В начале нынешнего лета Гатчинский музей-заповедник по праву оказался в центре всеобщего внимания. Масштабные работы по реставрации дворца наконец-то завершились, кроме того, в небольшом внутреннем дворике у западного фасада здания был установлен памятник его прежнему хозяину – императору Александру III. Церемония открытия широко освещалась во всех СМИ и проходила с подобающей случаю торжественностью. Оно и понятно, в Гатчину после окончания Петербургского форума приехал давний почитатель царя- миротворца – В. В. Путин. Возложив цветы к подножию памятника, президент оценил качество работы скульптора: «Супер! Поздравляю! Очень здорово!». В самом деле было очевидно, что монумент Путину очень понравился.
Тут стоит отметить, что у этой скульптуры два автора. Один из них – наш современник Владимир Бродарский, молодой скульптор, выпускник Петербургской академии художеств, победивший на открытом конкурсе по созданию памятника. А его соавтором, как это ни удивительно, стал Паоло Трубецкой, талантливый художник- самоучка, живший более 100 лет назад.
В 1906 году он тоже победил на открытом творческом конкурсе, утверждённом императорской семьёй. Его эскиз конной статуи больше других понравился вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Проект утвердили, и спустя 3 года на Знаменской площади появилась бронзовая конная фигура Александра III. Увы, современники памятник не оценили. (Интересно, что бы они сказали про Петра I в исполнении З. Церетели?!) Впоследствии этот монумент, неоднократно менявший своё место, был установлен у здания Русского музея, который, к слову, своим появлением обязан именно Александру III.
Любопытно, что тогда, готовясь к конкурсу, Трубецкой разработал и другой эскиз – небольшую пластическую модель. На ней император, изображённый крупными «мазками» в импрессионистской манере, сидит в тронном кресле, как бы выступая из скальной породы. Неслучайно президент, едва подойдя к памятнику, восхищённо произнес: «Скала! Человек-скала!».
До недавнего времени этот эскиз «человека-скалы» находился в фондах Русского музея и терпеливо ждал своего часа, чтобы быть доработанным и переосмысленным другим художником, уже в XXI веке. Да, именно так выразился В. Бродарский. Не видя оригинала, сложно сказать, что именно и в какой мере он переосмыслил и доработал. Учитывая обнаруженную позже ошибку, кое-какие подозрения закрадываются (орден Андрея Первозванного на мундире царя вместо восьмиконечной звезды был изображён с шестью лучами).
Анекдотичная, в сущности, ошибка была устранена сутки спустя, но шума наделала немало. Наше бдительное интернет-сообщество и некоторые оппозиционные СМИ тотчас разразились самыми едкими насмешками и упреками: плох им оказался не только памятник, но и император Александр III, на нём изображённый. Иным критикам достаточно было того, что Путин является его искренним почитателем. Другие, заглянув в книжки, подняли крик: дескать, царь этот памятника не достоин, так как был националистом, реакционером, пьяницей, невежей и солдафоном. Что уж говорить, если даже в отечественной историографии, особенно в советский период, к Александру III активно поддерживалось негативно-критическое отношение. Отсюда и растут ноги у самых невероятных мифов, с ним связанных.
Допустим, его любовь к России и ко всему русскому: языку, еде, национальному костюму, архитектуре, – а также его политика протекционизма, то есть поддержка отечественных производителей и купечества, а ещё введение покровительственного тарифа (таможенных пошлин на иностранные товары) сделали из Александра III ярого националиста.
Реакционером и диктатором он стал, когда расправился с убийцами собственного отца. Но ведь такое представить себе сложно! На императора Александра II было совершено восемь покушений! На царя охотились, как на дикого зверя, в стране множились кружки заговорщиков, нигилистов, бомбистов, террористов всей мастей. Немудрено, что у наследника престола были серьёзные претензии к министру внутренних дел и к работе полиции в целом. Введение «охранки», то есть секретных охранных отделений полиции для борьбы с заговором, в корне исправило положение.
Следующая большая реформа, проведённая Александром III в армии: возрождение Черноморского флота и создание подводного – превратили его в солдафона. К слову, о делах армейских Александр Александрович судил не понаслышке, а исходя из собственного боевого опыта, как участник войны на Балканах. Кроме прочего, руководствуясь соображениями удобства, он заменил прежнюю униформу европейского образца на более практичные, типично русские сапоги, шаровары и меховые кубанки, которые очень понравились солдатам. Военные государственные заказы, вошедшие в практику при Александре III, стимулировали развитие промышленности. Царь ратовал за то, чтобы всё было своё, отечественное: станки, двигатели, корабли, паровозы, пушки, обмундирование... Полное импортозамещение, как бы сказали сейчас. Кстати, именно на этой волне была создана знаменитая винтовка Мосина, остававшаяся на вооружении нашей армии более 60 лет.
Идея Александра III производить своё российское вино, по качеству не уступающее европейскому (вероятно, отсюда и возник миф о его пьянстве), воплотилась в создании первого винодельческого завода в Массандре. По приглашению императора в 1891 году в Крым прибыл Лев Голицын, назначенный на должность главного винодела. Увы, завод был достроен уже после смерти царя, не увидел он и триумф, произведённый лучшими голицынскими винами на международных выставках.
Его правление оказалось недолгим – всего каких-то 13 лет (1881–1894). Однако за это время он сумел сделать очень многое, и масштаб его дел поистине поражает, как поражает протяжённость Транссибирской магистрали. Этот «железный хребет» России был задуман Александром III как национальный проект: только отечественные специалисты, инженеры, рабочие-путейцы, только произведённые в России паровозы, вагоны и рельсы – к слову, лучшие в мире.
В годы его правления промышленность России совершила невиданный доселе рывок: по сути началась та самая индустриализация, о которой позднее так много говорили большевики. На заводах был запрещён детский труд, для рабочих введено бесплатное медицинское обслуживание. В помощь крестьянству, для поддержки крепких хозяйственников-землепашцев, император учредил Крестьянский банк, дававший ссуды для выкупа земель разорившихся хозяйств. При нём была начата (а завершена после его смерти в 1897 году) знаменитая денежная реформа Витте, учреждавшая так называемый золотой стандарт, когда любая бумажная купюра разменивалась на аналогичную сумму монетой из золота. И между прочим это позволило привлечь в Россию крупные европейские инвестиции. Об экономическом успехе реформ Александра III, а соответственно о росте благосостояния граждан, красноречиво говорят цифры: объём банковских вкладов населения в 1894 году составил 330 млн рублей, в то время как в год его вступления на престол едва превышал 10 млн.
Как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Но как же иногда хочется пофантазировать и представить себе, что было бы с Россией и последующими русскими революциями, не оборвись в 49 лет жизнь «человека-скалы» – императора Алек- сандра III.
Мария Очаковская