Одна из пяти экспериментальных инновационных площадок для реализации государственных образовательных стандартов, созданных в Московской области для детей с ограниченными возможностями здоровья, создается в Реутове на базе объединённого коррекционного учреждения: детский сад «Ромашка» — школа № 4.
Первый раз в первый класс в сентябре этого года пришли в школу № 4 выпускники детсада «Ромашка», имеющие проблемы со зрением. В родном детском саду специалисты занимались с ними на протяжении нескольких лет. И небезрезультатно! По словам заведующей детсадом Елены Кониной и старшего воспитателя Тамары Семенковой, у всех малышей, занимающихся в коррекционной группе, наблюдаются только улучшения или даже восстановление зрения, что подтверждается медицинскими справками.
Тамара Николаевна работает в «Ромашке» с 1970 года и с самого начала — в группе, созданной в далёком 1981 году для детей с нарушением зрения, так что статистику исцеления от недуга она постоянно подтверждает красноречивыми примерами, называя имена своих воспитанников и знакомые не понаслышке глазные дефекты. Вот и сейчас ветеран дошкольного образования поспешила поделиться радостью — только что ей стало известно о снятии диагноза «косоглазие» у одного из мальчиков.
«Несмотря на такие прекрасные результаты, успокаиваться, конечно, не стоит, — говорит воспитатель. — По рекомендациям врачей коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения зрения, следует проводить до исполнения им 12 лет. Раньше, провожая своих воспитанников в школу, постоянно переживала за их будущее — ведь за коррекцию приходилось уже платить, возить в реабилитационные центры, что мог позволить себе не каждый родитель. А сейчас душа спокойна: результаты нашего общего труда — тифлопедагогов, воспитателей, врачей и, конечно, родителей — будут закреплены и продолжены в соседней школе, а после уроков ребята вновь будут приходить к нам на коррекционные занятия. Эта забота государства трогает — ну разве мы могли бы раньше приобрести такое дорогостоящее импортное оборудование для детей с нарушением зрения без средств федерального и областного бюджетов?!».
Накопленный опыт работы с детьми, имеющими нарушения зрения, и высококлассные специалисты, конечно же, не дадут желаемого результата без специального оборудования. Сейчас такой проблемы в Реутове нет. На сегодняшний день в «Ромашке» работают три группы для детей с дефектами зрения. Начавшийся эксперимент вселяет уверенность в увеличении количества таких групп в будущем. Мебель и дизайн коррекционных групп и спален имеют яркую расцветку, на стене, полу и дверях — крупные указательные знаки. С детьми помимо тифлопедагогов занимаются ещё психолог, логопед, другие специалисты. В школе планируется укрепить и продолжить достигнутый у воспитанников «Ромашки» прогресс в исцелении от глазных заболеваний.
Четвёртая школа Реутова — единственное в стране учебное заведение, которое участвует в федеральном проекте по оказанию помощи детям с нарушением зрения. Директор этой школы Наталья Щапова возглавила новый образовательный коррекционный комплекс. Наталья Алексеевна говорит, что четвёртую школу и детсад «Ромашка» раньше связывали только территория и совместные мероприятия, а сейчас узы их сотрудничества укрепились в рамках эксперимента во благо здоровья детей. Для первоклассников специального класса учёба в радость — из окон школы виден их родной детский сад, для обучения создаются комфортные и щадящие условия: скоро класс будет оборудован, и здесь появятся одноместные парты зелёного цвета с поднимающейся крышкой, на ученическом месте — лампа и увеличительное стекло, специальная подсветка. В интерьере тоже заботливо будут использованы яркие цвета, чтобы ребята не запнулись, видели, куда идти. На полу появятся ковровые покрытия — можно присесть в паузах между заданиями, чтобы снять нагрузку с организма, а значит, и глаз. За время урока специальная гимнастика для глаз проводится дважды.
Первый год дети будут учиться вместе, а после адаптации, со второго, — в инклюзивных классах, в которых предусмотрено обучение вместе со здоровыми школьниками. При этом ребята будут продолжать коррекционные занятия в детском садике «Ромашка».
Марина К., мама Меланьи, первоклассницы коррекционного класса:
— Я очень обрадовалась, узнав о том, что по постановлению главы нашего города создана объединённая экспериментальная площадка для детей с нарушением зрения. Ведь за время пребывания в «Ромашке» у моей дочери появились заметные улучшения в здоровье, астигматизм начал отступать. Одно время ей даже разрешали снять очки. Своих одноклассников Меланья знает ещё с детсада, психологически ей комфортно, поэтому и уроки, и коррекционные занятия посещает с удовольствием. Надеемся, что в знакомом окружении ей удастся напрочь избавиться от глазного заболевания.