Преподаватель физики в реутовском лицее Ирина Клёнова вошла в список 100 лучших педагогов Подмосковья и получила стипендию губернатора. Корреспондент газеты «ПроРеутов» расспросила её об истоках своей любви к предмету и педагогических принципах.
Инженер-педагог по образованию, в лицее Ирина Васильевна работает уже четырнадцатый год. Любовь к физике у неё проявилась ещё в школе, где, по её словам, был изумительный учитель этого предмета. Её привлекали и другие точные науки, математика и химия, которые тоже ей давались легко, она занимала призовые места на олимпиадах, в том числе на всероссийских.
В 2003 году в школе № 8 Реутова потребовался учитель физики, и Ирина влилась в педагогический коллектив. Позже образовательное учреждение стало лицеем с физико-математическим направлением. Благодаря этому у неё есть возможность в полной мере реализоваться как преподавателю и, главное, работать с одарёнными детьми, по-настоящему увлечёнными этим предметом, который будет нужен им в жизни.
Один из лучших учителей Подмосковья, она сама любит решать задачи и учит этому детей. Ведь и жизнь, уверена педагог, состоит из поиска решений. Все мы занимаемся множеством проблем. Если ребёнок умеет решать математическую задачу, он сможет решить и жизненную:
— Главная цель — научить ребёнка ориентироваться в жизни. Нет формул, подходящих под жизненные ситуации. Но физика учит мыслить и рассуждать, а это необходимо каждому человеку.
В преподавании физики учитель придерживается практико-ориентированного подхода. Решение реальных задач, приближённых к реальным ситуациям, позволяет детям применять законы физики в жизни.
Ирина Клёнова на уроках всегда приводит жизненные примеры, связанные с учениками и, главное, понятные им. Вот её способ объяснения разницы между равноускоренным и равномерным движением. Она предлагает школьнику вообразить, будто мама попросила его сходить за водой:
— Представь, ты взял ведро, но не заметил, что оно дырявое. Сначала шёл, потом постоял, затем мама крикнула, и ты побежал. Мама спрашивает, всё ли время ты шёл? Ты отвечаешь, что не останавливался. А мама посмотрела по капелькам и увидела: где-то они одинаковые, где-то образовали лужу, а где-то между ними большие расстояния. На таком примере дети понимают, чем равномерное движение отличается от ускоренного.
Своим ученикам Ирина Васильевна даёт не только задания на логику, присутствует и элемент творчества. Например, в рамках первой в этом учебном году лабораторной работы «Измерение размеров малых тел» семиклассники предлагают свой способ определения толщины листа бумаги.
Вхождение в сотню лучших учителей Подмосковья и другие награды для Ирины Васильевны — это результат проделанной работы, а не самоцель:
— Получилось — слава богу. Я просто стараюсь хорошо работать.
Этого же правила педагог придерживается в жизни: всё нужно делать хорошо, а плохо само получится. По мнению Ирины Клёновой, самое главное для учителя — любить детей и свой предмет. А чтобы ученики полюбили физику, они должны хорошо относиться к преподавателю:
— Нужно относиться ко всем детям как к собственным: прощать их ошибки. Важно понимать, что они пришли в школу учиться, не наседать на них. Любовь к предмету должна возникать через любовь к учителю. Если я люблю предмет, детей, они будут любить меня и физику.
К каждому школьнику учитель старается найти индивидуальный подход. Кого-то заниженная оценка подстегнёт, и он будет лучше учиться. А другого нужно похвалить, иначе он опустит руки. Оценка — вещь очень субъективная. В этом вопросе нельзя не учитывать особенности ребёнка. Нельзя сказать, что пятёрки у всех одинаковые: кому-то она далась легко, второй её выстрадал, а третий получил случайно.
Ирина Васильевна — мама четверых ребятишек, и всех учеников она воспринимает как своих детей. Даже если есть какие-то огрехи, она старается не озлобляться. Ребёнку важно понимать, что плохая ситуация случилась и прошла, а жизнь продолжается:
— Через своих детей учишься прощать и понимать ошибки учеников. Неудачи собственных детей мы переживаем, пропускаем через себя, не можем от них отказаться. Также и здесь. Всё равно мы должны идти дальше. Всем запомнятся школьные годы. Ученики уйдут, но память об учителях у них останется. Все мы вспоминаем своих педагогов.
Преподаватель считает, что нужно любить и хорошо относиться ко всему, воспринимать жизнь такой, какая она есть. Учитель всегда предлагает детям относиться к неудачам, как к атмосферным осадкам: сегодня они одни, завтра другие. А жизнь продолжается, и она прекрасна.
Читайте также:
Ирина Клёнова из Реутова вошла в сотню лучших учителей в Подмосковье
Реутовские дети учат ментальную арифметику
Строящийся в Реутове детский сад объединят с соседними
Строители детского технопарка в Реутове ускоряют темп
Креативная библиотека открыла сезон в Реутове