В Музейно-выставочном центре (МВЦ) Реутова состоялось открытие двух художественных выставок преподавателей Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Первая — заслуженного художника России, доцента кафедры «Живопись, рисунок, композиция и изящные искусства» Ольги Волокитиной — «Портрет». Вторая — художника-педагога факультета дополнительного образования академии — Татьяны Атамановой. Она представила свои работы в экспозиции под названием «Оглянись вокруг».
На открытии вернисажа заведующая МВЦ по основной деятельности Наталья Перминова отметила, что с Академией акварели Сергея Андрияки у них не только тесные творческие связи, но и большая, уже многолетняя дружба.
— Мы не раз проводили совместные выставки и до конца года планируем ещё несколько. Так, уже в начале октября у нас открывается экспозиция учеников Ольги Волокитиной. Педагоги академии всегда откликаются на наши предложения, а мы рады представить горожанам хорошее качественное искусство, — сказала Перминова. — У нас немало постоянных посетителей — ценителей искусства, что не может не радовать. Более того, с недавнего времени в МВЦ идут уроки акварели, где юных реутовчан обучает педагог академии, член Международного художественного фонда Татьяна Георгиевна Атаманова.
Сегодня у нас представлены две замечательные художницы, которые в дуэте составили очень нежную, добрую выставку. Большинство произведений выполнены в технике классической многослойной акварели, но не оставлены без внимания масляная живопись, темпера, пастель, рисунок и другие виды изобразительного искусства. В экспозицию вошли произведения разных жанров: натюрморт, пейзаж, жанровые сюжеты и портрет. Они созданы художницами в разные годы и позволяют не только составить представление о специфических особенностях образного строя, художественного почерка каждой из них, но и проследить их творческое становление в развитии.
Экспозиция Ольги Волокитиной представлена 50 работами. В основном её портреты выполнены в одной из самых сложных и трудоёмких техник — классической многослойной акварели. Ольга уже много лет работает и в этой технике, и в этом жанре. Её картины находятся в Музее истории Москвы, Государственном музее изобразительных искусств Татарстана, художественных музеях Ульяновска, Вологды, Новочебоксарска, Саратова и в других городах, в частных собраниях России и за её пределами. Целый ряд работ представляют собой мастер-класс по акварельному портрету, которые выполнялись только тремя цветами: алой, жёлтой охрой и чёрной.
Художница всегда подчёркивала, что она не любит деформировать натуру. Ей нравится реалистичная живопись, возможность поймать момент, но не фотографический, а именно живой и движущий собой образные смыслы. На её портретах изображены люди самых разных профессий, возрастов и увлечений. И в каждом из них она стремится увидеть личность и характер, создать персонаж. По мнению критиков, Ольга очень деликатно и бережно относится к натуре, недаром её ученики считают её работы эталоном.
Татьяна Атаманова представила на выставке более 45 работ. В основном это натюрморты в технике классической многослойной акварели и гуаши, а также пейзажи — акварельные, пастельные и масляные, зарисовки животных и цветы. По её словам, здесь она выставила работы разных лет и направлений. Например, одна из её первых работ — автопортрет — была написана ею ещё в 16-летнем возрасте.
— Я начинала с масляной живописи, потом полностью окунулась в акварель, стала изучать в академии все нюансы этой многогранной техники. Акварель позволяет мне выражать все тонкие, сквозные детали восприятия природы. Обычно они ускользают, но стоит остановиться, приглядеться — и можно увидеть скрытую красоту, — рассказала Татьяна. — Я недаром назвала свою выставку «Оглянись вокруг». Я призываю своего зрителя немного притормозить, сбавить темп, оглянуться вокруг… Мы постоянно бегаем, суетимся — и за всем этим пролетает жизнь. Моя задача как художника — погрузить своего зрителя в тишину, в момент раздумья. Это, кстати, даёт прекрасный терапевтический, лечебный эффект. Благодаря картине на несколько мгновений можно побывать в лесу, вдохнуть чистый воздух, рассмотреть все прожилки на листке лопуха… Порой такие мелочи оказываются самыми важными. Когда видишь картину внутренним зрением, удерживаешь в уме её замысел, неожиданно раскрывается и внутренняя гармония.
Татьяна Белая