Проживающий в Реутове кавказец, желая выплатить карточный долг, пошёл на кражу грузовой машины и отправился в места не столь отдалённые.
Аслан Хасанбеков родился в горном селе одной кавказской республики. Образование у него было ниже среднего: он ушёл из школы после четвёртого класса. Но паренёк был шустрым, несмотря на отсутствие знаний по многим школьным дисциплинам. В армию не попал по медицинским показаниям — получил «белый билет». Соседи поговаривали, что не обошлось без родственных связей, хотя кого этим удивишь. Постоянной работы он не имел, да и не очень-то старался устроиться. Деньги до поры до времени были — родители помогали. Так и жил: получил права, купил «Приору» и гонял по дорогам в компании друзей. Однако незадача приключилась: Аслан пристрастился к игре в карты, на деньги. Это его и сгубило.
Хасанбеков оказался азартным игроком. Даже частые проигрыши его не останавливали, он продолжал играть, иногда даже отыгрывался. Но ставки росли, а у Аслана началась «чёрная полоса». Родные, узнав о его увлечении, деньги давать перестали. И когда в очередной раз нужно было вернуть карточный долг, он впервые пошёл на воровство. Угнал и отдал вместо денег машину. А когда в такой же ситуации попытался это сделать снова, его поймали.
В горах все друг друга знают — воровать у соседей не принято. Так и попал под суд. Ему светил реальный срок, но то ли судья оказался очень гуманным, то ли помог кто: его приговорили к трём годам условно с двумя годами испытательного срока. Тут бы ему остепениться, но Хасанбеков был парень горячий, вести себя тихо и законопослушно не умел. Через полгода он ввязался в драку, после чего условный срок ему отменили и дали реальный — те же 3 года, но уже в колонии общего режима. После 2,5 лет отсидки Аслан вышел на свободу — по условно-досрочному освобождению.
Родственники его встретили сдержанно, а потом отправили в Россию. С глаз долой — работать. Чтобы перед соседями не краснеть.
Такова предыстория. Дальше — больше. Родственники Аслана не знали, да и знать не могли, что на свободу он вышел не с чистой совестью, а с ещё одним карточным долгом, почти в 100 тысяч рублей. Рассказывать родным об этом Аслан, понятное дело, не стал.
Он остановился в Московской области, снял квартиру в Реутове. Работать, тоже родственники помогли, ему предстояло в одном из соседних подмосковных городов, в крупной частной компании, не первый год занимающейся грузоперевозками. «Парень отсидел, но исправился, работать хочет», — сообщил гендиректору компании дядя Аслана. Едва разобравшись с жильём, Аслан направился к будущему месту работы. Тянуть время резона не было — на зоне его поставили на счётчик, проценты капали. Разумеется, он не рассчитывал избежать выплаты долга. Не та ситуация, когда можно спрятаться — всё равно найдут.
В транспортной компании ему понравилось. Много больших машин — самосвалов, на таких ему ездить ещё не приходилось. Но он особо не волновался: крути баранку да жми на педали. А права соответствующей категории он оформил ещё на родине. Настоящие, без обмана, правда, необходимого обучения и строгой сдачи экзаменов он избежал, по знакомству.
Хозяин компании, он же генеральный директор, встретил Хасанбекова по-доброму:
— Водить можешь? Хорошо! — порадовался он. — У меня один КаМАЗ освободился...
Договорились, что к работе Аслан может приступить в тот же день. Ему того и нужно было. Он залез в кабину, потом для порядка открыл капот, заглянул в кузов. Машина производила приятное впечатление — сравнительно новая, хотя и поездившая. Аслан достал свой телефон и сделал два снимка — спереди и сбоку. И снова залез в кабину. Свежие фотографии спустя некоторое время отправились на известный ресурс бесплатных объявлений, в раздел «Грузовики и спецтехника. Продажа в Москве». И цена — 200 тысяч рублей.
К своему неподдельному удивлению, первый звонок по объявлению он получил уже через два часа.
— Машину где посмотреть можно? — спросил мужской голос с лёгким акцентом, выдававшем выходца из Закавказья.
— Земляк, когда смотреть хочешь? Могу сегодня показать! — ответил Аслан, радуясь своему везению.
Договорились, что встреча произойдёт через час, на заправке на МКАДе.
Возможный покупатель представился Гариком. Он сразу же полез осматривать машину, заводить мотор, прислушиваться. Было видно, что в грузовиках он разбирается. Наконец, окончив осмотр, он подошёл к Аслану:
— Хорошая машина, брат. А что по документам?
— Всё в порядке, земляк, всё хорошо с документами. Только, понимаешь, не на себя оформлял, обстоятельства такие, — ответил Хасанбеков и привел убийственный довод. — Я же со скидкой продаю. Такая три миллиона стоит!
Гарик достал телефон и, коротко взглянув на Аслана, отошёл, извинившись, позвонить. Говорил на повышенных тонах, горячо споря с собеседником. Но не по-русски, поэтому Аслан ничего не понял.
— Смотри, брат: машина хорошая, но с документами у тебя проблема. А нам её ещё перегонять, далеко. Давай на 100 тысяч договоримся и разойдёмся. Как? — вернулся он к Аслану.
Тот стал торговаться:
— Не пойдёт. Давай за сто пятьдесят?
Гарик снова схватился за телефон, но, передумав, предложил свою цифру:
— Сто тридцать — последнее слово!
— Ладно, давай, — сдался Хасанбеков.
КаМАЗ перегнали на одну из реутовских стоянок. Через какое-то время туда же подъехал ещё один закавказский представитель и передал Гарику спортивную сумку. Деньги пересчитали в кабине грузовика — всё сошлось. Аслан отдал покупателю документы на машину, закинул сумку на плечо и удалился с места сделки.
Далее события развивались так. Когда Хасанбеков не вернулся с заправки, ему стали звонить из гаража, но трубку он не брал. В тот же день он собирался уехать из Московской области, чтобы вернуть долг. Как — вопрос технический. Но сделать этого ему не удалось — позвонили с далёкой родины и поинтересовались, что он там опять творит? Долго отнекиваться не стал, признался во всём: и в краже машины, и в карточном долге. Ничего лестного в ответ Аслан не услышал.
Замять дело не удалось — хозяин транспортной компании, уже подавший заявление в полицию, на мировую идти не хотел. Всё-таки устроил он Хасанбекова по личной просьбе одного из его родственников, своего старого знакомого, а тот его так подвел.
В итоге на Аслана были заведены дела сразу по двум статьям: растрата или хищение чужого имущества с причинением значительного ущерба и мошенничество, тоже с причинением значительного ущерба.
Смягчающими обстоятельствами стали явка с повинной, полностью возвращённая сумма денег и способствование в розыске имущества, добытого в результате преступления. Однако среди отягчающих обстоятельств были рецидив преступления и непогашенная судимость.
Приговор суда гласил: по каждому эпизоду — 1 год 8 месяцев, по совокупности — 2 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Вот только вопрос с возвратом карточного долга, к глубокому сожалению Хасанбекова, остался открытым. Хотя родственники обещали что-нибудь сделать...
Имена и некоторые обстоятельства дела изменены.
Редакция благодарит прокуратуру Реутова за предоставленные материалы.