В Музейно-выставочном центре Реутова (улица Победы, 2) проходит выставка произведений преподавателей кафедры «Рисунок и живопись» Института графики и искусства книги имени В. А. Фаворского Московского Политехнического университета.
Среди авторов — члены Московского Союза художников, Российского Союза художников, Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников, участники российских и международных выставок, именитые мэтры, чьи работы получили международное признание и хранятся в государственных и частных коллекциях. По словам куратора выставки Андрея Дубова, преподаватели постарались отобрать для экспозиции свои лучшие работы, которые вполне могли бы стать примером и ориентиром для студентов и абитуриентов при выполнении ими практических заданий к подготовке к творческим испытаниям.
— Свои творческие работы представили 10 преподавателей нашего вуза, — отметил Андрей Игоревич. — У всех нас — своя техника исполнения, свой взгляд на мир и пространство. Но при всём многообразии работ все они объединены «генетическим кодом» школы «Полиграф», которую мы представляем. Эту уникальность можно заметить, рассматривая представленные работы, их жанры и тематику. Всё это делает выставку интересной не только для зрителей, но и для нас самих, художников. Сегодня мы по-новому взглянули друг на друга, увидев многие работы здесь впервые.
Художники отметили также качество выставочного зала Реутова.
— Поклонники изобразительного искусства могут неспешно и во всех деталях рассмотреть произведение — картины размещены на достойном расстоянии друг от друга, очень хорошее освещение, —прокомментировал Дубов. И, выражая свою признательность, он от лица коллег вручил директору Музейно-выставочного центра Антонине Кошкиной свой пейзаж, написанный в Суздале в 2010 году.
— Хорошую картину в хорошие руки приятно отдавать, — улыбнулся он.
На открытии выставки авторы рассказали историю своего ВУЗа и факультета, а ему в прошлом году исполнилось без малого 100 лет, и приветствовали пришедших на вернисаж первых зрителей.
— Художнику очень важно, чтобы на его выставке был зритель! — высказала своё мнение художница Ольга Богомолова. — Нам необходима реакция, обратный взгляд: глаза в глаза. Момент признания — это то, что вдохновляет, придаёт сил и мобилизует на дальнейшее творчество! Мы работаем не только для себя, но ради зрителя! Я, например, всегда думаю о том, как моя работа будет воспринята. Понравится ли? На выставке — несколько моих пастельных натюрмортов, и надеюсь, что они найдут отклик у гостей центра.
— Станковая живопись, которую мы сегодня здесь представили, ныне не так популярна в современном искусстве, — дополнил слова коллеги художник-преподаватель Алексей Федулов. — Но, на наш взгляд, эта традиционная форма вполне доказала своё право на существование. Несмотря на то, что вокруг появилось множество новых названий и направлений, порой даже трудно выговариваемых, станковое искусство не перестаёт высоко цениться на рынке. Это азы, скелет, на котором всё держится. Меня поразило сохранение традиций, которое мы видим в представленных сегодня работах, очень многогранных. Мы как преемники ВХУТЕМАСа не лишены многофункциональности — можем работать в разных техниках: и как живописцы, графики, иллюстраторы. Недавно в нашем институте открылось ещё одно направление — дизайн, и мы надеемся, что, может, среди молодых посетителей найдутся и те, кто захочет поступить к нам.
После торжественных слов авторы работ провели для всех желающих небольшую экскурсию, попутно рассказывая истории про создание своих картин. К сожалению, не все художники смогли приехать в день открытия на свой вернисаж — их представил куратор. Так, на левой стене висят картины Олега Иванова, представителя «левого крыла» полиграфической школы.
— Его «Жёлтая кухня» чётко разделена на цветовые пространственные планы. Синее — за окном, освещённое жёлтое — часть интерьера, и тёмная фигура на третьем плане, — описывает работу Андрей Дубов. — Олег — настоящий мастер перевоплощения знакомого, казалось бы, пространства. Разговор о цвете в его работах принципиально важен. Художник демонстрирует свои возможности через цвет, благодаря цветовой наполненности краска приобретает силу некой субстанции, доминирующей и определяющей приоритеты.
Следующий автор — не менее уважаемый мастер Юрий Лисовский. Его пейзажи — это очень внимательные детальные вещи.
Многие пишут пейзажи. Но в чём отличие пейзажа, написанного настоящим художником, от упражнений ученика? Здесь видна пространственная ясность. Посмотрите на этот зимний пейзаж: первый план — снег. Второй — деревья, выстроенные в один ряд, и небо. Пейзаж — это то, что нас окружает, и суметь структурировать его, создать пейзажную композицию — самое главное. Всё это может на первый взгляд и просто, но когда с этим сталкиваешься на практике, понимаешь — сложно. И с этой нелёгкой задачей Лисовский справляется лучше всех! Способность увидеть в самых простых и незамысловатых вещах их скрытые особенности — вот особенность мастера.
Дойдя до собственных произведений, Андрей Дубов стал приоткрывать зрителям интересные подробности их создания.
— Вот виды старинного города Плес. Многие же из вас там бывали? — обращается он к зрителям. — Я часто туда приезжаю к другу, и мы вместе ходим на этюды. А вот «Новоиерусалимский монастырь» 1993 года. Мы все очень дружим с его настоятелем и ежегодно пополняем художественный музей при обители — дарим свои картины. А вот на этой картине — моя собственная мастерская. Не секрет, что по убранству комнаты и обустройству мастерской очень многое можно сказать о тех, кто в них живёт и творит. Так что в этом плане я раскрываюсь перед вами, дорогой зритель…
На этом увлекательное «творческое путешествие» продолжилось. Присоединиться к нему сегодня могут любые желающие. Выставка работает до 26 мая.
Татьяна Белая