Когда-то говорили, что за МКАД жизни нет, а людей, живущих за пределами «кольца», цинично называли «замкадышами». Теперь границы Москвы и области несколько стерлись — то, что было «областью», теперь Новая Москва, а в Реутове и вовсе есть столичное метро.
Собственно, Реутов всегда был в эпицентре всего передового. Именно рядом с нашим городом, на пересечении с Горьковским шоссе, находится нулевой километр МКАД — место, с которого началось строительство знаменитой трассы. Проектирование Кольцевой дороги началось еще до войны, в 1937 году, а первые машины курсировали по ней уже в 1960 году, когда открылся первый участок дороги — от Ярославского до Симферопольского шоссе. Форму кольца же она приобрела в 1962 году, обогнув столицу по кругу и став своеобразной административной границей Москвы и области.
В те годы МКАД считалась самой совершенной дорогой, хотя была покрыта заливным бетоном и имела всего по две полосы движения в каждую сторону. Изначально предусматривалось четыре, но генсек Никита Хрущев проект не одобрил, потому что искренне считал, что для такой дороги попросту не наберется машин. Вообще говоря, для того времени решение было мудрым: в очереди за «жигулями» люди стояли десятилетиями. Машина была не просто средством передвижения, а настоящей роскошью. Да и передвигаться по двухполосной «бетонке» водители опасались, особенно в ночное время: дорога не была освещена, на ней не было разделительной полосы, поэтому «лобовые» аварии и наезды на пешеходов случались там регулярно. Кольцевую даже окрестили «дорогой смерти», потому что в год там погибало до 200 человек, и ездить по ней старались исключительно по необходимости.
Однако в начале 1990-х свободные рыночные отношения повлияли на благосостояние людей. Машины, пригнанные из Польши или Германии, заполонили МКАД, и дорога стала пугать уже не авариями, а пробками. Средняя скорость движения на трассе была 30-40 километров в час, поэтому возникла необходимость ее реконструкции. Первым делом дорогу осветили и поставили бетонное ограждение на разделительной полосе, а затем начались масштабные работы, которые впоследствии превратили узкую дорогу в десятиполосную трассу с двухуровневыми и даже трехуровневыми развязками и тоннелями.
Разумеется, столь грандиозный проект, как и многое в нашей стране, не обошелся без скандала. Злые языки уверяли, что команда мэра Лужкова, а также подрядчики, работавшие на стройке века, «освоили» 256 миллиардов неденоминированных рублей, сделав дорогу с обеих сторон на 20 сантиметров уже, чем она должна была быть изначально. История активно муссировалась СМИ, были даже суды, но доказать то, что МКАД на 20 сантиметров уже, чем нужно, не представилось возможным, хотя некоторые факты крупных хищений установлены все-таки были.
Вообще, Кольцевая, хоть и считается хорошей дорогой с пропускной способностью 9 тысяч машин в час, все равно по своей сути — совершенно «русская дорога», местами спроектированная «на авось». Это подтверждается известным фактом, что километровые столбы на ней стоят как придется. Расстояния между ними своеобразные: от 700 до 1800 метров. Только русские люди могли допустить такое и, что самое главное, оставить их так стоять до сих пор, потому что полиция и дорожные службы за долгие годы привыкли к этому расположению и знают, где что находится. И, конечно же, совершенно типичными для русских людей являются очереди, но теперь уже из машин, которые длинными хвостами выстраиваются на МКАД. Причина появления пробок не одна и даже не две. Первая — машина теперь есть практически в каждой семье. Вторая — съезды на узкие загородные трассы. Третья — погодные условия, которые парализуют большегрузные автомобили, создавая многокилометровые заторы. Ну, и четвертая — «профессионализм» водителей, которые любят полихачить на дороге. Мэр Сергей Собянин, как и его предшественник Юрий Лужков, тоже хочет войти в историю и стать если не «властелином колец», то их модернизатором. Именно поэтому с прошлого года столичные власти затеяли двухлетнюю реконструкцию МКАД. Вот что сказал в интервью телеканалу «Москва-24» руководитель департамента строительства Андрей Бочкарев:
«Всего в 2013-2015 годах предполагается построить 67 транспортных развязок. Помимо 17 объектов на МКАД это 26 развязок в составе реконструкции вылетных магистралей и 24 отдельных объекта либо в составе крупных дорожно-транспортных сооружений».
Большим подспорьем для автомобилистов станет появление трехуровневой транспортной развязки на пересечении МКАД и Дмитровского шоссе, которая обеспечит беспрепятственное движение по этому участку. Также, по словам чиновника, проектируются развязки на 20-м километре МКАД, на пересечении МКАД и Липецкой улицы, МКАД с Ленинским, Мичуринским, Рязанским, Волоколамским, Волгоградским проспектами, Щелковским и Каширским шоссе и Профсоюзной улицей.
Изменения на МКАД уже влекут и далее тем более повлекут за собой и совершенствование подмосковных трасс. Уже активно расширяют Ярославское шоссе, снося частные дома в районе платформ Перловской и Тайнинской, шли разговоры о расширении Щелковского шоссе за МКАД, но потом вроде бы его решили не трогать, потому что дорого переселять людей. Про нашу любимую Горьковку мы уже сообщали ранее: согласно проекту «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» шоссе должны расширить до шести полос, а на территории города построить три бессветофорные эстакады: на примыкании трассы к Объездному шоссе, на пересечении улицы Советской и Разинского шоссе и на примыкании к Леоновскому шоссе.
Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и другой масштабный проект, призванный разгрузить Горьковское шоссе: строительство его платного дублера, который начнется в Люберецком районе, обогнет Железнодорожный, выйдет к Ногинску и уйдет на Орехово-Зуево, а в будущем протянется до Нижнего Новгорода. Две развязки свяжут трассу с дорогой Томилино — Железнодорожный и Аксеново — Колонтаево. Далее магистраль протянется на северо-восток, где многоуровневые развязки появятся на пересечении с Носовихинским и Горьковским шоссе.
На четырех-шестиполосной трассе будет организовано бессветофорное движение с разрешенной скоростью до 150 километров в час. Пока это все на бумаге, но чиновники обещают, что к 2020-м годам мы, автомобилисты, уже увидим первые результаты.
Размеры и пропускная способность
Сегодня протяженность МКАД составляет 108,9 километра. Ширина магистрали — десять полос, по пять в каждом направлении. Из них четыре обычные полосы движения и пятая — переходно-скоростная полоса. От центра Москвы дорога проходит на расстоянии 12–18 километров. МКАД связывает все общегородские радиальные магистрали. Разрешенная скорость движения по МКАД составляет 100 километров в час, а пропускная способность — 9 тысяч автомобилей в час.
Развязки-бабочки и кино на МКАД
На МКАД 60-х годов прошлого века были новейшие для того времени сооружения — развязки-бабочки. Именно на этих развязках снимали сцены погони для популярного советского фильма 1966 года «Берегись автомобиля». По пустым дорогам того времени Максим Подберезовиков гонялся за Юрием Деточкиным.
Самые длинные пробки
Сейчас МКАД у большинства автолюбителей ассоциируется лишь с пробками. Время самых протяженных заторов — зима, особенно декабрь. Так, зимой 2013 года из-за сильного снегопада водителям пришлось ночевать на МКАД — дорога была практически парализована из-за буксующих фур, 18 января затор растянулся на 34 километра. Но иногда пробки образуются на МКАД вопреки погодным условиям. Например, самая длинная в истории дороги, 68-километровая 13-часовая пробка на трассе была зафиксирована 15 мая 2008 года. С 11 утра до полуночи стояла внутренняя сторона МКАД, от Дмитровского шоссе до Профсоюзной улицы. Причины — перекрытие ряда дорог сотрудниками ДПС. А снежным декабрем 2010 года пробка растянулась почти на 50 километров.
Вертолетные площадки на МКАД
Идея организации вертолетного сообщения в Московском регионе не нова, и первые вертолетные площадки для малой авиации в ближайшие годы должны появиться именно на МКАД. Вертодромы будут строиться за счет инвесторов и использоваться для разных нужд города, в том числе и для «скорой помощи». А летать в регионе будут несколько классов авиасудов — грузоподъемностью до 1,5 тонны, до 5,5 тонны и до 10 тонн. Планируется, в частности, использовать самолеты Aн-2, которые в разговорной речи называют «аннушками».