Почётным «местом жительства» для автоматической космической станции «Алмаз» разработки и производства «НПО машиностроения» стал павильон «Космос», который воссоздают сейчас на территории Выставки достижений народного хозяйства в столице России.
В середине прошлой недели, ближе к полуночи, жители северной части Реутова могли наблюдать необычное зрелище: мерно гудя, под окнами двигался караван большегрузных машин. Тех, кто в этот момент не спал, можем поздравить, они стали свидетелями исторического события: по улицам города с территории выставки ракетно-космической техники «НПО машиностроения» транспортировали на ВДНХ уникальную станцию «Алмаз».
Это изделие по праву считается «жемчужиной» среди космических разработок Владимира Челомея, сделанных на реутовской земле. Автоматическая станция «Алмаз» родилась из пилотируемой станции, которая успешно работала на орбите с тремя экипажами космонавтов.
Когда пилотируемой космонавтикой стала заниматься только ракетно-космическая корпорация «Энергия» в Королёве, Челомей предложил сделать станцию радиолокационной разведки, способную наблюдать за объектами на Земле из космоса. В основу нового изделия и легла пилотируемая космическая станция «Алмаз».
– Мы ещё никогда такие крупные экспонаты не передавали никаким музеям – ни в нашей стране, ни, тем более, за рубежом. Это действительно историческое событие, – так прокомментировал перевозку «Алмаза» руководитель пресс-службы предприятия Антон Дегтярёв.
Автопоезд пришлось организовать потому, что вместе со станцией на ВДНХ отправилось и другое оборудование: штатные кронштейны, на которых станция проходила испытания, антенны и так далее. Всё это будет смонтировано уже на месте, в павильоне. Передан и ещё один экспонат – многоразовый возвращаемый аппарат комплекса «Алмаз».
«Алмаз» не впервые покидает территорию «НПО машиностроения». Его уже вывозили, в том числе и на ВДНХ. Но на очень короткое время, это было в начале 1990-х годов. Так что маршрут транспортировки станции уже, в общем-то, отработан. И хотя прошло уже много времени, сотрудники предприятия знали, к чему готовиться. Службам «НПО машиностроения», как и городским службам, в эту ночь пришлось серьёзно поработать. Во время перевозки пришлось временно перекрывать движение другого транспорта на улицах Парковой и Победы. Караван сопровождали машины ГИБДД и Росгвардии. Работала бригада электриков, они приподнимали провода в «негабаритных» местах.
– Это была достаточно сложная операция, длившаяся в течение всей ночи. Никаких происшествий по дороге на ВДНХ не произошло, станция была успешно доставлена. После этого в течение двух дней рабочие и специалисты «НПО машиностроения» монтировали новые экспонаты – орбитальную станцию и возвращаемый аппарат – в павильоне «Космос».
Кстати, разработчики называют корпус станции «бочкой». Её диаметр – более четырёх метров, длина – более десяти. Даже в упакованном виде, погруженная на машину и потерявшая узнаваемость в очертаниях, «бочка» производила незабываемое впечатление грандиозными размерами. Возвращаемый аппарат, который на практике должен стыковаться с этой станцией, тоже мало уступал габаритами.
– Было тяжело расставаться с этой станцией, когда нам предложили передать её для новой экспозиции на ВДНХ. А для многих наших ветеранов это был просто удар, они привыкли, что станция «Алмаз» всегда в нашем музее, – поделился Антон Дегтярёв. – Сколько народу приходит к нам на территорию предприятия: школьники, студенты, специализированные делегации с других предприятий, военные, должностные лица – это тысячи людей. Но на ВДНХ нашу станцию увидят миллионы, это тоже надо понимать. Поэтому скрепя сердце мы всё-таки с ней расстались.
Однако, как сообщил Антон Дегтярёв, место, на котором стояла станция «Алмаз», долго пустовать не будет: там появится другой уникальный экспонат, он похож на эту станцию, но отличается небольшими особенностями. Остаётся в музее «НПО машиностроения» и орбитальная пилотируемая станция, которую, как сообщили на предприятии, гораздо больше любят посетители, так как в неё можно залезть и почувствовать себя настоящими космонавтами.
В числе экспонатов, которые отправятся из Реутова на ВДНХ, несколько масштабных моделей. Будут переданы и даже специально изготавливаются для этой экспозиции модель ракеты УР-500, это первая универсальная ракета Владимира Челомея, предшественник известного на весь мир «Протона», а также ракета УР-700, сделанная для лунной программы. Проект так и не был осуществлён, хотя многие учёные и конструкторы были уверены, что с помощью него СССР первым полетит на Луну. Размеры модели ракеты внушительные, её высота почти девять метров. Кроме того, в отдельном зале будут представлены и другие прорывные, но не реализованные проекты: модель лёгкого космического самолёта и ракетоплан Челомея. И, конечно же, модель космического дистанционного зондирования Земли «Кондор-Э» займет достойное место в зале перспективных аппаратов.
Читайте также:
Солнечные панели для детского технопарка изготовило «НПО машиностроения»
Монумент в виде ракеты установят в Реутове к ноябрю
Проектно-строительному комплексу «НПО машиностроения» исполнилось 60 лет
Самый большой в мире фотоаппарат «Агат-1» установили в Музее космонавтики
Школьникам Подмосковья показали НПО машиностроения