Новости / Мнения
Новогодний подарок от писателя Евгения Водолазкина
30.12.2019 в 12:20
1141 0
Автор: Мария Очаковская

Известный литературовед и писательница Мария Очаковская, с которой «ПроРеутов» активно сотрудничал в течение года, предлагает преподнести в качестве новогоднего подарка книгу писателя Евгения Водолазкина.

В канун новогодних праздников, когда все, от мала до велика, выпучив глаза, бегают по магазинам в поисках подарков, я хотела бы, вспомнив советский опыт, посоветовать читателем остановить выбор на книге, причём на вполне конкретной книге конкретного автора. Это новый, вышедший минувшей осенью сборник рассказов Евгения Водолазкина «Идти бестрепетно».

Если же в магазине этого произведения не окажется, то я бы настоятельно рекомендовала купить и почитать любую другую книгу этого автора. Собственно, их у него ещё четыре  это романы «Лавр», «Соловьев и Ларионов», «Авиатор» и «Брисбен». Поверьте, не пожалеете.  В качестве аргумента я могла бы привести длинный список литературных премий, полученных Водолазкиным, но, предвидя возражения из серии «знаем мы, как они даются, небось, заплатил да получил», делать этого не буду, лишь уточню, что автор получал награды не только в России, но и в Европе. (Почти все его книги переведены на английский и другие языки).

Обычно на Западе чем больше ругаешь Россию, тем больше лауреат, но уверяю вас, в случае с Евгением Германовичем европейские критики, возможно, вспомнив о Чехове, Достоевском и Толстом, присудили премию великой русской литературе, продолжателем которой является наш современник, писатель Евгений Водолазкин. Говорю это совершенно искренне. Лично для меня роман «Авиатор» (именно с него началось моё знакомство с писателем) стал настоящим откровением  добрым, мудрым, захватывающим, рассказанным восхитительным русским языком.

Случайно совпало, что вскоре мои восторги нашли подтверждение в телевизоре: на канале «Культура» шло эмоциональное обсуждение его книги «Лавр». Собравшиеся в студии литературные мэтры говорили о Водолазкине как о классике, будто и не замечая, что этот классик вполне себе живой и скромно сидит рядом. Отдельно затронули они и тему русского языка, который у писателя таков, что «становится подлинным героем романа». 

Тут, пожалуй, стоит уточнить, что автор по образованию филолог (закончил КГУ им. Шевченко) и пришёл в художественную литературу относительно недавно. В 2012 году, когда вышел «Лавр», принесший ему известность (по версии The Guardian он вошёл в топ-10 лучших книг мировой литературы о боге), Евгению Германовичу было уже 48 лет. До это времени доктор филологических наук, литературовед, медиевист Водолазкин занимался наукой, работал в Петербурге, в Пушкинском доме. Долгие годы дружбы и совместной работы связывали его с академиком Д. С. Лихачевым. Сам писатель не без гордости рассказывает, что Дмитрий Сергеевич был посаженным отцом на его свадьбе, а ещё выхлопотал жильё для молодой пары. 

И все жё, как бы то ни было, ни образование, ни опыт работы, ни учителя не заменят прирождённого чувства языка, таланта. Именно он помогает автору рассказывать просто о сложном, легко передавать нюансы любой эпохи, делать нужные акценты так, чтобы поступки, совершаемые героями, стали понятны каждому. И, конечно, только талант придаёт автору некую волшебную силу превращать читателя в неравнодушного, непосредственного участника событий. Да ещё каких событий! 

К примеру, в романе «Авиатор» главный герой, 32-летний Иннокентий Платонов, оказывается участником принудительного эксперимента по крионике.  Замороженный в 30-х годах, он возвращается к жизни в чужое ему время — в последний год XX века, и по совету врача, оживившего его, начинает вести дневник. В дневнике воспоминания героя о дореволюционной юности и последующей жизни при большевиках переплетаются с новыми, подчас шокирующими впечатлениями и событиями дня сегодняшнего. Согласна, сюжет не новый, заимствован из фантастической или даже сказочной литературы, к тому же в романе есть и детективная интрига. Но уверяю вас, за этой жанровой внешней декорацией стоит глубокое, мудрое содержание, которое и выделяет Большую книгу из общей массы однодневной литературы.

В следующем романе «Лавр», примечательно, что автор назвал его «неисторическим», хотя события развиваются в Средние века на Русском Севере, образ главного героя и обстоятельства, в которые он помещён, как и в «Авиаторе», можно назвать необычайными. В книге гениальный целитель и травник Арсений живёт как бы не своей, а чужой жизнью, проживая её не за себя, а вместо любимой женщины, умершей, как он считает, по его вине. Для искупления этой вины герой становится странствующим целителем, помогающим всем, кто встречается ему на пути и нуждается в помощи, затем совершает паломничество в Иерусалим и постригается в монахи…  Как же это непросто пересказывать сюжеты таких книг, и к тому же бессмысленно.

Пожалуй, правильнее будет привести отзывы других читателей, а их невероятное количество по нынешним нечитающим временам  обоих полов и разных возрастных категорий. Отзывами на его книги пестрит весь интернет, на форумах разгораются жаркие дискуссии. Одни называют Водолазкина «русским Умберто Эко» и говорят, что «ему удаётся соединить редкую для серьезной литературы занимательность с интеллектуальным и духовным началом». Для других он «русский Маркес», в романах которого «есть тьма и свет, смрад и духовная сила и вовсе нет фальши». Конечно, встречаются и резко негативные отзывы, и это нормально, даже правильно, но их несоизмеримо меньше. Очень забавно, что ругают Водолазкина скорее за убеждения, чем за какие-то, с их точки зрения, литературно-художественные изъяны. Вот вам пример. Устами героя романа «Авиатор» автор примиряется или даже в какой-то мере оправдывает «времена сталинских репрессий». А такая миролюбивая позиция, как вы понимаете, многих сильно раздражает. Ну, да и Бог с ними…

Что же касается последней книги писателя «Идти бестрепетно», о которой я упоминала вначале, то в ней, можно сказать, нет придуманных героев. Это личная книга, в которой автор на первый план помещает самого себя. По его словам, это «Маленький личный Рай детства», история семьи, родные Петербург и Киев, Пушкинский Дом, занятия наукой и неожиданный переход «от филолога-медиевиста к писателю».

Новый сборник включает автобиографические и художественные эссе, рассказы и заметки разных лет, некоторые из которых, на мой взгляд, должны, даже обязаны разойтись на цитаты, учитывая, что Водолазкин наделён ещё одним очень редким даром  замечательным чувством юмора.

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Энергия Выборы Наше Подмосковье Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей РТВ Девушкамечты Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Космос Людмила Колобанова Путешествия Президент Владимир Путин Интернет ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы
< >