Всего два часа и 140 км по трассе М8 (если, конечно, не выезжать в пятницу вечером), и вы оказываетесь в маленьком старинном городке Переславле-Залесском. Два десятка улочек с переулками, нанизанных на Московский тракт, три площади, частные домики за цветастыми заборами и около 40 тысяч жителей… Меж тем ежегодно сюда приезжают около 400 тысяч туристов, не считая отдыхающих в кемпингах и на турбазах на Плещеевом озере. Что же их привлекает? Давайте разберёмся.
Если вкратце перечислять достопримечательности Переславля-Залесского, получается следующее: шесть монастырей XII–XVIII веков, четыре из них действующие, а в одном находится краеведческий музей; археологический памятник «Земляные валы» — прекрасно сохранившиеся оборонительные сооружения середины XII века; музей-усадьба «Ботик Петра I» с единственным подлинным образцом судна потешной флотилии царевича Петра; национальный парк «Плещеево озеро» с целебным Варвариным ключом и древнеязыческим Синим камнем; комплекс церковных построек, примыкающий к местной Красной площади, колокольня, трапезная, фрагменты монастырской стены (XVI–XIX вв.); недавно открывшиеся музеи крестьянского быта, утюга, смекалки, радио, чайника, граммофонов и пластинок; для детей работает центр народных традиций «Дом Берендея», где гостей, помимо сказок, кормят блинами и борщом.
Отмечу, что в последние годы в городе появилось много новых, привлекательных для туристов мест: уютные кафе с интерьерами под старину, гостиницы на любой кошелёк, стильные магазины народных промыслов, нарядные лотки коробейников. На каждом углу гостям предлагают отведать кваса, сбитня или мёда. А если понравилось, можно в подарок или для себя купить красивые фирменные бутылочки с гербом города на этикетке. Всё это очень правильно и хорошо: туристов надо привлекать — на них и городская казна, и жители богатеют.
Оказавшись недавно в Переславле-Залесском, я невольно вспомнила, каким он был в конце 1990-х, когда я его впервые увидела. Тогда городок выглядел униженным, вероятно, немногим лучше, чем после ордынского набега. Всё, начиная с дороги, ведущей в центр, было в страшном разорении: всюду ямы, мусор, невысыхающие лужи, покосившиеся, в безобразных граффити заборы, убогие домишки с пустыми глазницами окон, сизолицые бомжи, просящие милостыню…
Помню, тогда недалеко от Красной площади стоял какой-то ржавый мангал, у которого орудовал чернявый усач в тренировочном костюме, предлагая отведать шашлык из сомнительного мяса. По замусоренной, заросшей бурьяном Красной площади мы прошли к памятнику Александру Невскому, а затем свернули к его храму — Спасо-Преображенской церкви.
«О, святый, благоверный княже Александр! Призри милостивно на ны недостойные… и моли Господа спасти град сей… и сыновьям Российским спастися».
Собственно, ради этой церкви — главной, градообразующей достопримечательности Переславля-Залесского — мы сюда и приезжали. И тогда — в конце 1990-х, и сейчас — летом 2023 года. Дело в том, что в этом маленьком белокаменном храме весной 1219 года новорождённый Александр, будущий великий князь, дипломат и полководец Александр Невский, принял своё святое крещение. Сама же Спасская церковь была построена семью десятилетиями ранее — ещё при Юрии Владимировиче, прозванном Долгоруким.
В отличие от Москвы, долгое время остававшейся просто неким поселением, Переславль-Залесский (старое название — Переяславль, то есть «переявший или перенявший славу») изначально был определён Долгоруким как княжеский город-крепость. Неслучайно, сразу с момента его основания, в 1152 году, началось возведение каменного храма, которое длилось 5 лет. Завершающие работы и освещение церкви проходили при князе Андрее Боголюбском.
И тут не могу не сказать о невероятной, какой-то удивительной связи времён — находке, обнаруженной в 2015 году в ходе реставрации. Тогда на одной из фасадных стен храма были найдены древнерусские граффити: уникальная надпись-сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского со списком имён его убийц. Вообразите, свидетельские показания 800-летней давности!
В Спасской церкви, помимо Александра Невского, были крещены его братья и сёстры, а ещё прежде — его отец Ярослав Всеволодович. Родившийся в Переславле, он был местным удельным князем, а спустя несколько лет получил титул великого князя Владимирского, но перебираться с семьёй и дружиной во Владимир не спешил, предпочтя как можно дольше оставаться в родном и верном ему городе.
Именно здесь, на берегу Клещина (Плещеева) озера, прошло раннее детство Александра Невского, здесь, приняв обряд посвящения в князья, он учился ратному делу и, возможно, где-то здесь, где ныне стоит его памятник, юный княжич впервые взял в руки меч и сел на боевого коня. Всю последующую жизнь Александр Ярославич сохранил привязанность к родным местам. Переславль стал для него своеобразным местом силы, куда он вновь и вновь возвращался после изнурительных ратных походов.
А сколько их было! То со шведами пришлось воевать, то с немцами, то с чудью, то боярские заговоры подавлять, то удельных князей между собой мирить, то на поклон к ордынскому хану ехать…
Какое страшное время выпало на долю благоверного князя. По словам российского историка Н. Костомарова: «XIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси». Сгорела и никогда более не возродилась древняя Рязань, пал Киев, навсегда утратив статус первопрестольного града, в огне, под ударами батыевых стенобитных орудий рухнули своды Десятинной церкви…
А вот Спасский храм в Переславле уцелел, дошёл до нас в своей удивительной целостности! Чудо! Настоящее чудо! Ныне это самый древний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси. Ведь Успенский собор во Владимире на 40 лет моложе, церковь Покрова на Нерли — на 10, а первозданность храма Бориса и Глеба в Кидекше, увы, серьёзно пострадала в XVII веке в ходе восстановительных работ.
На несведущего туриста, без надлежащих разъяснений скромная переславская церковь вряд ли произведёт сильное впечатление. (То ли дело 100-метровый храм Христа Спасителя в Москве.) Поэтому будет лучше, если вас с ней познакомит экскурсовод.
Он непременно расскажет вам, что в XII веке церкви строились в строгом соответствии с византийской традицией: четыре опорных столпа, три нефа, абсида (алтарный полукруглый выступ) и увенчанный крестом купол луковичной формы. Возможно, экскурсовод объяснит, что стены храма были выложены из идеально отёсанных белокаменных блоков насухо, почти без цементирующего состава (сейчас так не умеют) и что красота его в простоте, соответствующей суровому духу времени, в его гармоничных пропорциях, в ясной конструктивной логике.
От себя остаётся лишь добавить, что задолго до наступления эпохи массового туризма сюда, в маленький, спрятавшийся за лесами Переславль приезжали многие венценосные особы, начиная от Петра I и далее по списку, — чтобы помолиться в скромной Спасской церкви и воздать земной поклон великому защитнику и строителю Русского государства благоверному князю Александру Невскому.