В Музейно-выставочном центре (МВЦ) Реутова состоялась выставка живописи талантливой художницы, педагога дополнительного образования Академии акварели С. Н. Андрияки Татьяны Атамановой. Художница работает в разных техниках: масло, акварель, гуашь, пастель. На своей выставке она представила более 45 работ разных лет и разных направлений под общим названием «Оглянись вокруг». Мы поговорили с Татьяной о её творческом пути, о представленных картинах и о том, как важно развить в себе умение видеть красоту в деталях.
О выборе профессии: «Буду художником!»
По словам Татьяны, рисованием она увлеклась ещё в раннем детстве, буквально в детском саду. Родители были далеки от творчества, но дочь свою поддерживали и всячески направляли. Так, она поступила в художественную школу при институте имени В. И. Сурикова, а затем — на художественно-графический факультет МГПИ имени Ленина.
— У нас в семье художников не было, — вспоминает наша собеседница. — Родственники вот рисовали и даже оставили после себя некоторые рисунки, которые я с интересом рассматривала и пыталась повторить. Видя мой такой интерес и стремления, родители отправили меня в художественную школу, поступление в которую, собственно, и определило мой дальнейший жизненный путь. Метаний по поводу профессии не возникло — буду художником! А вот какой вуз выбрать, думала. Или в Суриковку, или в педагогический. Решила, что второй вариант более правильный. После окончания сразу стала преподавать в разных художественных школах, в МГПИ имени Ленина, МХПИ и других. А в 2011 году пришла работать в Академию акварели С. Н. Андрияки.
Именно здесь, по словам Татьяны, она буквально погрузилась в мир акварели. Раскрывая этот материал, она шаг за шагом развивала свои творческие возможности.
Тонкие слои
— Я поняла, насколько многослойная акварель подходит мне по способу выражения мысли, — говорит художница. — Она позволяет и длительно работать над какими-то участками, и мимолётно поймать эмоцию в более тонких слоях. Опять же, в этой технике есть возможность добавить нужное или убрать что-то лишнее. Акварель позволяет мне выражать все тонкие, сквозные детали восприятия природы. Обычно они ускользают, но стоит остановиться, приглядеться и можно увидеть скрытую красоту.
Я недаром назвала свою выставку «Оглянись вокруг». В этом названии я призываю своего зрителя немного «притормозить», сбавить темп, оглянуться вокруг. Мы постоянно бегаем, суетимся, и за этим всем пролетает жизнь. Моя задача как художника — погрузить своего зрителя в тишину, в момент раздумья. Это, кстати, даёт прекрасный терапевтический, лечебный эффект. На несколько мгновений благодаря картине «побывать в лесу», вдохнуть чистого воздуха, рассмотреть все прожилки на листике лопуха… Порой такие мелочи оказываются самыми важными. Когда видишь картину внутренним зрением, удерживаешь в уме её замысел, неожиданно раскрывается и красота внутренней гармонии.
Татьяна добавляет, что ей ближе реалистическая живопись.
Погоня за вдохновением
— На выставке в Реутове я представила пейзажи и натюрморты не только в технике классической многослойной акварели, но и в техниках гуаши, пастели, масла. Самая ранняя работа — автопортрет, написанный маслом. Он был создан, когда мне было 16 лет. Это одна из первых серьёзных моих работ, и я до сих пор хорошо помню тот момент, то первое погружение во вдохновение. С тех пор я бегаю за тем ощущением удовольствия от творчества, пытаюсь его каждый раз поймать. Рядом с этим портретом ещё одна очень знаковая для меня вещь: на холсте мой 16-летний сын, наша кошка, но самое главное, что передаёт этот сюжет, — состояние безмятежности, кажущейся, но обманчивой лёгкости бытия. Я назвала это произведение «Гриша, Дуся и немножко Климта…». А вот работа «Ожидание» написана в подмосковных Снегирях. Этого леса уже нет, он застроен дачами, деревья давно вырублены... Так что можно сказать, что моя работа стала исторической. Глядя на неё, можно понять, что здесь было раньше. Глубина тёмных деревьев, таинство засыпающей природы и старик, ожидающий своих внуков. Этот сюжет взят из реальной жизни, я выхватила его случайно взглядом, и он отпечатался где-то глубоко в сердце, а потом реализовался на холсте. У меня почему-то постоянно спрашивают, знала ли я это старика, какая у него история, кого он ждёт на самом деле. Не знаю почему, но он всегда вызывает живой интерес. Придётся, видимо, выдумать историю-сказку.
А вот студенческий этюд — берег Байкала. Я его писала недалеко от песчаной бухты, работа стояла на этюднике и постоянно от сильного порыва ветра улетала вниз, на песок. Естественно, маслом вниз. Приходилось поднимать, счищать песок, писать «слетевшие» места заново. Два часа постоянной борьбы. Если приглядеться, то и сейчас на полотне можно увидеть прилипшие к маслу песчинки… Частички моих воспоминаний и прошлых лет… Мне кажется, что сила художника именно в том, что он делает не сиюминутный скриншот, а передаёт образ, настроение. И эта возможность — сконцентрировать реальность и открыть красоту малой Вселенной, лежащей под нашими ногами, — меня неимоверно вдохновляет! Целая серия пастельных работ посвящена этюдным поездкам по любимым местам. Есть ботанические наброски растений, например, листьев лопуха. Он прекрасен! Вообще, на мой взгляд, получилась очень лиричная, осенняя выставка, и я надеюсь, она понравилась реутовчанам и моим ученикам.
Лечебный эффект рисования
С недавних пор Татьяну Атаманову с Музейно-выставочным центром Реутова связали рабочие отношения: художница преподаёт не только в Академии, но теперь и в МВЦ. Под её чутким руководством юные художники овладевают основами художественной грамотности, приобретают навыки работы в технике классической многослойной акварели и учатся писать с натуры простые предметы.
— Самое первое я объясняю, что творчество — лечебный процесс, — добавляет она. — Однозначно, любое плохое настроение лечится рисованием. Но чтобы научиться рисовать, надо обязательно освоить азы. Это как грамота в русском языке. А уже овладев знаниями, каждый для себя решает, в каком направлении ему двигаться. И будет ли он в дальнейшем художником или нет, умение видеть красоту в мгновении жизни — бесценно!
Татьяна Белая