На днях во время рабочей поездки в один из подмосковных городов губернатор Московской области Андрей Воробьёв без предупреждения нанёс визит в тамошний «Дикси», чтобы выяснить, в каком объёме на прилавке представлены подмосковные продукты. Руководитель региона с удивлением отметил, что ни в одном из продуктовых отделов товаров с маркировкой «Сделано в Московской области» практически нет. Какова ситуация с доморощенной, то есть произведённой у нас в Подмосковье, продукцией на реутовских прилавках – выясняла газета «ПроРеутов».
В начале года правительство области заключило специальное соглашение с крупнейшими ритейл-сетями России. Магазины пообещали, что на территории Подмосковья будут торговать местными продуктами в объёме не меньше 10 процентов от общего ассортимента. Увы, судя по всему, это были лишь обещания – в магазинах сложно найти подмосковные товары, и это, как одно из следствий, приводит к снижению налоговых поступлений в региональный бюджет и сокращению количества рабочих мест на предприятиях.
В ближайшее время областное Министерство потребительского рынка и услуг проведёт мониторинг ассортимента магазинов крупнейших ритейлеров. Если исследование покажет, что торговые точки игнорируют подмосковные товары, – к ним будут применены суровые административные санкции, вплоть до отзыва лицензии, пообещал губернатор.
– Да, мы, конечно, в курсе решения о десятой части подмосковной продукции на прилавках, – рассказал нам заместитель начальника отдела торговли и общественного питания реутовской администрации, – но пока всё в стадии обсуждения – официальных документов с конкретными разъяснениями мы пока не получали. В остальном – ситуация на реутовском рынке пищевых продуктов мониторится нами ежедневно. По нашим оценкам, ситуация в Реутове выглядит благополучной. В основном наши ритейлеры стараются приблизить ассортимент к заданным 10 процентам. В некоторых магазинах этот показатель даже выше.
Визуальный осмотр продуктов, предлагаемых небольшими реутовскими магазинами шаговой доступности, внятной картины не дал. Подмосковная продукция всё же есть – в частности молочка и алкоголь, но понятно, что вычислить процент таковой без серьёзного анализа накладных нереально. Кроме того, ещё один нюанс статистики – продуктовая корзина ведь состоит не только из водки и творога, так что не вполне ясны критерии: алкоголь может составлять и 20 процентов от объёма, а хлеб, например, – 3 процента. Считать ли это выполнением рекомендованной нормы?
В поисках ответа наш корреспондент обратился непосредственно в магазин ритейлера Billa, что на Носовихинском шоссе, 7. Скажем сразу, вопрос дирекцию не обескуражил.
– Норматив в 10 процентов на данный момент нам кажется невыполнимым. Максимум 5 процентов, наверное, сможем покрыть, – рассказали нам в магазине. – Основная проблема попросту в том, что подмосковные производители не дают таких объёмов именно качественной и востребованной продукции. Вот и приходится завозить из других городов. С овощами ситуация ещё на уровне, но вот прочие позиции продуктовой корзины пока оставляют желать лучшего.
Пресс-служба торговой сети «Ашан», один из магазинов которой расположен в торгово-развлекательном центре «Реутов Парк», сначала конкретно не ответила на заданные нами вопросы, посоветовав ознакомиться с опубликованной недавно информацией о том, что правительство России выступило против государственного регулирования ассортимента продуктов. Но затем мы получили такое разъяснение от Марии Курносовой, директора по внешним коммуникациям компании «АШАН Россия».
- На полках «АШАН» 80% товаров произведены российскими поставщиками. Поиск и работа с региональными производителями является одним из приоритетных направлений для офиса закупок нашей компании. Процент товаров подмосковного производителя в ассортименте гипермаркетов «АШАН», расположенных в Московской области, различен. Например, доля подмосковных колбас, мяса и хлеба достигает 80-90%, молочных продуктов и птицы до 40%. Доля овощей на данный момент - около 30% от общего ассортимента, что обусловлено сезонным фактором. Процент подмосковных поставщиков фруктов и рыбы мал ввиду климатических и географических особенностей.
В «Ленте» нам предложили прояснить ситуацию в главном офисе. Он оказался в Санкт-Петербурге. Однако питерцы запутались даже в простом вопросе: кто отвечает за закупки в Подмосковье? В конечном итоге и эта попытка выяснить процент подмосковной продукции в реутовском отделении магазина ухнула в бюрократический туман, оставив нас без данных. Наш осмотр полок в торговом зале «Ленты» вопрос тоже прояснил.
По нашей просьбе мнение по теме изложил также президент Реутовской торгово-промышленной палаты Виктор Садовников:
– Экономическая логика в постановке вопроса о 10 процентах есть. Но этот вопрос обращён к частному торговому бизнесу, а он не находится в прямом подчинении у правительства Подмосковья, поэтому названные нормативы носят для бизнесменов характер скорее рекомендательный, а не обязательный. В дальнейшем сложно прогнозировать, как сложится ситуация с продукцией подмосковного производства на прилавках ритейлеров, в том числе и в Реутове. Вообще, ситуацию с продуктовой корзиной надо, конечно, менять, и возможно, иногда это надо делать жёстко, – комментирует Виктор Сергеевич. – Иное дело, готова ли к поставленной задаче соответствующая номенклатура: крупные перерабатывающие предприятия пищевой промышленности, мелкие производители-фермеры? Та же торговля ритейлера – это конвейер, огромные объёмы продаж ежедневно. Есть ли у подмосковных переработчиков возможность ежедневно поставлять продукцию стабильно высокого качества в больших объёмах? В конечном итоге вопрос упирается в это, на мой взгляд. Конечно, задача на уровне руководства Подмосковья поставлена правильно, её надо решать. Могу сказать лишь, что Торгово-промышленная палата готова помочь в этом бизнесу Реутова, мы всегда протягиваем руку помощи.
К сведению:
В магазинах нижнего ценового сегмента доля импортной продукции в настоящее время составляет лишь 30–40%. Представитель Metro Cash & Carry сообщает, что в целом до 90% продовольственного ассортимента сеть закупает в России. Введённое прошлым летом продовольственное эмбарго и валютные колебания простимулировали сети искать отечественных поставщиков. В сети «Пятёрочка» у отечественных производителей на 100% закупаются молоко, яйца и маргарин, на 71% – твёрдые сыры, на 94% – творог, на 86% – сливочное масло.
Ярмаркой по импорту!
Если в сетевых магазинах ситуация с импортозамещением пока еще не совсем радужная, то на рынках и продовольственных ярмарках невооруженным глазом видно, что отечественной продукции, подмосковной в частности, гораздо больше. Примером тому может послужить недавно проходившая в Реутове областная социальная ярмарка фермерских продуктов "Ценопад". Кстати, в этом году эта ярмарка приехала в Реутов уже во второй раз.
В 50 деревянных павильонах ярмарки можно было приобрести молочные продукты, мясо, рыбу, овощи, фрукты и многое другое.
«Ярмарка организована по поручению губернатора Подмосковья Андрея Юрьевича Воробьёва – администрацией города совместно с Министерством потребительского рынка Московской области. Наши договорённости с производителями выдерживаются – они обеспечивают доступные цены. Людьми такая торговля востребована, нужно её продолжать», – отметил в прошлый раз глава Реутова Сергей Юров после осмотра ярмарки и общения с жителями города.
Благодаря прямой торговле без посредников цены на аналогичную магазинной продукцию на таких ярмарках заметно ниже, плюс ко всему продаются продукты от небольших фермерских хозяйств, которых в сетевых магазинах просто нет. Качество товаров контролируется соответствующими органами надзора, а скоропортящийся ассортимент, как и положено, хранится в холодильниках.
В этом же формате всё было организовано на "Ценопаде" и теперь. Персики и нектарины из Краснодарского края можно было приобрести по 200 рублей за килограмм; огурцы, тоже краснодарские, – по 70, кабачки – по 90. Азовская халва с маком или кунжутом – по 200 рублей против обычных магазинных 230. Гусь, запечённый с зеленью, – 360 рублей кило, тогда как в магазине подобный деликатес стоит около 390. Причём все продукты на ярмарке именно фермерского, рыночного качества, а не магазинного. Думается, что опытной хозяйке не надо объяснять, в чём разница.
– Я картошки купила здесь, цена даже ниже, чем на рынке, в прошлую ярмарку ещё заметила это, – делится с нами впечатлениями 63-летняя пенсионерка Антонина В. – Ну, и сарделек копчёных решила взять. Кабачки, вообще-то, подешевле хотелось бы найти. Но в остальном продукты и цены мне здесь понравились.
Были на ярмарке и образцы эксклюзивного товара. Такого, которого в магазине не встретишь ни по низкой, ни по высокой цене. Например, на лотке, представляющем бортническую продукцию, можно найти мёд диких пчёл за 850 рублей кг. Можно было купить и менее экзотический продукт – мёд из чабреца и лаванды с маточным молочком, полкило обошлись в 450 рублей. Обращал на себя внимание и лоток гостей из Красноярска: колоритный парень с русой бородой и в камуфляже представлял дары матушки-природы Восточной Сибири. Под навесом пестрели десятки наименований травяного чая. В перечне полезных свойств этих душистых смесей, казалось, нет почти ни одного недуга, от которого бы они не помогали. А стакан очищенных кедровых орехов стоил здесь всего 100 рублей.
«Ярмарка проводится в рамках антикризисных мер совместно с Министерством потребительского рынка Московской области, – рассказал заместитель главы администрации Реутова Дмитрий Чинихин. – На ней представлена продукция фермеров-производителей из Подмосковья и других регионов, которые отпускают свою продукцию по ценам значительно ниже, чем в магазинах. Всего здесь торгуют около шестидесяти фирм. В прошлый раз мы получили много положительных отзывов от жителей. Это говорит о том, что ярмарка востребована».
Не так давно в нашем городе по личной инициативе и под прямым контролем Сергея Юрова впервые были проведены Новогодняя, Масленичная и Пасхальная ярмарки. Кроме того, перед началом учебного года в Реутове планируется провести и Книжную ярмарку.
Читайте также:
Азы экономии: советы домохозяек Реутова
Крупы и сахар подешевели в Реутове
Cупермаркет «Спар» в Реутове заморозил цены
Тонкости ритейла: интервью с директором «Пятёрочки»
В Реутове появится книжная ярмарка
Фестиваль сладостей впервые прошёл в Реутове
Сергей Юров проверил социальную ярмарку
Реутов встретил весну «Ярмаркой мастеров»
Масленичная ярмарка открылась в Реутове