«ПроРеутов» уже рассказывал о выставке произведений преподавателей кафедры «Рисунок и живопись» Института графики и искусства книги имени В. А. Фаворского Московского политеха «Живопись», проходящей в Музейно-выставочном центре Реутова. Сегодня мы поговорим о творчестве одного из авторов этой экспозиции — Ольги Богомоловой.
Член Московского союза художников, выпускница Московского полиграфического института, а ныне преподаватель Московского политеха Ольга Богомолова рассказала о своих творческих ангелах, о возможности запечатлеть время и об особой любви к натюрмортам…
За плечами художницы работа в нескольких известных издательствах: «Искусство», «Просвещение», «Советская Россия», «Детская литература» и др. Она — участница многочисленных выставок, в том числе международных. Сама Ольга смеётся: порой коллеги, отмечая её творческую продуктивность, в шутку советуют ей сдерживаться. Она не боится экспериментировать и работать в самых разных техниках — от станковой живописи, масла и акварели до ксилографии, линогравюры и монотипии. В этот раз в Реутове она представила свои пастельные натюрморты и призналась, что это её любимая техника и любимая тема.
Эта тихая жизнь окружает нас всегда
Простые вещи, повседневные… Казалось бы, о чём тут петь?.. Но именно художник может увидеть в этом мимолётную красоту, запечатлеть секундное дуновение ветра, опавший листик с цветка…
— Признаюсь честно, когда мне дарят цветы, у меня буквально начинают чесаться руки. Но не из-за аллергии, а от желания прибежать домой, поставить всю эту красоту в вазу и зарисовать, — признаётся Ольга. — Очень часто я пишу ночью. Для пастели не так важно освещение, как для масла, например. Вчера с дачи вернулась, привезла огромный букет тюльпанов. Красота невозможная! Понимаю, что завтра всё — не дотянут, потускнеют, опадут… А как хочется запомнить этот живой сочный момент. Сделать фотографию на телефон? Наверное, это тоже выход, но мне очень важно вербальное «общение», наслаждение мгновением.
Рассказывая о том, почему она стала художником, Ольга улыбается: «Благословили творческие ангелы в детстве…»
— Я родилась в обычной трудовой семье: мама работала в школе, папа был водителем. А я всегда любила рисовать. За обои могли и отругать, тогда я переключилась на асфальт у дома. Прекрасно помню тот день, когда я, пятилетка с мелками в руках, создавала очередное творение, а мимо проходила пожилая пара. Внимательно посмотрев на мои рисунки, они очень серьёзно сказали: «Девочка, ты хорошо рисуешь! Тебе надо стать художницей! Надо заниматься!». И пошли дальше. А я поднялась с коленок с мыслью, что теперь точно знаю, кем хочу быть! Такие вот творческие ангелы мимо меня прошли…
В советское время дети были самостоятельные: сами в школу ходили и в кружки записывались. Вот и Ольга нашла рядом с домом изостудию.
— Во втором классе, возвращаясь из школы, я случайно обратила внимание на детей, которые торопились с этюдниками в клуб Русакова, буквально через улицу от моего дома. Оказалось, там, на самом верху, была расположена изостудия, где днём занимались дети, а по вечерам — взрослые. Я уверенно поднялась по высокой лестнице, представилась, познакомилась с преподавателем и… записалась. Мне всё ужасно понравилось! Уходить не хотела, с утра до вечера готова была писать натюрморты, пейзажи, отрабатывать навыки работы с натуры. Но в один прекрасный день решила заняться музыкой. В пятом классе опять же сама поступила в музыкальную школу. Пришла домой: всё, теперь я — музыкант, мне нужно фортепьяно! Такая новость стала для родителей неожиданностью, но инструмент мне купили — все мои творческие начинания поддерживали. Рисование временно отошло на второй план, но ненадолго.
В 15 лет я уже совершенно осознанно вернулась в студию, к моему великолепному педагогу, и стала планомерно готовиться для поступления в «полиграф». С тех пор я, можно сказать, кисть из рук не выпускаю, — постоянно что-то в работе.
Самые удачные работы выходят на эмоциях
Конечно, с рождением детей заниматься станковой живописью было невозможно. Я ушла в графику, стала сотрудничать с издательствами, делать иллюстрации. Свою первую книжку помню до сих пор, более того, обложка к ней висит у меня на стене под стеклом, в рамочке до сих пор. Пока я эти иллюстрации делала, обрыдалась. И дело не в том, что не получалось… Книга «Куда ушёл трамвай» была очень трогательной. По сюжету девочка ждёт своего друга — мальчика, который… умер. А ей сказали, что он уехал на трамвае. Она выходит на улицу и каждый раз высматривает тот трамвай, на котором он уехал. Вдруг вернётся… Даже сейчас вам рассказываю со слезами на глазах — такая сильная вещь. У меня вообще самые удачные работы выходят на эмоциях, через личные переживания. По-другому — никак!
Ольга отмечает, что сейчас дети выросли и она полностью отдана искусству, творчеству! Преподаёт в вузе, пишет картины, выставляется на вернисажах, участвует в выставках и фестивалях…
— Как только наступают первые тёплые деньки, мы, художники, как птицы, устремляемся на пленэр. Обожаю поездки в малые города России, в глубинку. Но и дома постоянно выхожу с треногой на природу. Рядом с моим домом парк Сокольники, меня там можно часто увидеть. В нашем ритме жизни люди стараются всё время куда-то успеть, не замечая красоты соседских улиц или городских парков, а я могу остановиться, посмотреть вокруг, полностью погрузиться в красоту пространства. В этом плане мне с профессией повезло! — делится художница заветным.
Через свои произведения я хочу донести до людей доброе начало, чтобы зритель на минуту остановился, вошёл в состояние, уловил настроение. Нам очень важна реакция зрителя, обратный взгляд, момент признания — то, что вдохновляет, придаёт силы и мобилизует на дальнейшее творчество! Мы работаем не только для себя, но и ради зрителя! Я, например, всегда думаю о том, как моя работа будет воспринята. Понравится ли?..
Надеюсь, мои пастельные натюрморты, представленные на выставке, найдут отклик у гостей центра. И кто знает, может, они вдохновят на то, что, придя домой, человек достанет кисточки, краски и… напишет свой натюрморт.
Татьяна Белая