Ужасный случай в Томске всколыхнул всю российскую общественность. Трехлетняя девочка пропала из детского сада днем 14 августа — ее увел неизвестный мужчина. Спустя пять дней в заброшенном погребе за гаражами было обнаружено тело ребенка, изнасилованного и убитого.
Позже сообщили о том, что на окраине города обнаружили подозреваемого в этом преступлении 37-летнего томича — он повесился. По данным следствия, экспертиза «со стопроцентной точностью установила его причастность к преступлению».
Редакция «ПроРеутова» укомплектована корреспондентами-отцами, так что в данном случае профессиональный долг совпал с серьезной личной мотивацией. Мы ринулись выяснять, как защищены детсады Реутова на случай осеннего обострения у маньяков и не только.
Первым на пути оказался детский сад № 17, расположенный в южной части города. В интересующем нас аспекте учреждение произвело хорошее впечатление. Высокая металлическая калитка, на ней кодовый замок. Двери заперты, и внутрь без дела не пускают даже родителей с колясками. У входа висит объявление: «В целях безопасности жизни и здоровья воспитанников с 9.00 до 16.00 для входа обращаться к охраннику». В другом объявлении указан телефон сотрудника ЧОПа. А невдалеке, по ту сторону ограды, курсирует и он сам, внимательно и ненавязчиво сканируя территорию. При нас к входу подошли несколько родительниц. Как и было указано в инструкции — позвонили охраннику, представились и объяснили цель своего визита. Двух мам страж впустил, а третью оставил снаружи — подождать, когда вошедшие выяснят интересующую всех трех женщин информацию.
На наш вопрос, всегда ли в садике так строго соблюдается пропускной режим, охранник ответил, что подобные меры введены уже давно.
Для полноты картины мы обратились в городское Управление образования.
— Да, детские сады в городе охраняют сотрудники ЧОПов, есть камеры слежения, предпринимаются и другие меры защиты. Но говорить, что у нас «все на пять», я бы не рискнул, — рассказал нам специалист по безопасности Александр Огарков. — И дело не в отсутствии технических или охранных средств — это все есть. Но может быть принят миллион мер — и все без толку. А можно сделать что-то одно — и это даст колоссальный эффект. К трагедии в Томске по большому счету привела халатность сотрудников. То есть все дело в такой «мере», как человеческий фактор. И техника, и охранники здесь уже вторичны. Главное, чтобы именно родители и воспитатели всегда интересовались, куда и кто ведет ребенка. Если кто-то пришел за ребенком в неурочное время под предлогом, что «его папа заболел», — прямо при этом человеке следует позвонить родителям и удостовериться, правда ли это. Все по звонку и личной договоренности. Поддается ли человеческий фактор контролю — вопрос. А так необходимые профилактические беседы и инструктаж с сотрудниками детсадов мы, конечно, проводим. Родителей для этих же целей собираем. В жизни бывают разные ситуации, и не всегда, когда винят воспитателя, виноват именно он, хотя в конечном счете ответственность ложится на него. Взять, например, ситуацию: два ребенка играли, оба упали, один сломал руку — второй нет. Кого обвинят? Воспитателя. Как он мог предотвратить такой случай — никто и спрашивать не хочет. Без объединения усилий родителей, воспитателей, властей и применения техники ожидать чего-то наивно, на одной электронике и чоповцах, повторюсь, далеко не уедешь.
Что ж, подведем некоторый итог. В «проинспектированном» нами детском саду специалисты как человеческий фактор показали себя достойно. Но всегда стоит помнить, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». В конце концов, безопасность детей — это наше главное обязательство перед ними. Если мы, конечно, нормальные взрослые люди. А вот «взрослость» каждого человека, независимо от наличия или отсутствия детей, определяется исключительно личной ответственностью.