Продолжаем знакомиться с биографией нашего города. Мы уже рассказали о двух периодах развития Реутова — пустоши и сельца. Следующий исторический этап, с которым нас познакомила методист и экскурсовод Музейно-выставочного центра Антонина Чуканова, посвящен становлению и жизни фабричного поселка Реутово.
В прошлый раз мы остановились на том, что последнее упоминание о Реутове как сельце датируется 1859 годом. Под занавес этого периода, в 1840 году, реутовские земли купил московский купец первой гильдии Сергей Мазурин, который начал строить в Реутове фабрику. После его смерти, несмотря на то, что у Сергея Алексеевича было четверо сыновей, с передачей земли и бумагопрядильной фабрики по наследству возникли трудности. Дело в том, что ни один из сыновей купца к тому времени не достиг необходимого для вступления в наследство возраста, самому старшему сыну — Митрофану, 1834 года рождения, было только 16 лет. Поэтому с 1850 по 1853 год землями и фабрикой управлял Опекунский совет. И лишь 17 декабря 1853 года, по достижении Митрофаном Мазуриным 19 лет, решением Второго департамента Московского уездного суда через Земскую полицию он был введен в «полное, единственное и потомственное владение» землей, фабрикой и всеми постройками Реутова.
Митрофан Мазурин, по оценке писателя Василия Слепцова (автора книги «Владимирка и Клязьма», 1862), который встречался с ним, показался ему человеком с высокими организаторскими способностями, талантом и инициативой. Неудивительно, что такой человек внес огромный вклад в развитие фабрики и становление фабричного поселка. Именно Митрофан Мазурин стал для своего производства разводить хлопок на Кавказе, а не доставлять его из далеких Америки и Азии. Он же первым на фабрике применил торф в качестве топлива. В годы руководства фабрикой Митрофан Сергеевич построит еще два производственных корпуса и новый спальный корпус (вторую казарму) для рабочих и специалистов, что позволит закрепить за производством основные кадры. Продукция фабрики в период его правления была отмечена двумя золотыми и пятью серебряными медалями на российских и международных выставках. В 1861 году Митрофан Мазурин продает бумагопрядильную фабрику созданному «Товариществу Реутовской Мануфактуры». Вот что говорится в купчей от 30 июня 1861 года: «…а взимает продавец Мазурин с оного Товарищества за эту мою землю с фабрикой и строением денег Пятьдесят тысяч рублей». Продажа Митрофаном Мазуриным фабрики Товариществу (а также семье Герасимовых) не означала, что он устраняется от руководства ею. Мазурин вошел в совет директоров Товарищества и, обладая большим пакетом акций, практически до самой своей смерти оставался вместе с Григорием Герасимовым хозяином фабрики. В этот период производство набирало силу: с 1876 года фабрика получила право изображения на реутовской пряже Государственного герба — знака качества того времени. При фабрике была организована бесплатная больница на 70 коек, где медикаменты жителям окрестных селений тоже раздавались бесплатно. Кроме этого работала бесплатная школа на 200 мальчиков и девочек. Умер Митрофан Сергеевич Мазурин в 1880 году. К концу жизни он обладал следующими званиями: купец, коммерции советник (почетный титул для купцов Российской империи), кавалер ордена, потомственный почетный гражданин, предприниматель и подмосковный фабрикант в области текстильного производства и переработки хлопка.
Дело Митрофана продолжили его брат Алексей Сергеевич и сын Константин Митрофанович. Оба до 1905 года являлись членами правления «Товарищества Реутовской Мануфактуры», а Алексей Сергеевич с 1900 и 1905 года был к тому же еще и директором фабрики. Именно при них в 1888 году в фабричном поселке было построено двухэтажное каменное здание начального училища, в котором и сейчас занимаются дети из ДЮСШ. Кроме того, в рамках хозяйственной деятельности на фабрике был построен новый трехэтажный корпус, ныне носящий название Старокрутильного: в нем было установлено 9 тысяч (!) веретен. Исторический факт: в числе первых в России при возведении этого корпуса в Реутове строители использовали перекрытия из железобетона. В этот же период здесь появились третья и четвертая казармы для рабочих фабрики, что для дальнейшего развития поселка имело огромное значение.
К началу XX века фабричный поселок состоял из двух основных зон: собственно фабрики и прилегающей к ней жилой зоны. Фабрика включала в себя производственные и вспомогательные корпуса, «Турбину» — электростанцию, сердце фабрики, кузницу и складские помещения для хлопка. На территории предприятия были размещены штабеля торфа, вся территория была обнесена забором. Жилая зона примыкала непосредственно к фабрике и тоже представляла из себя замкнутую территорию с глухим деревянным забором высотой 2,5 метра и четырьмя выездными воротами. Крутицкие ворота располагались на южной стороне поселка (примерно на месте больницы); Никольские — в восточной части (ныне территория НПО Машиностроения; Горенские ворота — вели на северную сторону и имели чисто хозяйственное назначение; Ивановские ворота были расположены в западном направлении (пересечение улиц Ленина, Гагарина и Победы). Здесь же находился базар и место массовых праздничных гуляний. В десять часов вечера все ворота закрывались. Хожалые оповещали жителей поселка трещоткой за 15 минут до закрытия. Примечательно, что распитие спиртных напитков в поселке тогда строго запрещалось: два нарушения — штраф, третье — увольнение с фабрики и выселение из казармы.
Экономическая депрессия 1901—1902 годов заставила «Товарищество РМ» сократить выпуск пряжи почти вполовину, для чего пришлось остановить корпус Новой фабрики. Дела Товарищества пошатнулись. Этому способствовало и неумелое руководство фабрикой Герасимова и его сыновей. В конечном итоге правление Товарищества в 1905 году продает фабрику и реутовские земли за 1050 тысяч рублей Товариществу мануфактур «Людвиг Рабенек». Хозяином бумагопрядильной фабрики и здешних мест становится представитель этого Товарищества — Карл Эдуардович Рабенек. Время рода Мазуриных в правлении бумагопрядильной фабрикой и реутовскими землями, в общей сложности продлившееся 62 года (с 1843 по 1905), закончилось. Итоги этого периода таковы: сельцо превратилось в настоящий фабричный поселок со всеми необходимыми для того времени объектами инфраструктуры — фабрикой, жилыми домами (казармы), торговым домом, школой и больницей. Для Реутова это был качественный рывок вперед, к тому же резко выросла и численность местных жителей. Если в начале XIX века здесь было всего 13 крестьянских домов, в которых значился 181 человек, то в 1905 году в фабричном поселке проживали около трех тысяч человек, а площадь реутовской земли стала составлять 499 десятин 1276 саженей. Немаловажно и то, что реутовская пряжа к этому времени стала цениться не только в России — фабричный поселок Реутово стал известен и за границей.
В заслугу Карлу Рабенеку следует отнести техническое переоснащение фабрики и завершение образования фабричного поселка. В 1905 году на фабрике была установлена новая паровая машина в 1205 лошадиных сил, помимо этого старые мюльные прядильные машины заменили на новые — ватерные. Были также установлены 10 сновальных машин. Вместо деревянных хлопковых сараев (сгорели при пожаре в 1889 году) были построены каменные склады для хлопка и пряжи. Часть их сохранилась и сегодня вдоль улицы Парковой, реутовцы называют ее «кремлевской стеной». В 1910—1912 годах в Реутове строится большая турбогенераторная станция на 1,5 тысячи киловатт, возводится большой трехэтажный Новокрутильный корпус, строится склад. Количество рабочих мест с 1905 по 1913 год увеличилось с 1805 до 2370 человек. Все это позволило увеличить производительность труда на предприятии в два раза.
Карл Рабенек предпринимает меры и для улучшения жизни и быта рабочих. Расширяется третья казарма (ул. Победы, 9) — к ней пристраивается «глагольчик»; возводится новая четырехэтажная казарма (ул. Победы, 13) с 160 каморками. Кроме того в этот период в Реутове построена двухэтажная деревянная больница из добротного лиственничного бруса. На первом этаже размещается амбулатория, на втором — стационар и родильное отделение. Большим событием для фабричных рабочих стало открытие бани с банным прудом и прачечной (ул. Новая, 14). Это было место, куда жители казарм ходили как на праздник: здесь женщины стирали белье, обменивались новостями и сплетнями.
О досуге местных жителей Карл Рабенек тоже позаботился. В 1907—1908 годах в Реутове возводится Народный дом со зрительным залом на 250 мест, библиотекой и синематографом. В районе нынешней Парковой улицы, где стоял дом хозяев фабрики, создается зона с парками и прудами, строится стадион. Именно по инициативе Карла Рабенека в Реутове появилась первая футбольная команда, так что мы сегодня можем смело отмечать 100-летие реутовского футбола. В 1913 году прокладывается железнодорожная ветка, связавшая фабричную территорию с Московско-Нижегородской железной дорогой, после чего использованию гужевого (конного) транспорта пришел конец: теперь поставка хлопка на фабрику и вывоз пряжи из Реутова вышли на более широкие просторы России и Европы. Ветка железной дороги также сняла проблему поставки топлива на предприятие, продуктов и товаров для жителей Реутова. В том же 1913 году при активном участии «Товарищества Реутовской мануфактуры» появились однопутная железная дорога Реутово — Балашиха протяженностью 12 километров и сама станция Реутово с вокзалом, что позволило реутовцам отказаться от использования платформы Салтыковской.
А потом, как известно, власть в стране переменилась. В 1918 году в соответствии с решением V Всероссийского съезда Советов вступило в силу положение о выборах сельских и поселковых Советов. Первым председателем Реутовского поселкового Совета был избран почтовый служащий, беспартийный Иван Алексеевич Михеев. Шел ему тогда 21 год. Исторический период фабричного поселка подходил к концу. Он составил 72 года и длился до 1928 года. Население Реутова к этому времени выросло до 7 тысяч человек. Фабричный поселок постепенно превратился в рабочий. Но это уже совсем другая история.