Буквально на днях в московском кинотеатре «Каро 11 Октябрь» состоялась премьера дебюта реутовского режиссёра-постановщика и автора сценария Лены Ланских. Её картина «Ничья» получила Гран-при в конкурсной программе «Новые режиссёры» на 69-м кинофестивале в Сан-Себастьяно. На сцене киноцентра Лена получила только что прилетевшую из Испании награду за «Лучший дебют», а чуть позже вместе со своей мамой, Лидией Тютюнник, поделилась с нами своими эмоциями. Мы поговорили с Леной о её творческом выборе, о непростой теме для своего первого полнометражного фильма, поиске актрисы на главную роль и будущих планах.
— Лена, вы ожидали такого триумфа?
— Это абсолютно неожиданно! Я до сих пор просто не могу в это поверить! Четвёртый по значимости кинофестиваль на планете наградил главным призом мой фильм.… Наверное, это мне снится! Мой телефон мне напомнил события трёхлетней давности. В этот же день три года назад я была на фестивале во Владивостоке «Меридианы Тихого». Шла по побережью Тихого океана, и у меня в голове рождался замысел фильма «Ничья». И вот сегодня я здесь и держу приз! Это невероятно!
— Ваш фильм довольно тяжёлый и острый по сюжету. Почему вы выбрали именно такую историю?
— «Ничья» рассказывает о судьбе 14-летней Вики, которая живёт в маленьком уральском городе, собирает ягоды на болотах, помогает маме торговать на продуктовом рынке и танцует в школьном кружке хореографии. А ещё… у неё есть ребёнок, о котором никто не должен знать….
Вообще-то я не планировала снимать именно эту историю, у меня была другая, но так получилось, что приглянулся проект про трудности раннего материнства. До этого я снимала короткометражные фильмы на очень близкие темы. Их героини — тоже девочки-подростки.
Я знаю много подобных историй, видела в своём окружении таких девочек, общалась с ними на всевозможных форумах и в тематических группах. Многие истории оказали на меня сильное воздействие и были в том или ином виде включены в сюжет.
Некоторые матери, особенно когда это подросток с неокрепшей психикой, от безысходности готовы выйти в окно и, конечно, нуждаются в помощи. Например, я общалась с девочкой, которая подверглась насилию и родила от своего отчима, и никто не должен был знать о ребёнке. Это не единичный случай, когда самые родные люди остаются равнодушными. Я решила выбрать именно такую героиню и поместить её в столь сложную жизненную ситуацию.
— Расскажите немного о том, как проходили съёмки и как вы нашли главную героиню, которую так правдоподобно сыграла 19-летняя Анастасия Струкова?
— Снимали мы в Питере, искали колоритные локации, которые бы отражали субъективное внутреннее состояние героини. Не сказала бы, что мы очень сгустили краски — я бывала в местах и похуже.
Когда мы стали подбирать актёров на роли, просматривали странички людей, которые имеют какое-то отношение к кино или театру. Искали подходящие лица в социальных сетях, например, «ВКонтакте», некоторым девочкам я написала, в том числе Насте.
Она мне понравилась: в ней хрупкость, детскость, незащищённость сочетаются с таким волчонком, внутренним стержнем и твёрдостью во взгляде. На кастинг она пришла с немытой головой, ненакрашенная, и это стало правильным решением — Настя идеально попала в образ. Мне, вообще, проще работать с неизвестными артистами — вокруг столько прекрасных актёров, которых пока никто не заметил.
— Лена, вы обмолвились, что название фильма изначально было другим. Почему в итоге выбрана «Ничья»?
— В процессе работы мы несколько раз меняли название картины: «Крошка», «Молочная девочка»… Но они мне не нравились — были слишком избиты, порождали много ассоциаций и не отражали тему.
«Ничья» пришла случайно. Всё началось с того, что я услышала песню своей подруги-вокалистки Агаты Бородиной «Ничьё». Там есть такие слова: «Пойдём со мной ко мне домой, там крыши нет над головой, там звёздный свет в ночи включён, там я ничья, и всё — ничьё». И меня осенило: «Это же идеальное название! Определение «ничья» можно отнести не только к ребёнку главной героини, но и к большинству персонажей, которые ничьи друг для друга».
— А над чем вы сейчас работаете? Есть новые цели и задачи?
— Конечно! Я начинала с авторского кино, мне и дальше интересно работать в этом направлении. В ближайших планах — драматический триллер-сериал, разворачивающийся в таёжной глубинке. Это будет «страшная история», завязанная на наших национальных, специфических верованиях и легендах. Её я лет десять, наверное, придумывала. Для меня сериал — это возможность создать масштабный мир не в рамках полуторачасового фильма, мне хочется детально проработать персонажей.
Когда у тебя есть достойный персонаж, ты погружаешься в его внутренний мир и видишь его своими глазами, а потом не проговариваешь всё это напрямую, а прописываешь через косвенные детали, нюансы, ощущения. Именно это, на мой взгляд, позволяет вызвать у зрителя нужные эмоции.
— Лена, а теперь можно попросить вашу маму немного рассказать о вашем детстве? Лидия Николаевна, давно ли вы живёте в Реутове? Как всё начиналось?
— Мы из Тюмени. Более девяти лет назад приехали сначала в Москву, потом Лена переехала в Реутов, а семь лет назад к ней перебралась и я. В Реутове я занимаюсь в клубе «Бархатная осень», а Лена — своими делами — снимает фильмы.
Надо отметить, что дочка с самого детства была натурой творческой и очень самостоятельной. В четыре года она уже научилась читать, а потом и писать, правда, вначале задом наперёд. Всё время, сколько её помню, она что-то сочиняла, придумывала истории, участвовала в литературных конкурсах. Хотела быть и писателем, и актрисой, и режиссёром.
Я всегда старалась её поддерживать и, когда она собралась в Москву, отнеслась с пониманием. Более того, сегодня как могу помогаю ей в работе. Даже пару раз в её короткометражках в массовке поучаствовала. Было интересно! В этот раз, правда, только сценарий одна из первых прочитала, а вот в съёмках участие не принимала — они ведь в Питере были. Но сейчас очень горжусь дочкой! Когда увидела её на красной дорожке, прослезилась даже! Уверена, этот приз — только начало!
Татьяна Белая