Новости / почитать
Три дороги до Крыма
20.06.2014 в 15:40
3324 0
Автор: Светлана Николаева

У меня нет цели пересказывать путеводители и писать о красотах и многочисленных достопримечательностях Крыма. Да и кто из нас не был в Крыму, не фотографировался на фоне брызг на Графской пристани в Севастополе, не клал гальку на могилу Волошина, не прогуливался по чеховским местам в Ялте, не любовался картинами Айвазовского в Феодосии, не поднимался вслед за Пушкиным по Чертовой лестнице на старой римской дороге? Как, вы все еще не сделали этого? Тогда вам срочно нужно в Крым, а я расскажу, как туда добраться.

Не повторяйте — опасно для жизни!

Обстоятельства сложились так, что ехали мы в Крым на поезде через Украину. Знаю, это полнейшее безумие, учитывая то, что один из нас — мужчина призывного возраста. Почему мы это сделали? Во-первых, хотели сэкономить время. Поезд Москва — Симферополь идет всего лишь сутки, а Москва — Анапа — 30 с лишним часов, а потом еще нужно ехать на автобусе. Вторая причина — еще более важная: единый билет через Анапу или Краснодар можно купить только за наличные в кассах вокзалов. Нам же нужно было купить билеты по кредитной карте и из дома.

В новостях писали, что въезд на Украину мужчинам от 16 до 65 лет запрещен, но так как в стране царит произвол и анархия, то все запреты можно легко обойти. Однако это как повезет, неизвестно на кого нарвешься. В Харькове пограничники нам попались не принципиальные, деньги им важнее, чем победа над коррупцией, ради которой люди на Майдане свои жизни отдавали. Всего за 4000 рублей они отпустили нас с миром. Для нас это много, а для предательства «идеалов революции» — не слишком. 

Проводники крымского поезда (то есть уже не относящегося к Украинским железным дорогам, но еще и не принадлежавшего РЖД) на перроне Курского вокзала уверяли нас в том, что все обойдется и никто нас высаживать не будет: «Ведь вы же отдыхать едете, какие могут быть проблемы, мы вас транзитными пассажирами оформим».

Хотя о каком транзите шла речь, я так и не поняла, ведь украинцы считают Крым своим. У нас стоит в паспорте печать о том, что на Украину мы въехали, но о выезде из страны штампа нет. В Джанкое нам снова поставили печать о въезде, теперь уже в Россию.

Все нормальные граждане России вышли в Белгороде или еще раньше. Нас, таких рисковых, осталось трое: я, мой муж и 65-летний дед, который держался с пограничниками гордо и почти дерзко, но потом нам признался, что обратно он, пожалуй, поедет через Россию. 

Русскую границу в Белгороде все прошли без проблем: процедура быстрая и чисто формальная, российские офицеры в идеально отглаженных рубашках в течение одной-двух минут записывали необходимую информацию на маленьких портативных устройствах, ставили штампы и желали счастливого пути. В Харькове же, где поезд стоял около 40 минут, пришли украинские пограничники в камуфляже с собаками и СБУ-шники в гражданке. Мне печать о разрешении на въезд поставили сразу, у мужа возникли проблемы, что и не удивительно. Просили показать хоть какие-нибудь документы, подтверждающие то, что мы не террористы. «Приглашение от родственников, путевка, бронь отеля — хоть что-нибудь у вас есть?» — вполне доброжелательно спрашивал пограничник. «Родственники у меня только в Сумах, а еду я в Крым с палаткой, поэтому и приглашения никакого нет», — отвечал мой муж. В результате его вывели в тамбур, где держали практически до отправления поезда. Нас собирались высадить, а дальше — допрос СБУ-шников, а потом либо депортация в Белгород, либо нас отпускают на все четыре стороны, но только вот поезд бы уже ушел, а в Харькове оставаться российским журналистам не очень-то безопасно.

— Он что, один едет? — спросили у пограничников проходящие мимо разведчики.

— Нет, с женой, — ответили молодые люди в камуфляже.

— Официально зарегистрированы?

— Да, штамп есть.

— Тогда отпускайте, что вы его держите?

— Так у него жена без гражданства.

— В смысле?

— Ну, не гражданка Украины.

— А, ну, тогда ладно.

Когда я сказала пограничникам, что иду переобуваться и собирать вещи, они меня остановили. «Подождите, может, сейчас начальство добро даст и мы вас пропустим», — сказал один из военных. И буквально через пару секунд они с кем-то связались, кто-то им «дал добро», после чего взяли у нас 4000 рублей «в качестве благодарности» и поставили печать.

Мы выдохнули, но все равно было как-то тревожно. По пути нам попадались составы с БТР и танками и даже бронепоезда, которые, как я думала, уже лет 70 не выпускают нигде в мире. Наши попутчики, семья из Запорожья, рассказывали нам, что у них дома война очень чувствуется и они постоянно слышат грохот пушек и гул стрельбы.

По-настоящему в безопасности я себя почувствовала только на подъезде к Джанкою, когда увидела военную технику и «вежливых людей», охраняющих железнодорожные пути. В Джанкое молоденькая симпатичная девушка из погранвойск, увидев наши российские паспорта, крутила пальцем у виска и сказала, чтобы обратно мы не вздумали ехать через Украину.

Единый билет по цене Добролета

Очутившись на крымской земле, мы сразу же пошли покупать обратный билет — теперь уже через Россию. Так называемый единый билет продается на железнодорожных вокзалах. В Симферополе работают украинские и российские кассы, в украинские — стоят огромные очереди, люди пытаются уехать на Донбасс, поговаривают, что сообщение Крыма с Украиной прервется после 15 июня. Российские кассы свободные, наш билет на поезд из Анапы в Москву стоил всего 2600, а на автобус до Керчи, паром и автобус до Анапы — 350 рублей. Можно было ехать через Краснодар, цена примерно такая же. Интересно, что билет на обычный автобус до Краснодара из Симферополя стоит 1200 рублей. То есть государство нас в этом году немножечко субсидирует, чтобы популяризовать крымское направление.

Из Севастополя с остановками в Симферополе и Феодосии ходят фольтсвагеновские маршрутки. Ехать в них не очень-то комфортно — дороги плохие, в пути сильно трясет. Багажного отделения в мини-автобусах нет, чемоданы все оставляют прямо в проходе между сиденьями. Зато доехали мы очень быстро, из Симферополя — часа за три с половиной. В порту нас сразу же погрузили на паром — тот, который небольшой, греческий, очень комфортный: с удобными сиденьями, телевизором, натуральным кофе и свежими булочками в буфете, лавочками на верхней палубе и лифтом для инвалидов. Одно плохо – запах в туалете невыносим, туда просто невозможно было зайти. Но паром идет всего лишь пол часа, можно и потерпеть. 

На выходе в порту «Кавказ» нас, пассажиров, следующих по единому билету, сразу же встретил специально обученный человек, посчитал нас, сверился со своими списками и довел до автобусов. Все происходит очень быстро и очень организованно. За ночь в Крым переправилось 270 пассажиров по единому билету, в обратную сторону — 93. По словам представителя транспортной компании, организующей автобусные перевозки, это очень мало, обычно людей едет гораздо больше.

Из Симферополя мы выехали в три часа ночи, а в Анапе мы были уже в пол девятого утра, хотя на билете было написано, что на железнодорожный вокзал мы прибудем «ориентировочно в 11:30». Мы специально выбирали поезд с расчетом на многочасовую пересадку, чтобы успеть покупаться в море. Правда, анапские пляжи после Крыма — сплошное разочарование.

Один из наших товарищей, добравшийся до Севастополя на машине, обратно в Москву отправился на самолете. За два дня до вылета он в Интернете купил билеты на Добролет за 2600 рублей. Процедура покупки заняла не больше пяти минут. Время в пути – около трех часов. Это оптимальный вариант и по цене, и по времени, и по комфорту. Да вот беда: билетов на июль из Москвы в Симферополь уже не осталось, на август еще есть немного, стоят они примерно 3600 рублей.

На машине

Вот это, пожалуй, самый трудозатратный и самый неудобный способ добраться до Крыма. Зато за неделю можно не торопясь объездить весь полуостров, и виды, которые откроются вам на Южнобережном шоссе, стоят того, чтобы шесть часов отстоять в очереди на переправе. Только будьте аккуратней — дорога на побережье идет по серпантину, нужно быть очень внимательным и ехать медленно. В районе Ялты часто бывают пробки, так что если хотите скорее попасть в Севастополь — выбирайте Симферопольское шоссе.

Пока мы попивали крымский портвейн у маяка в Балаклаве, наши друзья, отважившиеся ехать в Крым из Москвы на машине, наблюдали за тем, как разъяренная толпа пытается снести забор на пароме, чтобы забрать свои автомобили. Дело в том, что отстоять несколько часов в очереди до порта Кавказ — это далеко не последнее испытание и не первое. Но обо все по порядку.

Настоятельно рекомендую не пытаться гнать без отдыха до самого порта, остановитесь на ночевку где-нибудь в Ростовской области. Наши друзья, ехавшие на двух машинах, переоценили свои возможности и в результате заночевали в какой-то станице в Краснодарском крае. Там большая проблема с гостиницами, мест мало, номера тесные и не очень чистые. Остановка была вынужденной, так как одна из машин сломалась и ехать дальше отказывалась. Пришлось бросить ее в Краснодарском крае в одном из автосервисов, в котором нашелся эвакуатор. Владелец авто потом на такси из Тимашевска добрался до аэропорта в Краснодаре и заплатил 4700 за билет на самолет до Симферополя, хотя, по словам таксиста, цены на авиарейсы Краснодар — Симферополь начинаются от 3000 рублей.

Оставшиеся пять человек переночевали в гостинице и на следующий день поехали дальше. Очередь до порта, как я уже писала, заняла шесть часов. В будни можно управиться и за три часа. Туалеты есть в самом порту и где-то на дороге стоят синие кабинки. Есть кафе, там продают чебуреки, сосиски в тесте, квас, магазинов замечено не было. А еще можно было помочить ножки в Керченском проливе.

Ребята рассказывают, что в самом порту машины разъезжались по двум паромам, они поехали налево, на большой паром, а надо было направо — на греческий. Их машина была последней из грузившихся. Пассажиры из автомобиля вышли и переправились на маленьком пароме со всем возможным комфортом, а водитель поехал вместе со своим железным конем.

На крымской стороне есть туалет и небольшой магазин, который работает только днем. В порту очень холодно по ночам, так что готовьтесь заранее и одевайтесь теплее. Ребята не меньше двух часов стояли в очереди на улице, чтобы оплатить перевозку машины. Можно было сделать это еще на той стороне, но они не поняли, где искать кассы. Заплатив за машину, они ее так и не смогли получить. Большой паром очень долго грузится и еще дольше разгружается, им пришлось не меньше часа ждать прибытия судна. Народ вокруг уже терял терпение, многие начали скандалить. Паром прибыл, но до машин все еще не допускали, охранник ждал команды. «Команды не было, поэтому открывать ворота не буду!» — безапелляционно заявил он. Но слушать его раздраженная толпа не стала, раздались крики: «Их всего трое, ломаем забор и забираем машины!» Автомобилисты были настроены серьезно, охранник, решив, не искушать судьбу, пустил-таки водителей к своим машинам.

Остров Крым

Крым — место уникальное, удивительное, и потрясающе красивое, в каком бы городе вы ни остановились. Море чистейшее, дно видно на глубину до трех метров. В этом году здесь особенно прекрасно, ну, во-первых, потому что #крымнаш, а во-вторых, потому что туристов мало, пляжи пустые, а цены на жилье смешные. В Балаклаве мы остановились в частном секторе, в самом центре города, в комнате с видом на море за 500 рублей в сутки на двоих. Комнатка небольшая, вход через сад с прекрасными благоухающими розами, есть все необходимое: туалет, душ, телевизор. Соседняя комната с четырьмя спальными местами (двуспальная кровать и раскладывающаяся кровать), с маленькой кухонькой и естественно туалетом-душем-телевизором стоит 800 рублей. Говорят, что в Ялте цены примерно такие же. Дом в Коктебеле с шестью спальными местами стоил 3300 за сутки, из них 100 рублей за парковочное место. Номер в отеле в Феодосии с видом на Генуэзскую крепость и море — 800 рублей, на территории отеля бассейн с минеральной водой, завтрак (шведский стол) включен в стоимость. В Керчи номер на пятерых в уютной гостинице — 2400 в сутки. Все номера, кроме комнат в Балаклаве, ребята заказывали через интернет-сервисы бронирования отелей.

Главной нашей пищей в Крыму были массандровские вина, за бутылку отдавали 200 рублей (в московских магазинах они стоят по 500-800 рублей), которые удивительно хорошо пьются на скалистых берегах под неповторимый запах черноморских водорослей. Пообедать в кафе выходило в 150-200 рублей (местная рыбка типа барабульки, овощной салатик и кофе) на человека, суп — от 50 рублей за порцию.

Однако цены растут, а зарплаты нет. Мы были в гостях у самой обычной балаклавской семьи: она — обивщик мебели, он — водитель, бывший дальнобойщик, дочь в декрете, зять — начальник смены на предприятии, добывающем руду. Отец работает в строительной организации, которая в прошлом году выиграла тендер на капитальный ремонт севастопольской канализации, но приступить к работам они не могут, так как объект теперь российский и нужны разрешения и лицензии российского образца, которых у крымских компаний пока нет. Поэтому мужчина уже несколько месяцев сидит без работы и не получает зарплату. Мебельная фабрика, где работает мать, свои диваны отправляла преимущественно в Харьков и Запорожье, теперь же им нужно переключаться на Новороссийск и Краснодар, зарплату сотрудникам платят, но небольшую. А зять в прошлом месяце получил всего лишь пять тысяч рублей, почему — объяснять никто не стал. Сменить работу практически нереально, вакансий нет, а продукты дорожают с каждым днем.

Да, эйфория прошла, но надежды остались. У кого мы не спрашивали — никто не жалеет. У людей появилась вера в то, что регион будет развиваться, что наконец-то модернизируют инфраструктуру, наведут порядок в туристической сфере, возобновят производство, позаботятся о музеях и заповедниках. Уже снесли заборы, огораживающие побережье от дороги, теперь входы на пляжи бесплатные. Владельцев магазинов обязывают убирать близлежащую территорию. На улицах много полиции, которая меня бережет. Именно в Крыму эти слова из известной песни воспринимаются без иронии: ночью на симферопольском вокзале я чувствовала себя куда безопасней, чем в Анапе среди бела дня.

А закончить я хочу словами моего друга и попутчика: «Скатался в Крым. Резюме: в Крым ездить можно, по какому критерию ни посмотри. Я бы даже жестче выразился: в Крым ездить нужно. Или даже так: кто не съездил — тот не прав. Ну, вы поняли, да?»

Читайте также:

Крым ждет! Ответы на актуальные вопросы
Крым после референдума. Путевые заметки

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт Бизнес История ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Энергия Выборы Наше Подмосковье Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей РТВ Девушкамечты Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Космос Людмила Колобанова Путешествия Президент Владимир Путин Интернет ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы
< >