Год назад после резкого падения курса рубля покупатели торопились в дилерские центры, чтобы потратить деньги до подорожания автомобилей. В этом году ничего подобного не случилось — продажи стабилизировались на низком уровне. Повышения потребительского спроса в скором будущем никто из автоэкспертов уже не ждёт.
Готовых рецептов нет
Как нам пояснили в отделе продаж реутовского автоцентра Genser, вряд ли какой салон может похвастать, что он сохранил товарооборот прошлых лет, так как падение продаж автомобилей напрямую связано со скачками курса валют и экономическим кризисом: «Сейчас у людей нет уверенности в стабильности работы и зарплаты, поэтому снижается количество продаж автомобилей даже через кредиты. Люди просто не готовы брать на себя такую ответственность. Можно не сомневаться в том, что рынок автомобильного кредитования будет падать ещё несколько лет». По мнению собеседника, поддержать рынок могут только меры, предпринимаемые на уровне государства.
Чтобы держаться на плаву, автоцентры, расположенные в Реутове, продают машины по прошлогодним ценам, предлагают скидки при сервисном обслуживании и так далее, применяя «стандартный пакет» антикризисных мер.
Российский авторынок за прошлый, 2015 год упал на 35,7 %. Речь идёт о продажах легкового и лёгкого коммерческого транспорта: за год в стране реализовали 1 миллион 601 тысячу 216 единиц.
Согласно оценке аналитического агентства «Автостат», ёмкость рынка легковых автомобилей в России в долларах составила в 2015 году около 30 миллиардов. Это вдвое меньше аналогичного показателя предыдущего года. При этом рублёвая ёмкость рынка сократилась всего на четверть: с 2,34 до 1,8 триллиона.
Ранее сообщалось, что в 2015 году в России на 27,7 % сократилось производство легковых автомобилей. В прошлом году на отечественных заводах выпустили 1,2 миллиона легковых машин.
По последним данным
В январе начавшегося года продажи автомобилей в России ещё немного снизились — до 82 тысяч машин, этот показатель только на восемь тысяч больше уровня января самого кризисного, 2010 года. В общем, до дна рукой подать.
Сейчас в России действуют меры господдержки автомобильной промышленности: программы льготного кредитования и лизинга, госзакупки автомобилей, за год на них потратили из бюджета 34 миллиарда рублей. Однако и эти меры не позволили существенно замедлить падение продаж на рынке.
Государство планирует предпринять новые шаги в помощь авторынку: 3,3 миллиарда рублей выделят на поддержку экспорта машин и 3 миллиарда — на покупку новых автомобилей «скорой помощи». Всего в 2016 году на поддержку авторынка собираются направить около 57 миллиардов рублей. Это позволит обеспечить в этом году продажу около 600-625 тысяч автомобилей.
Дилеры меняют профиль
Первым в Реутове автосалоном, не выдержавшим в прошлом году экономического кризиса и новых условий работы, стал «Реутов-Моторс», закрывшийся ещё 1 апреля 2015 года. Остальные городские автоцентры продолжают свою работу. Общее количество автосалонов в стране по итогам 2015 года также сократилось на 7 % — до 4159. Полностью работу прекратили 75 предприятий, около двух сотен дилеров перестали торговать машинами, но сохранили сервисные подразделения. В первую очередь это касается дилеров Opel и Chevrolet. Некоторые премиальные марки — Mercedes, Audi, Lexus, Infinity, по данным «Автобизнес ревю», наоборот, даже нарастили число дилеров.
Мощность существующей в России дилерской сети рассчитана на продажу как минимум 3 миллионов автомобилей в год. Часть центров перепрофилируются под иные марки, какие-то дилеры стали зарабатывать на обслуживании автомобилей и продаже машин с пробегом, у некоторых собственников — другой бизнес, за счёт которого покрываются убытки дилерского центра. Ещё одна схема, которую используют дилеры, — объединение нескольких марок в одном дилерском центре с закрытием остальных. На это идут марки, продажи которых упали более чем на 50 %, — это Peugeot, Citroen, Chery, SsangYong и др.
Будьте проще
Согласно опросу, проведённому аналитическим агентством «Автостат», большинство опрошенных автомобилистов признались, что им приходится экономить на услугах автомойки. Почти 40 % опрошенных указали, что стали реже эксплуатировать свой автомобиль или отказались от ежедневных поездок. Почти столько же отказались от использования автомобиля для дальних поездок, а также от услуг платных стоянок и гаражей. Помимо того в этот кризис 35 % автовладельцев начали экономить на страховке. Наконец, каждый пятый автолюбитель вынужден заправляться более дешёвым бензином.
Проявилась и тенденция на сдвиг предпочтений покупателей в сторону автомобилей с пробегом. Объём рынка подержанных легковых автомобилей в 2016 году составит 4,8-5,5 миллиона штук — считают в «Автостате». Между тем сотрудники станций техобслуживания в официальных дилерских центрах уже фиксируют заметный отток клиентов, в том числе и «гарантийных» автомобилей.
В целом наблюдается серьёзный кризис по всем направлениям. Радует только то, что настоящего обвала удаётся избежать.
Авторынок в цифрах
Читайте также:
«Фаворит моторс» откроет новый автосалон в Реутове
Реутов возглавил «асфальтовый» рейтинг Подмосковья
Когда можно смело браться за европротокол
Мусорный контейнер оцарапал два автомобиля
Реутов вошёл в тройку лидеров рейтинга по транспортной доступности
Глава Реутова пришёл на работу пешком в День без автомобиля