В прошлом реутовчанин Леонид Фролов был индивидуальным предпринимателем, но с тех пор много воды утекло. Теперь иногда приходилось «таксовать», чтобы заработать на хлеб насущный. Между тем в гараже практически без движения стояла десятилетняя «Хонда Цивик», немолодая, но ещё довольно бодрая машина. Особой необходимости в ней у Леонида не было, но и продать почему-то не получалось, несмотря на неоднократное снижение цены и уверение потенциальных покупателей в возможности торга. Однако попыток выручить денег за «Хонду» Фролов не оставлял. Он не мог и подумать, что пожелавший приобрести его машину окажется мошенником.
Чтобы ускорить продажу автомобиля, Леонид решил продать «Хонду» кому-нибудь в рассрочку. Из сообщений на интернет-сайтах бесплатных объявлений он узнал, что эта практика уже проверена другими продавцами. Даже форма такая появилась – «аренда автомобиля с правом дальнейшего выкупа».
И действительно, только Леонид успел разместить объявление, как буквально через сутки ему позвонили. Потенциальный покупатель представился Олегом Спиридоновым из Москвы и изъявил желание посмотреть машину. В тот же день они и встретились. Когда Леонид на своей «Хонде» подъехал к городскому Центральному парку, его уже ждал гость из Москвы.
Спиридонов придирчиво осмотрел машину, пролистал документы на неё, сел за руль, в сопровождении Леонида объехал квартал. И остался доволен. Тем более что Леонид сделал ему хорошую скидку. Окончательно сошлись на 350 тысячах.
Подписали договор, на основании которого Спиридонов теперь должен был платить Леониду восемь с половиной тысяч рублей в неделю, пока не выплатит всей суммы. После этого машина переходила новому собственнику. А пока «официально» «Хонда» была в аренде. Затем Леонид и Олег сели в машину и поехали в страховую компанию, где арендатор был вписан в полис. Спиридонов там же выплатил первый взнос, а Леонид передал ему комплект ключей, страховое свидетельство и свидетельство о регистрации автомобиля. Паспорт транспортного средства он намеревался отдать после выплаты покупателем всей суммы. После этого москвич откланялся и сел за руль. Леонид же, довольный итогами сделки, отправился домой пешком. Он тогда ещё и не догадывался, что попал в очень неприятную историю.
Дело в том, что «покупатель» оказался обыкновенным мошенником. И регулярно вносить взносы за автомобиль вовсе не собирался. Более того, этот автомобиль он планировал продать, и как можно скорее.
На момент встречи с Леонидом Олег Спиридонов всего полгода как освободился из мест заключения. Срок отбывал по статье за мошенничество. А предыдущая его отсидка была и вовсе за разбой. Знай Леонид такие подробности, он наверняка бы задумался, прежде чем вступать в какие бы то ни было, и тем более финансовые, отношения со Спиридоновым. Подозрения по поводу проведённой сделки у него появились лишь через неделю, когда очередной транш на его карту перечислен не был. «Олег, в чём дело? Я денег не получил!» – тут же позвонил он Спиридонову. Но тот честно сказал, что денег нет. Будут – тут же переведёт. Такой оборот Леониду не очень понравился, но, веря в человеческую честность, он обещал подождать до следующей недели. Но и тогда у Олега не оказалось денег. Лишь через месяц звонков и упрёков Леонид получил на карту сразу двадцать тысяч. Сумма была несуразная и, как оказалось, – последняя. Олег перевел её, чтобы Леонид не пошел в полицию. В том, что рано или поздно незадачливый продавец всё равно туда отправится, Спиридонов даже не сомневался. Но пока ему нужно было потянуть время. В разгаре была сделка по продаже автомобиля.
Покупателя Спиридонов даже не искал. Он уже был: его давний, ещё «дотюремный» знакомый, житель Белоруссии, который попросил Олега «как местного» помочь с покупкой автомобиля, желательно недорогого. План, как «помочь» зарубежному знакомому, родился быстро. И так же быстро был осуществлён благодаря реутовскому автолюбителю. Теперь оставался лишь технический вопрос – продажа «Хонды» белорусу.
Тому машина понравилась: не новая, но в приличном состоянии. И цена не кусалась. Вот только с документами были какие-то непонятки. Спиридонов предлагал оформить договор купли-продажи от другого лица – Леонида Фролова. «Что ты переживаешь! – убеждал белоруса Олег. – Машина по документам не моя, но бывшему хозяину я всё уже выплатил. Подписываем договор – и «Хонда» твоя! Вот он, договор, смотри…». Спиридонов показывал документы, подписанные при сделке, уверял, что просто помогает продать тачку. Но белорус всё сомневался, и не без оснований: «Я её не себе беру, а жене. Давай так: куплю-продажу подписываем, я её оформляю у себя в ГАИ, если всё в порядке – перевожу тебе деньги на карту. Расписку я тебе напишу. Согласен?». Схема была какая-то мутная. Спиридонов это понимал, но так или иначе от машины всё равно надо было избавляться. Ездить на ней он не собирался. И он решил «попробовать».
Машина оформлялась сразу же на жену белоруса. Договор был подписан, ключи переданы. Но женщину ждал неприятный сюрприз в Брянской ГИБДД, куда она обратилась с заявлением о снятии машины с учёта в связи с её «переездом» в другое государство. В ГИБДД выяснилось, что машина в розыске. «Ты что творишь? Что ты мне за машину подсунул? Почему это она у тебя в розыске?» – обрушился белорус с вопросами на Олега по телефону. «Да всё нормально! Решу я все вопросы, не беспокойся. Запиши пока телефон бывшего хозяина машины, он тебе всё подтвердит» – ответил тот.
Спиридонов рассчитывал, что обманутый им реутовчанин всё ещё ждёт у моря погоды. Но тот уже рассказал всё в полиции. Потому и машина была внесена в базу розыска. Когда покупатель перестал отвечать на звонки, Фролов отправился по указанному в договоре адресу места жительства Спиридонова, чтобы лично потребовать: или плати деньги, или верни машину. Но там, как оказалось, проживали совсем посторонние люди. Вдобавок ко всему однажды утром раздался телефонный звонок: «Как вы объясните, что ваша машина находится в розыске?» – «Секундочку… какая машина, откуда вы звоните?..» – растерялся Леонид, но после объяснений подтвердил, что, да, договор был подписан, но потом он на этого прохиндея написал заявление в полицию, потому что тот перестал деньги выплачивать. Так реутовчанин познакомился с новым покупателем своей машины. В полиции этим фактом заинтересовались и вскоре уже связались с брянскими коллегами.
Таким образом, «Хонда» вернулась к своему бывшему хозяину, а Олег Спиридонов – в тюрьму. На этот раз срок, с учётом рецидива преступления, оказался серьёзным: пять лет и шесть месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Против мошенника сыграло и то, что предыдущие судимости на тот момент не были погашены.
Имена и некоторые обстоятельства дела изменены. Редакция благодарит прокуратуру Реутова за предоставленные материалы.