводя итог, скажем, что «футбольный фанатизм» уже давно занял значительную нишу в современном мире. Существует масса книг, песен, фильмов, посвященных футбольным фанатам. Есть даже свои, «фанские», журналы. И это вроде бы неплохо. Но минус в том, что стадион уже давно небезопасен для простых болельщиков и любителей игры, став местом баталий не только на поле, но и на трибунах, несмотря на все предпринимаемые «жесткие» меры.
P.S. (тем временем)
ФИФА может наказать сборные России, Бразилии, Мексики и Хорватии за поведение болельщиков во время матчей ЧМ по футболу в Бразилии — вплоть до снятия очков.
Компания Fare, следящая за дискриминационным поведением фанатов на турнире, предупредила ФИФА об использовании болельщиками сборных Бразилии и Мексики оскорбительных высказываний во время встречи этих команд на групповом этапе, прошедшей в Форталезе и завершившейся со счетом 0:0.
«Кажется, что поклонники некоторых сборных привезли свою ненависть на другой конец света, — заявил исполнительный директор Fare Пиара Поуар. — Мы должны немедленно реагировать на это. Уровень гомофобной ругани на некоторых матчах совершенно неприемлемый. Требуется отреагировать на это как можно скорее, пока ситуация не вышла из-под контроля».
Российские фанаты во время матча группового этапа с командой Южной Кореи (1:1) вывесили на трибунах баннер с изображением кельтского креста, используемого неонацистами, а хорватские болельщики во время встречи со сборной Бразилии 12 июня (1:3) использовали изображение герба фашистского режима времен Второй мировой войны.
Сборные Бразилии и Мексики, вероятно, получат предупреждения за то, что будет классифицироваться как первое нарушение, предусмотренное дисциплинарным кодексом ФИФА, в то время как команды России и Хорватии могут столкнуться с угрозой лишения очков.
Классификация футбольных фанов и болельщиков
Футбольные хулиганы («хулы», «правые фанаты»). Самый яркий слой футбольной субкультуры. Главные нарушители общественного спокойствия, часто все свои действия и поступки лишь прикрывают футболом. Часто хулы придерживаются ультраправых политических взглядов. Именно с появлением этих ребят стадионы стали опасным местом для обычных болельщиков.
Ультрас. Организованное движение фанатов для поддержки своих клубов. Эти ребята больше нацелены на поддержку команды, чем на драку после матча, хотя часто также принимают участие в стычках. Чаще всего это официально зарегистрированная структура, которая занимается созданием фан-атрибутики, продажей билетов, информационным продвижением команды, организацией выездов болельщиков на гостевые матчи команды. Крупнейшие группировки часто имеют контакт с руководством клубов и участвуют в коммерческой деятельности своего клуба. Атрибутика ультрас: шарфы (на сленге — «розы»), флаги, растяжки (транспаранты), баннеры, татуировки.
Карлики («злобные лампочки», «тюбики»). Юные хулы, которые во всем пытаются подражать старшим «коллегам». Самые, наверное, ужасные из всех фанатиков. Всегда идут на акции со старшими товарищами, но в драках не принимают участия, а ждут момента, чтобы добивать лежащего «врага».
Гопники. Футбол им чаще всего безразличен, приходят на стадион полузгать семечек, подраться и по возможности стащить телефон у кого-то из поверженных соперников. Дресс-код: борсетка, штаны «Адидас», кепка. Чаще всего убегают после начала серьезной драки. Однако нередко выступают провокаторами драк.
Кузьмичи. Футбольные болельщики, приходящие на стадион исключительно ради игры. К дракам не имеют никакого отношения из-за своего миролюбия. Часто ими являются болельщики со стажем и в возрасте. Любят распивать спиртное на стадионах. Не принимают особого участия в поддержке команд. Кричат только во время ярких моментов игры.
Глоры. Чаще всего это юные болельщики, поддерживающие команды победителей. Отрекаются от команды после первой же неудачи. Либо подбирают команды по «звездности» составов. Их не уважают все слои фанатов и болельщиков.