Новости / Новости
3D-принтеры и роботы преобразили уроки информатики
11.09.2014 в 17:15
3207 0
Автор: Зинаида Гейдельман

С нынешнего учебного года в плане оснащения высокими технологиями реутовские школы ушли далеко вперед от многих городских коммерческих учреждений, даже продвинутых. Шутка ли, на вооружении у наших школьников еще в прошлом и позапрошлом годах появились компьютеры Macintosh, интеловские планшеты, ноутбуки, нетбуки, мультимедийные доски, конструкторы для создания и программирования роботов, а сейчас к ним добавились еще и трехмерные принтеры, такие же сканеры и проекторы…

Все это появляется в связи c последовательным внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и среднего звеньев образования. Что именно дает новое оборудование школьникам и учителям, нам рассказала заместитель директора Лицея по информационным технологиям Иванна Витальевна Синицкая.

Да здравствует практикум!

Еще несколько лет назад в ответ на вопрос: «А нравятся ли вам уроки информатики?» — многие школьники многозначительно помалкивали. Сейчас же этот предмет в школах изучают аж c первого класса. И самый популярный ответ на вышеозначенный вопрос теперь — внятный и утвердительный: «Ага!». А знаете почему? Потому что новое оборудование превращает школьные уроки не в занудную зубрежку теории, а в самое настоящее освоение предмета на практике. Вот c этих пояснений и начался наш разговор c Иванной Витальевной.

3D-принтеры и роботы преобразили уроки информатики в Реутова. Экскурсию по школьной информационно-технологической лаборатории провела замдиректора Лицея Иванна Синицкая. ПроРеутовВообще-то, мы шли в Лицей смотреть на дивную незнакомую штуку под названием 3D-принтер. Слышать про него слышали, но вживую еще не видели. Посмотрели. В специальной программе на компьютере школьники могут теперь создать объемный макет чего-то и даже кого-то. Вот, правда, печатает этот принтер, даже небольшую объемную фигурку, уж больно долго. В Лицее нам показали, что в итоге такой печати получается. А получается, например, лягушка. Раскрасьте ее — и будет как настоящая. Пособие по биологии. В пяти реутовских школах — Гимназии, Лицее, пятой, четвертой и второй — сегодня такие 3D-принтеры уже установлены. А в остальных школах есть трехмерные проекторы. Учреждения сами решали, что им из предлагаемого трехмерного оборудования больше подходит.

— Ну и зачем вам только на этот принтер смотреть? Это только малая часть нашего оборудования. У нас еще вот что есть! — начала показывать оснащение не кабинета даже, а целой информационно-технологической школьной лаборатории Иванна Витальевна.

3D-принтеры и роботы преобразили уроки информатики в Реутова. Экскурсию по школьной информационно-технологической лаборатории провела замдиректора Лицея Иванна Синицкая. ПроРеутовОборудование, кстати, было не только видно, но и слышно. На то и компьютерные программы изучаются. Управляемый конструктором Матвеем, по учительскому столу гулял… робот-крокодил, причем весьма прожорливый: он постоянно открывал пасть и что-то c характерным прихрюкиванием зажевывал. Чувствовалось, что упражнение c крокодилом доставляет Матвею большое удовольствие.

— Я его сам собирал и программировал, — c гордостью доложил юный изобретатель. — Звуки для него тоже сам искал.

Помимо крокодила нам представили еще одного робота: в прошлом учебном году школьники собирали и разбирали c помощью конструктора электронного парня, которому в итоге придумали имя — робот Валли, как в мультике.

— В специальном наборе для «оживления» и программирования микропроцессора Валли есть датчики: ультразвуковой, звуковой, световой, датчик движения и датчик касания, — пояснила Иванна Витальевна. — То есть фактически этот робот способен идти за голосом или за фонариком, его можно запрограммировать на то, чтобы он обходил помещение, искал какие-нибудь световые лазейки, а еще он умеет кидаться мячиками. У нас таких роботов несколько, и можно запрограммировать, чтобы два робота играли, например, в гольф. В прошлом году у нас совместно c ребятами даже родилась идея-мечта — устроить между классами чемпионат роботов по гольфу, заодно выясним, в каком классе самые лучшие программисты.

3D-принтеры и роботы преобразили уроки информатики в Реутова. Экскурсию по школьной информационно-технологической лаборатории провела замдиректора Лицея Иванна Синицкая. ПроРеутовДалее нам были показаны еще несколько роботов, в том числе мышеобразный Moway. Он помогает изучать Правила дорожного движения, оснащен примерно такими же датчиками, как и автомобильная система Parktronic. Эту самоездовую мышь тоже можно запрограммировать. Добавим к роботам рабочие столы учеников c компьютерами-«макинтошами», планшетами и всякими «буками», интерактивные учебники, проекторы…

— Как же дети всю эту технику осваивают?

— С большим интересом осваивают, их из этого кабинета так просто не выгонишь. Я из отпуска вышла, учебный год еще не начинался, а ребята в лабораторию уже приходили и просились позаниматься, — продолжает вводить нас в курс дела заместитель директора Лицея по информационным технологиям. — Секрет в том, что все это оборудование позволяет нам сейчас проводить уроки уже совсем другой формации. На обычном уроке как? Учитель говорит, а ученик слушает и в меру своих возможностей и воображения пытается понять тему. А уроки c использованием нового оборудования становятся уже уроками-практикумами, когда учитель только направляет и дает идею, а ребенок реализует ее и экспериментирует. Кстати, многие гениальные решения рождались как раз в экспериментах. Дети видят плоды своего труда и даже не сразу понимают, что они учатся, – они играют!

Угнаться за поколением NEXT

По наблюдениям Иванны Витальевны, дети сейчас тоже другие. Мы — те, кто старше 18 лет, воспринимаем информацию по спирали: то есть нам нужна база знаний, и только сверху на нее уже можно нанизать что-то новое. У нынешних же учеников система восприятия иная: они могут одновременно осваивать совершенно разные понятия и навыки. Современные школьники, в отличие от многих взрослых, живут уже не в линейном, а в многомерном мире.

— Я бы сказала, что и учить таких детей надо совсем по-другому, — уверена Синицкая. — Больше того, мы от скорости их восприятия, даже c этим современным оборудованием и программами, отстаем. Например, программы по информатике, разработанные для 12-летних детей, на уроках-практикумах c легкостью осваивают десятилетние третьеклассники. Просто ребятам все это очень интересно, они обучаются, по сути, в игровом режиме, поэтому и материалы урока усваиваются гораздо быстрее. Очень важно, что такие практикумы — это групповая работа, а не сидение ребенка за компьютером один на один. От работы в социуме ничего, кроме пользы, быть не может: это совместный поиск, коммуникации, новые решения…

При всех плюсах такого обучающего процесса есть в нем и небольшие, скажем так, минусы. Но они, скорее, связаны c перестройкой работы уже самих учителей. По словам Синицкой, чтобы задействовать новые образовательные стандарты, им тоже приходится учиться, причем учиться постоянно.

— В связи c реализацией ФГОС к нам за последние годы поступило очень много высокотехнологично-го оборудования, — объясняет завуч Лицея. — И это оборудование должно использоваться не только на уроках информатики. В той же инструкции к лабораторному набору LEGO прописано, что c его помощью можно собрать систему рычагов, которая изучается уже на уроках физики, а звуковые и световые датчики могут успешно использоваться на уроках биологии. Иными словами, это современное оборудование позволяет еще и интегрировать между собой самые различные школьные предметы — и технологию, и физику, и биологию, и химию, и черчение… Это лишь основа, можно использовать все это и в изучении других дисциплин. Не случайно у нас в школе сейчас очень много интегрированных курсов. Я, например, предпочту провести урок по 3D-моделированию вместе c учителями черчения или геометрии, которые здесь же объяснят детям основы трехмерного пространства.

Кроме того, многие учебники, которые мы сейчас используем, тоже интегрированы между собой. Допустим, если понятие встречается и в химии, и в физике, то на уроках по этим предметам освоение общего для них понятия должно идти параллельно, совпадая во времени. То же самое и в математике, и в информатике, и в физике. Скажем, на уроке информатики встречается какое-то новое понятийное определение. Значит, вполне может быть ссылка на учебник по другому предмету, где оно объясняется. Получается, что мы уже не можем не интегрироваться c другими предметниками. И я считаю, что такой подход очень хорош для детей, поскольку ребенок в итоге получает целостное образование сразу по всем предметам. А вот нам, учителям, пока не так просто все это быстро осваивать. Минус первый для нашей работы, например, в том, что новое ФГОСовское оборудование только внедряется, методики преподавания за первые год-два еще не вполне отработаны, поэтому учителям необходимо постоянно обмениваться опытом и учиться, учиться, учиться. Кстати, хорошо было бы на базе города создать какой-нибудь постоянно действующий семинар по использованию в школах нового лабораторного оборудования и информационных технологий. А второй, уже, наверное, не минус даже, а необходимый компонент нашей работы заключается сейчас в том, что повышать квалификацию придется в таких условиях всем, и регулярно. У нас в Лицее 42 учителя, например, и получается, что каждый год около 20 учителей проходят курсы по информационным технологиям.

Они не волшебники, они только учатся!

Вернемся к новой технике, ради свидания c которой мы, собственно, и от-правились в Лицей. Что даст ученикам этот новый чудо-принтер?

— Раньше все наше моделирование сводилось к теоретическим расчетам, к лепке из пластилина или конструированию из бумаги, — поясняет Иванна Витальевна. — А теперь c помощью 3D-принтера мы можем запрограммировать модель любого объекта и получить ее в объеме. Если к этому добавить возможность еще и сканировать объекты c помощью трехмерного сканера, то прямо здесь, в школе, вместе c учениками можно будет воспроизвести модель какого-то человека, не говоря уже о геометрических фигурах, буквах… Мы при желании теперь сможем сами делать наглядные учебные пособия. Правда, технологический процесс работы c принтером пока не такой простой и быстрый, как хочется: нужны специалисты по обслуживанию такой техники, нужны расходные материалы, скорость печати совсем не та, что при работе обычных принтеров, процесс печати идет долго. Тем не менее, ребята и c этими возможностями могут уже осваивать 3D-моделирование не только в теории, а по-настоящему — на практике, c использованием не пластилина, а компьютерных технологий.

Именно по этой причине новое оборудование, замечает Иванна Ви-тальевна, в старших классах играет очень важную роль в профориентации школьников. Старшеклассники, по ее словам, сейчас все больше и больше интересуются информационными технологиями, хотят пробовать, изобретать и творить, используя все их возможности.

— В прошлом году у меня был девятый класс, где из 22 человек сразу 16 пошли сдавать информатику на экзаменах. Я считаю, что интерес к предмету растет за счет возможностей нашего нового оборудования. Причем средний балл на экзамене у девятиклассников был — 4,7, не было ни одной тройки. Все эти ребята в течение года приходили ко мне в лабораторию при любой свободной минутке, сами просили: «Можно мы у вас здесь позанимаемся?». После девятого класса практически все они остались в Лицее, сейчас мы сформировали из них класс информационно-технологического профиля. Думаю, что процентов 80 этих школьников через год выберут и ЕГЭ по информатике, чтобы потом поступать в соответствующие вузы. Это говорит о том, что c таким современным оборудованием уже в школе ребята могут не просто представить будущую профессию, связанную c высокими информационными технологиями, но и попробовать себя в ней на практике. А еще у нас есть возможность тесного сотрудничества c авторами учебников и занятий-практикумов. Мы уже не раз приглашали их к нам на уроки информатики. Это очень здорово, что школьники могут расспрашивать и получать исчерпывающие ответы от профессионалов, разработчиков этих обучающих программ, c использованием нового и современного лабораторного оборудования.

Бумажные дневники и журналы — уже прошлый век

И еще одну новость мы узнали от завуча Лицея. Речь о дальнейшем внедрении в городе системы, которую называют «Электронная школа». Плюс ее в том, что она позволяет не просто вести электронные дневники, а создавать полноценные школьные социальные сети c контролируемым доступом в них детей и родителей тоже. В прошлом году эта система действовала в нескольких учреждениях в тестовом режиме, а в этом году может стать уже обычной практикой для всех. Результат от такой электронной формы взаимодействия учителей-учеников-родителей, по словам Иванны Витальевны, налицо.

— Дети уже привыкли к тому, что я выкладываю им в такой сети домашнее задание в электронном виде, они его выполняют и туда же обратно подвешивают, — рассказывает Иванна Витальевна. — Я из дома проверяю их работы, и когда ребята утром приходят в школу, им не нужно приносить тетрадки со своими работами — они уже проверены и оценки в дневниках тоже уже поставлены. В итоге у меня в журнале на каждом уроке есть оценки у всех детей. Многие спрашивают, откуда столько, как можно было сразу всех за урок опросить? Все просто — это итоги проверки через электронную сеть домашних заданий каждого ребенка.

Добавим уже от редакции, что в эту систему «Электронная школа» через отдельный вход можно подключать и родителей. В итоге мамы и папы получают возможность заглядывать в школьные электронные дневники и журналы. Это помогает еще и оперативно вносить изменения в расписание предметов. Одним словом, использование возможностей системы «Электронная школа» во многом очень и очень полезно. В первую очередь тем, что позволяет избавиться от бумажной волокиты. И за безопасность данных на сервере этой системы можно не волноваться: она подключена к практически неуязвимой реутовской системе «Информационный город».

Прощаясь, мы поинтересовались у завуча лицея: неужели наши современные «многомерные» дети не пытаются списывать в Интернете?

— Как не пытаются? — c улыбкой говорит Иванна Витальевна. — Пытались, но я-то тоже могу все эти уловки увидеть. Во-первых, смотрю, когда и кем был создан конкретный файл, а во-вторых, я тоже в Интернете отслеживаю готовые работы. Когда ловлю кого-то из ребят на этом, то ставлю тройку. Почему не двойку? Потому что ребенок проделал определенную работу, нашел информацию в Сети, скопировал… Ребята уже знают, для того чтобы заработать хорошую оценку на уроках информатики, им надо делать задания самостоятельно. Одним словом, я играю в их игры, и им, что самое удивительное, это нравится.

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное ДК «Мир» Кино РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Выборы Наше Подмосковье Энергия Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей Девушкамечты РТВ Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Людмила Колобанова Космос Путешествия Президент Владимир Путин Интернет ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Рецензия Тимур Кизяков Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Мириталь Алексей Илларионов Братья Березуцкие Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы
< >