Выставка работ воспитанников художественной студии Центра культуры и искусств открылась в Реутове. Она будет доступна в городском Музейно-выставочном центре до середины июня.
Как рассказал руководитель студии юных художников Алексей Никулин, в экспозиции представлены 54 работы его учеников, выполненные в разных техниках и жанрах: натюрморты, пластилинография, зимние и морские пейзажи, фантазийные сюжеты.
До прихода в художественную студию нового Центра культуры и искусств, который заработал менее года назад, большинство авторов работ сегодняшней выставки даже представить себе не могли, что научатся рисовать красками и углём так, что их творения будут представлены в настоящей галерее на суд широкой публики. Экспозиция так и называется — «Обретая мастерство», ведь всего за несколько месяцев занятий творческий опыт действительно стали обретать даже самые маленькие воспитанники студии изобразительного искусства.
Например, Зоя Королёва пришла учиться рисовать в шесть лет и уже, как говорит её наставник Алексей Никулин, умеет многое из того, что в художественных школах осваивают годами. Дело здесь и в таланте самого ребёнка, и в методике обучения. Она авторская, Алексей Никулин готовится сейчас защищать по ней диссертацию на звание кандидата педагогических наук. Суть его методики в том, что в основе программы лежит интегрированная технология организации обучения, формирующая у ребят тягу к самостоятельной творческой деятельности. Можно, например, долго запоминать теорию гармоничного сочетания цветов, но лучше осваивать её на практике, попутно изучая какой-то другой предмет, например, географию, мысленно путешествуя по странам с разным климатом и природными условиями, или искусство макияжа. Удивительно, но ни разу не видев моря, некоторые ученики Никулина рисуют его так, словно каждый день гуляют по побережью с маяками, встречают на нём закаты и рассветы.
Вместе с Алексеем Никулиным идём рассматривать работы в тематических разделах выставки, их семь: скульптура или пластилинография, цветная графика, марина (морская тематика), зимний пейзаж, ночные виды, роспись керамики, зарисовки в путешествиях по разным странам, которые для большинства юных художников пока, скорее, мысленные, а не реальные... И тем не менее, на основе материалов по ботанике, зоологии и географии, которые педагог тоже представляет ребятам на занятиях в студии изобразительного искусства, почему бы не нарисовать слона, гуляющего на бескрайних просторах Африки? В Африке, как известно, жарко. Жара у вас с каким цветом ассоциируется? А слон? Задача наставника — включить ученика в творческий поиск, что-то показать, а где-то побудить к наблюдениям живописной природы — той, что рядом, а потом перенести эти наблюдения на холст или бумагу, изображая то, что где-то там, далеко-далеко.
На занятиях Никулина не бывает скучных зарисовок, техники тоже в работах нередко переплетаются. Например, цветная графика — это смесь яркой акварели с классикой жанра — рисунком углём. Вот вам и интеграция! В одном из залов галереи можно найти и работы самого Алексея Никулина — пейзажи, графику и роспись керамических тарелок. И в этом тоже просматривается интеграция, если вспоминить название выставки — «Обретая мастерство»: работы учителя здесь словно маяк на вершине горы — уровень, на который со временем его воспитанники смогут выйти.
К слову, сразу после открытия выставки Алексей Никулин провёл бесплатный мастер-класс для всех желающих по рисованию углём. Даже те, кто этот уголь в руках раньше вообще не держали, смогли уйти с готовым и вполне интересным наброском с занятия, длившегося менее часа. Наставник в ходе своего мастер-класса не уставал перемещаться от своего мольберта к листам на столах начинающих художников, подсказывал, направлял, объяснял, как лучше держать уголь, чтобы получилось дерево, а как, чтобы вышла почва, на которой это дерево собственно и выросло. В итоге всё у всех получилось! Когда получается, это сигнал удовольствия, хочется продолжать заниматься дальше.
На вопрос, как записаться в студию ИЗО в Центре культуры и искусств, Алексей Никулин ответил, что можно просто зайти в центр, посмотреть расписание, в котором указан и его мобильный телефон. Желающие могут сразу заполнить договор на занятия, а можно сначала созвониться и прийти посмотреть, как всё проходит, и принимать решение после этого. Занятия, которые проводятся в режиме мастер-классов по вторникам и пятницам, пока, правда, платные, но цены доступные — 500 рублей за одно посещение, возраст занимающихся от 6 до 12 лет. В следующем году Никулин надеется открыть и смешанную группу — родители-дети, чтобы и взрослые наравне с детьми и внуками могли освоить ремесло творца-художника по авторской методике учителя.
— Мастерство заключается не только в умении рисовать, оно ещё и в том, чтобы учиться постепенно видеть искусство, видеть красоту окружающего мира, — говорит Никулин. — В любом возрасте это позволяет жить и радоваться каждому красивому проявлению в людях и природе.
Добавим, что занятия в формате мастер-классов, как выясняется, имеют свою особенность.
— Итогом каждого урока должна быть готовая работа, не в моих правилах, когда один навык или техника изучаются долго и по чуть-чуть, — пояснил Алексей Никулин. — Мы стараемся за каждое занятие выполнять с ребятами определённую задачу от начала и до конца. Конечно, начинали мы с самого простого: графика, потом акварель и цветная графика, далее уже живопись и скульптура. Я стараюсь, чтобы из занятия в занятие ребята запоминали профессиональную последовательность навыков определённой техники, которые в дальнейшем они могут при желании прорабатывать и оттачивать уже самостоятельно. Смысл в том, что обучаясь технике, ребята пытаются нарисовать сначала ту иллюстрацию, которую я им приготовил для мастер-класса, а потом присматривают живые сюжеты в реальном мире, которые тоже можно повторить на бумаге. Такие картины, созданные не по заготовкам, а по увиденному из жизни или придуманные в воображении, вы здесь также найдёте. В творческом поиске я никого не ограничиваю, нередко сам восхищаюсь наблюдательности и фантазии ребят. Приходите на выставку, сами это почувствуете!
Зинаида Гейдельман