Научный сотрудник реутовского Музейно-выставочного центра художник Сергей Некрасов, недавно побывавший на XXI Международной Лаборатории церковных искусств и архитектуры, делится мыслями о развитии музейного и выставочного дела в реутовском МВЦ.
Лаборатория проходит в сицилийском городе Монреале и является ежегодным слётом творческих сил со всего мира — из Италии, Германии, США, Франции и других стран.
Разговор с Сергеем Некрасовым получился очень обстоятельным, и не только о Монреале, но и о перспективах развития музейного пространства у нас в России, и, конечно, в Реутове. Шла речь и о благотворных переменах в уличном пространстве нашего города, о христианстве, о творчестве, о душе…
Итальянские сокровища
По словам художника, такие поездки к сокровищницам мировой культуры и архитектуры, которыми Италия славится, для любого творческого человека — глоток свежего воздуха. Но сначала всё-таки о Лаборатории церковных искусств и о Монреале. Название международного творческого форума говорит само за себя. Оно перекликается со знаменитым девизом преподобного Бенедикта Нурсийского — Ora et labora, который в переводе звучит не иначе как «Молись и трудись». На международный форум в Италию приезжают художники, архитекторы, богословы, фотографы и даже каллиграфы. Ведь христианское искусство — это очень широкое понятие. Второй год подряд на эти ежегодные слёты приезжает и делегация из России — представители содружества «Артос», объединившего в своих рядах не только россиян, но и украинцев. Сергей Некрасов входит в оргкомитет этого содружества. Он пояснил, что «Артос» в переводе означает «Хлеб». У представителей мира христианского искусства свой хлеб для развития — это в первую очередь вера и творчество в ней, общение и обмен опытом с другими мастерами-современниками и, конечно же, посещение мест, где сосредоточены шедевры, созданные руками величайших предшественников.
— Я специально взял отпуск к этой поездке, потому что в рамках Лаборатории можно не только прикоснуться к подлинникам христианского и церковного искусства, но ещё и встретиться с удивительными людьми и мастерами. В прошлом году я представил на художественной выставке, проходящей в Монреале в рамках Лаборатории, свои скульптуры, а в этом — три графических листа «Рождественского цикла» — обрезную ксилографию (оттиски с деревянных досок), — рассказал Некрасов. — Сейчас эти работы демонстрируются на выставке «Светолитие» в музее-заповеднике «Александровская слобода» Владимирской области. Во время четырёхдневной поездки в Италию мы также участвовали в нескольких интереснейших конференциях по культуре и искусству и посетили витражную мастерскую Калоджеро Дзуппардо. Он руководит группой «Иль Бальо», которая является организатором ежегодных международных Лабораторий, проводимых уже двадцать один год подряд.
Считаю, что всем творческим людям обязательно надо хотя бы раз в жизни увидеть итальянские сокровищницы, такие как соборы и базилики городов Монреале и Палермо. В них бережно сохранены подлинники лучших образцов христианского искусства. В кафедральном соборе Монреале это и сама архитектура, и золотая мозаика, и старинные бронзовые врата собора, украшенные сюжетами из Ветхого и Нового заветов. Никакой бутафории! Созданы они очень давно, но выглядят так, как будто появились только вчера: свет, цвет, краски — всё это предстаёт в первозданном виде. Внутри собора у человека включаются все пять чувств одновременно!
Сергей Некрасов рассказал, что сам этот собор построен в XII веке и украшен знаменитыми уникальными византийскими фресками. В прошлом году для российской делегации принимающая сторона впервые за 200 лет вынесла из Архиепископского музея на публику икону Богородицы XII века.
Передовой опыт уже в Реутове
По словам Некрасова, все эти творческие встречи были очень полезны и для его основной работы в Музейно-выставочном центре Реутова. Почему? Потому что через общение с ведущими искусствоведами и мастерами Европы можно уже с новыми компетенциями и видением оценить картины и другие произведения искусства, имеющиеся в запасниках городского музея, реставрацией которых Некрасов сейчас занимается. Это также позволяет скорректировать перспективы развития музейного и выставочного дела в реутовском центре.
— Именно после таких выездов начинаешь понимать, что подлинники искусства нельзя прятать, они обязательно должны жить не только в храмах и музеях, — говорит научный сотрудник МВЦ. — В Европе — а я кроме Италии был в Германии, Франции, Польше и других странах — искусство всюду сопровождает человека в самой среде его обитания — в городе. Скульптуры, соборы, старинные здания, парки, росписи на фасадах, мозаика, цвет, свет — всё это выходит в человеческое пространство и связывает его в единую картину. В Реутове, что меня радует, в последнее время начинает происходить то же самое.
Цветовые и стилистические решения, которые применялись в этом году в оформлении улиц нашего города, творческий подход при создании нового сквера на углу улиц Победы и Гагарина, по словам Сергея Некрасова, тому прямое подтверждение.
— Чувствуется, что глава города у нас в этом отношении очень прогрессивный и творческий человек. Мне нравится то, что он делает при формировании нового облика Реутова, – поделился мнением художник. — Новые современные цветовые решения и дизайн в оформлении улиц, элементы хайтековского стиля начинают связывать город в единое гармоничное пространство. Всё это, как я понимаю, нацелено на то, чтобы человек не просто посмотрел, прошёл мимо и забыл, но захотел познавать, читать, понимать — что означают увиденные им знаки, символы и пиктограммы, с чем они ассоциируются. А ведь в них современным языком инфографики заложена большая информация, в том числе об истории нашего города, о перспективах его развития.
Возвращаясь к теме христианского искусства, Сергей Некрасов добавил, что в том же Троицком храме Реутова есть многое из того, что создавалось на основе исторического культурного и художественного наследия, в том числе и итальянских мастеров. В росписи, архитектуре, мозаике храма, например, присутствуют те же самые византийские мотивы и начала. Такой подход, по мнению Сергея Некрасова, помогает в творчестве, да и не только в нём, перепрыгивать в развитии сразу на несколько ступенек вверх. А с итальянской культурой у России вообще очень давние и прочные узы. Достаточно вспомнить, что Московский Кремль и Александровская слобода, многие другие архитектурные шедевры нашей страны создавались при прямом и непосредственном участии итальянских зодчих — ярчайших представителей христианского искусства. Людей, к слову, очень образованных и верующих. Особенность этого искусства в том и заключается, заметил Сергей Некрасов, что у человека веры вектор развития направлен в беспредельные дали вечности, к божественности, которая даёт бесконечное живое движение для души и творчества соответственно. Поэтому многие произведения мастеров христианского искусства, пройдя сквозь века, не теряют величия и актуальности.
Музейное пространство выходит за стены
Когда мы снова заговорили о реутовском Музейно-выставочном центре, Сергей Некрасов подчеркнул, что сегодня в его работе реставратора очень важно уметь связать историческое наследие с современными требованиями.
— Я был недавно на конференции по эффективному развитию музейного пространства, — рассказал Некрасов. — Речь шла о развитии коммуникаций — через социальные сети в интернете, на сайтах музеев, об обмене опытом, выставками, о просветительской работе. Именно коммуникативность позволяет сейчас не ограничивать деятельность музеев и галерей пространствами одних лишь выставочных залов. Создаются виртуальные площадки, где можно выставить каталоги выставок — и найти новых зрителей, новых партнёров в музейной и выставочной работе. Там можно развернуть настоящий интерактив с видеоэкскурсиями, альбомами и другими современными возможностями презентации и продвижения музейной и выставочной деятельности.
Таким образом к ней смогут приобщиться не только жители нашего города, но и зрители из Америки, Австралии, Европы. За коммуникациями, я уверен, будущее. Поэтому мы в Реутове тоже активно идём к таким формам музейного общения. Причем коммуникации это ведь не только обмен опытом и идеями. Например, я сейчас пронумеровал 53 новых экспоната живописи 70-х годов ХХ века реутовского художника Евгения Соловьёва из нашего музейного архива. Они будут постепенно реставрироваться, окантовываться и потом станут частью обменного городского выставочного музейного фонда. Стоит задача создать такой обменный фонд. Он нацелен на выстраивание межмузейных коммуникаций. Зачем это нужно? Именно для того, чтобы музей выходил в пространство за пределы своего собственного здания и города. Чтобы в городе появились новые выставочные проекты и обменные арт-программы музеев других городов Подмосковья и России.
Читайте также:
Виктория Сидельникова зовёт на хип-хоп в Реутове
Эксклюзив: радиокнига «Реутов: от хутора до града»
Дмитрий Харатьян отметил культуру жителей Реутова
Владимир Обросов оценил архитектурное наследие Реутова
Фестиваль «Юные таланты Московии» открылся в Реутове
Победителей конкурса в честь юбилея Реутова наградили в музее
Троицкий храм в Реутове отметил первую годовщину