С нынешнего учебного года в плане оснащения высокими технологиями реутовские школы ушли далеко вперед от многих городских коммерческих учреждений, даже продвинутых. Шутка ли, на вооружении у наших школьников еще в прошлом и позапрошлом годах появились компьютеры Macintosh, интеловские планшеты, ноутбуки, нетбуки, мультимедийные доски, конструкторы для создания и программирования роботов, а сейчас к ним добавились еще и трехмерные принтеры, такие же сканеры и проекторы…
Все это появляется в связи c последовательным внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и среднего звеньев образования. Что именно дает новое оборудование школьникам и учителям, нам рассказала заместитель директора Лицея по информационным технологиям Иванна Витальевна Синицкая.
Да здравствует практикум!
Еще несколько лет назад в ответ на вопрос: «А нравятся ли вам уроки информатики?» — многие школьники многозначительно помалкивали. Сейчас же этот предмет в школах изучают аж c первого класса. И самый популярный ответ на вышеозначенный вопрос теперь — внятный и утвердительный: «Ага!». А знаете почему? Потому что новое оборудование превращает школьные уроки не в занудную зубрежку теории, а в самое настоящее освоение предмета на практике. Вот c этих пояснений и начался наш разговор c Иванной Витальевной.
Вообще-то, мы шли в Лицей смотреть на дивную незнакомую штуку под названием 3D-принтер. Слышать про него слышали, но вживую еще не видели. Посмотрели. В специальной программе на компьютере школьники могут теперь создать объемный макет чего-то и даже кого-то. Вот, правда, печатает этот принтер, даже небольшую объемную фигурку, уж больно долго. В Лицее нам показали, что в итоге такой печати получается. А получается, например, лягушка. Раскрасьте ее — и будет как настоящая. Пособие по биологии. В пяти реутовских школах — Гимназии, Лицее, пятой, четвертой и второй — сегодня такие 3D-принтеры уже установлены. А в остальных школах есть трехмерные проекторы. Учреждения сами решали, что им из предлагаемого трехмерного оборудования больше подходит.
— Ну и зачем вам только на этот принтер смотреть? Это только малая часть нашего оборудования. У нас еще вот что есть! — начала показывать оснащение не кабинета даже, а целой информационно-технологической школьной лаборатории Иванна Витальевна.
Оборудование, кстати, было не только видно, но и слышно. На то и компьютерные программы изучаются. Управляемый конструктором Матвеем, по учительскому столу гулял… робот-крокодил, причем весьма прожорливый: он постоянно открывал пасть и что-то c характерным прихрюкиванием зажевывал. Чувствовалось, что упражнение c крокодилом доставляет Матвею большое удовольствие.
— Я его сам собирал и программировал, — c гордостью доложил юный изобретатель. — Звуки для него тоже сам искал.
Помимо крокодила нам представили еще одного робота: в прошлом учебном году школьники собирали и разбирали c помощью конструктора электронного парня, которому в итоге придумали имя — робот Валли, как в мультике.
— В специальном наборе для «оживления» и программирования микропроцессора Валли есть датчики: ультразвуковой, звуковой, световой, датчик движения и датчик касания, — пояснила Иванна Витальевна. — То есть фактически этот робот способен идти за голосом или за фонариком, его можно запрограммировать на то, чтобы он обходил помещение, искал какие-нибудь световые лазейки, а еще он умеет кидаться мячиками. У нас таких роботов несколько, и можно запрограммировать, чтобы два робота играли, например, в гольф. В прошлом году у нас совместно c ребятами даже родилась идея-мечта — устроить между классами чемпионат роботов по гольфу, заодно выясним, в каком классе самые лучшие программисты.
Далее нам были показаны еще несколько роботов, в том числе мышеобразный Moway. Он помогает изучать Правила дорожного движения, оснащен примерно такими же датчиками, как и автомобильная система Parktronic. Эту самоездовую мышь тоже можно запрограммировать. Добавим к роботам рабочие столы учеников c компьютерами-«макинтошами», планшетами и всякими «буками», интерактивные учебники, проекторы…
— Как же дети всю эту технику осваивают?
— С большим интересом осваивают, их из этого кабинета так просто не выгонишь. Я из отпуска вышла, учебный год еще не начинался, а ребята в лабораторию уже приходили и просились позаниматься, — продолжает вводить нас в курс дела заместитель директора Лицея по информационным технологиям. — Секрет в том, что все это оборудование позволяет нам сейчас проводить уроки уже совсем другой формации. На обычном уроке как? Учитель говорит, а ученик слушает и в меру своих возможностей и воображения пытается понять тему. А уроки c использованием нового оборудования становятся уже уроками-практикумами, когда учитель только направляет и дает идею, а ребенок реализует ее и экспериментирует. Кстати, многие гениальные решения рождались как раз в экспериментах. Дети видят плоды своего труда и даже не сразу понимают, что они учатся, – они играют!
Угнаться за поколением NEXT
По наблюдениям Иванны Витальевны, дети сейчас тоже другие. Мы — те, кто старше 18 лет, воспринимаем информацию по спирали: то есть нам нужна база знаний, и только сверху на нее уже можно нанизать что-то новое. У нынешних же учеников система восприятия иная: они могут одновременно осваивать совершенно разные понятия и навыки. Современные школьники, в отличие от многих взрослых, живут уже не в линейном, а в многомерном мире.
— Я бы сказала, что и учить таких детей надо совсем по-другому, — уверена Синицкая. — Больше того, мы от скорости их восприятия, даже c этим современным оборудованием и программами, отстаем. Например, программы по информатике, разработанные для 12-летних детей, на уроках-практикумах c легкостью осваивают десятилетние третьеклассники. Просто ребятам все это очень интересно, они обучаются, по сути, в игровом режиме, поэтому и материалы урока усваиваются гораздо быстрее. Очень важно, что такие практикумы — это групповая работа, а не сидение ребенка за компьютером один на один. От работы в социуме ничего, кроме пользы, быть не может: это совместный поиск, коммуникации, новые решения…
При всех плюсах такого обучающего процесса есть в нем и небольшие, скажем так, минусы. Но они, скорее, связаны c перестройкой работы уже самих учителей. По словам Синицкой, чтобы задействовать новые образовательные стандарты, им тоже приходится учиться, причем учиться постоянно.
— В связи c реализацией ФГОС к нам за последние годы поступило очень много высокотехнологично-го оборудования, — объясняет завуч Лицея. — И это оборудование должно использоваться не только на уроках информатики. В той же инструкции к лабораторному набору LEGO прописано, что c его помощью можно собрать систему рычагов, которая изучается уже на уроках физики, а звуковые и световые датчики могут успешно использоваться на уроках биологии. Иными словами, это современное оборудование позволяет еще и интегрировать между собой самые различные школьные предметы — и технологию, и физику, и биологию, и химию, и черчение… Это лишь основа, можно использовать все это и в изучении других дисциплин. Не случайно у нас в школе сейчас очень много интегрированных курсов. Я, например, предпочту провести урок по 3D-моделированию вместе c учителями черчения или геометрии, которые здесь же объяснят детям основы трехмерного пространства.
Кроме того, многие учебники, которые мы сейчас используем, тоже интегрированы между собой. Допустим, если понятие встречается и в химии, и в физике, то на уроках по этим предметам освоение общего для них понятия должно идти параллельно, совпадая во времени. То же самое и в математике, и в информатике, и в физике. Скажем, на уроке информатики встречается какое-то новое понятийное определение. Значит, вполне может быть ссылка на учебник по другому предмету, где оно объясняется. Получается, что мы уже не можем не интегрироваться c другими предметниками. И я считаю, что такой подход очень хорош для детей, поскольку ребенок в итоге получает целостное образование сразу по всем предметам. А вот нам, учителям, пока не так просто все это быстро осваивать. Минус первый для нашей работы, например, в том, что новое ФГОСовское оборудование только внедряется, методики преподавания за первые год-два еще не вполне отработаны, поэтому учителям необходимо постоянно обмениваться опытом и учиться, учиться, учиться. Кстати, хорошо было бы на базе города создать какой-нибудь постоянно действующий семинар по использованию в школах нового лабораторного оборудования и информационных технологий. А второй, уже, наверное, не минус даже, а необходимый компонент нашей работы заключается сейчас в том, что повышать квалификацию придется в таких условиях всем, и регулярно. У нас в Лицее 42 учителя, например, и получается, что каждый год около 20 учителей проходят курсы по информационным технологиям.
Они не волшебники, они только учатся!
Вернемся к новой технике, ради свидания c которой мы, собственно, и от-правились в Лицей. Что даст ученикам этот новый чудо-принтер?
— Раньше все наше моделирование сводилось к теоретическим расчетам, к лепке из пластилина или конструированию из бумаги, — поясняет Иванна Витальевна. — А теперь c помощью 3D-принтера мы можем запрограммировать модель любого объекта и получить ее в объеме. Если к этому добавить возможность еще и сканировать объекты c помощью трехмерного сканера, то прямо здесь, в школе, вместе c учениками можно будет воспроизвести модель какого-то человека, не говоря уже о геометрических фигурах, буквах… Мы при желании теперь сможем сами делать наглядные учебные пособия. Правда, технологический процесс работы c принтером пока не такой простой и быстрый, как хочется: нужны специалисты по обслуживанию такой техники, нужны расходные материалы, скорость печати совсем не та, что при работе обычных принтеров, процесс печати идет долго. Тем не менее, ребята и c этими возможностями могут уже осваивать 3D-моделирование не только в теории, а по-настоящему — на практике, c использованием не пластилина, а компьютерных технологий.
Именно по этой причине новое оборудование, замечает Иванна Ви-тальевна, в старших классах играет очень важную роль в профориентации школьников. Старшеклассники, по ее словам, сейчас все больше и больше интересуются информационными технологиями, хотят пробовать, изобретать и творить, используя все их возможности.
— В прошлом году у меня был девятый класс, где из 22 человек сразу 16 пошли сдавать информатику на экзаменах. Я считаю, что интерес к предмету растет за счет возможностей нашего нового оборудования. Причем средний балл на экзамене у девятиклассников был — 4,7, не было ни одной тройки. Все эти ребята в течение года приходили ко мне в лабораторию при любой свободной минутке, сами просили: «Можно мы у вас здесь позанимаемся?». После девятого класса практически все они остались в Лицее, сейчас мы сформировали из них класс информационно-технологического профиля. Думаю, что процентов 80 этих школьников через год выберут и ЕГЭ по информатике, чтобы потом поступать в соответствующие вузы. Это говорит о том, что c таким современным оборудованием уже в школе ребята могут не просто представить будущую профессию, связанную c высокими информационными технологиями, но и попробовать себя в ней на практике. А еще у нас есть возможность тесного сотрудничества c авторами учебников и занятий-практикумов. Мы уже не раз приглашали их к нам на уроки информатики. Это очень здорово, что школьники могут расспрашивать и получать исчерпывающие ответы от профессионалов, разработчиков этих обучающих программ, c использованием нового и современного лабораторного оборудования.
Бумажные дневники и журналы — уже прошлый век
И еще одну новость мы узнали от завуча Лицея. Речь о дальнейшем внедрении в городе системы, которую называют «Электронная школа». Плюс ее в том, что она позволяет не просто вести электронные дневники, а создавать полноценные школьные социальные сети c контролируемым доступом в них детей и родителей тоже. В прошлом году эта система действовала в нескольких учреждениях в тестовом режиме, а в этом году может стать уже обычной практикой для всех. Результат от такой электронной формы взаимодействия учителей-учеников-родителей, по словам Иванны Витальевны, налицо.
— Дети уже привыкли к тому, что я выкладываю им в такой сети домашнее задание в электронном виде, они его выполняют и туда же обратно подвешивают, — рассказывает Иванна Витальевна. — Я из дома проверяю их работы, и когда ребята утром приходят в школу, им не нужно приносить тетрадки со своими работами — они уже проверены и оценки в дневниках тоже уже поставлены. В итоге у меня в журнале на каждом уроке есть оценки у всех детей. Многие спрашивают, откуда столько, как можно было сразу всех за урок опросить? Все просто — это итоги проверки через электронную сеть домашних заданий каждого ребенка.
Добавим уже от редакции, что в эту систему «Электронная школа» через отдельный вход можно подключать и родителей. В итоге мамы и папы получают возможность заглядывать в школьные электронные дневники и журналы. Это помогает еще и оперативно вносить изменения в расписание предметов. Одним словом, использование возможностей системы «Электронная школа» во многом очень и очень полезно. В первую очередь тем, что позволяет избавиться от бумажной волокиты. И за безопасность данных на сервере этой системы можно не волноваться: она подключена к практически неуязвимой реутовской системе «Информационный город».
Прощаясь, мы поинтересовались у завуча лицея: неужели наши современные «многомерные» дети не пытаются списывать в Интернете?
— Как не пытаются? — c улыбкой говорит Иванна Витальевна. — Пытались, но я-то тоже могу все эти уловки увидеть. Во-первых, смотрю, когда и кем был создан конкретный файл, а во-вторых, я тоже в Интернете отслеживаю готовые работы. Когда ловлю кого-то из ребят на этом, то ставлю тройку. Почему не двойку? Потому что ребенок проделал определенную работу, нашел информацию в Сети, скопировал… Ребята уже знают, для того чтобы заработать хорошую оценку на уроках информатики, им надо делать задания самостоятельно. Одним словом, я играю в их игры, и им, что самое удивительное, это нравится.