У развития велодвижения в Реутове появились конкретные перспективы.
Пока существует одна официальная велодорожка в сквере за ДК «Мир», но это только начало: недавно на сайте администрации города появилась информация о разработке сквозных веломаршрутов, которые со временем свяжут любимые зоны отдыха горожан и на севере, и на юге Реутова. Означает ли это, что уже завтра полгорода с радостью пересядет из общественного транспорта и легковых автомобилей на велосипеды?
Отправная точка
Ещё в прошлом году эксперты-архитекторы из Москвы, Италии и Голландии на конференции в Реутове по вопросам создания единого архитектурного облика города отметили компактность нашей городской среды. Пешком из одного конца города в другой среднестатистический пешеход может добраться в течение часа-полутора. На машине из пункта А в северной части города в пункт Б на южной можно путешествовать с переменным успехом, поскольку приходится преодолевать отрезок на МКАДе, где случаются пробки. Секундомер в кармане журналиста газеты «ПроРеутов» засвидетельствовал: объехать на велосипеде самые популярные у горожан места (городской парк, улицы Южная, Победы, Ленина, Юбилейный проспект, рынок на Ашхабадской, стадион «Старт», железнодорожная станция и метро «Новокосино») реально за 40 минут даже в отсутствие велодорожек. По пути встречались и другие велосипедисты: из 12 человек на веломашинах большинство двигалось по тротуарам, благо они у нас во многих местах достаточно широкие, и только один смельчак ехал по проезжей части среди автомобилей по улице Октября.
Как ни крути, и на тротуарах, и на автодороге без специально отведенной полосы под велодвижение пока чувствуешь себя не очень уютно: пешеходы, особенно мамы с колясками, пугаются, а если передвигаться среди машин, адреналин зашкаливает уже у самого велосипедиста. Кстати, в сквере за ДК «Мир» на велодорожке тоже приходится объезжать пеших участников движения, но о присутствии велосипедистов народ здесь хотя бы предупрежден и знаками, и разметкой, поэтому отношение к любителям крутить педали тут толерантное, чего не скажешь про остальные многолюдные тротуары города. Какова сейчас в целом велоинфраструктура Реутова? Стойки для парковки велосипедов есть в городском парке, там же создана велорампа с горками для экстремалов на роликах и велобайках, кроме этого, специальные бесплатные, но неохраняемые велостоянки есть у метро «Новокосино», у «Экватора», у «Рио» и возле «НПО машиностроения». Также в городе обнаружен один платный велопрокат — за зданием полиции, на улице Победы. По будням он работает с 15:00 до 20:00, в выходные — с 11:00. Аренда велосипеда стоит 150 рублей в час.
Что до велодорожек, то в этом направлении организация цивилизованного велодвижения в Реутове сейчас только начинается. В сквере за ДК «Мир», как уже было сказано, первая отдельная велодорожка с разметкой и знаками имеется. Весь вопрос в том, можно ли делать новые веломаршруты по её образу и подобию? В поисках ответа на этот вопрос решено было выяснить мнение экспертов и обратиться к велосипедному опыту других городов и даже стран.
От Голландии к Подмосковью
Бытует мнение, что для развития велодвижения в городах и странах нужны только политическая воля, время и деньги. В Голландии, которая ныне считается раем для велосипедистов, всё начиналось именно с политической воли, причём не только властей, но и самого населения, а ещё с кризиса. Инфраструктура для велосипедистов сейчас здесь продумана до мелочей: велодорожки, светофоры, велопарковки, велопрокаты, складные велики на электричках можно провозить либо бесплатно, если это не часы пик, либо за небольшую плату, когда пассажиров достаточно много. На железнодорожных станциях и в торговых центрах во многих нидерландских муниципалитетах сегодня обустроены охраняемые муниципальные и коммерческие велопарковки, где свой велосипед можно оставлять хоть на весь рабочий день за сравнительно небольшие деньги. Однако заметим, что для достижения таких показателей велоблагополучия Голландии и её городам потребовались не год и не два, а десятилетия. Отправной точкой стал нефтяной кризис в 1973 году: после сытых 1960-х, в течение которых почти вся страна пересела на автомобили, до неприличия подорожал бензин. Кроме этого, сами голландцы стали всё чаще устраивать акции протеста против массовой автомобилизации, которая к тому времени убивала на дорогах не только людей, но и пространство, и окружающую среду. В итоге поддержка развития велосипедного движения стала осуществляться на правительственном уровне, вплоть до того, что центральные улицы голландских городов официально закрывали для автомобилей, причём где-то это сделали на постоянной основе. К середине 1970-х в Нидерландах начались серьёзные эксперименты по созданию безопасных веломаршрутов, отдельных от трафика автомобилей. Первые велодороги при поддержке правительства создали в Гааге и Тилбурге, после этого уровень велодвижения вырос сначала на 30 %, а потом в разы. За годы велосипедизации к 2010 году количество погибших на дорогах в городах Голландии к уровню начала 1970-х сократилось в разы.
С тем, что происходит сейчас в Подмосковье, у этого опыта много общего. Во-первых, кризис, во-вторых, автомобилизация за сытые 2000-е в столичном регионе тоже начала зашкаливать, но самое приятное, что велосипедное движение в Подмосковье сегодня тоже поддерживается на правительственном уровне. Даже в наших электричках есть специальные бесплатные часы для провозки велосипедов в дневное время — с 11:00 до 16:00. И вообще, вопрос развития велосипедного движения в регионе находится на особом контроле у губернатора Андрея Воробьёва. К нему с просьбами о развитии велосипедной инфраструктуры регулярно обращаются жители подмосковных городов. К слову, Подмосковье сейчас находится на третьем месте в российском рейтинге по количеству велоипедистов на тысячу жителей. При этом для развития велоинфраструктуры в области сегодня делаются лишь первые шаги.
По велению времени
На начало этого года в городах региона имелось всего около 40 километров специально обустроенных веломаршрутов в 20 муниципалитетах, где-то работа и вовсе не начиналась. Но к концу этого года протяжённость веломаршрутов в Подмосковье должна вырасти почти в 3 раза (!) — до 118 километров. На одном из совещаний вице-премьер областного правительства, министр транспорта Московской области Пётр Иванов заявил, что внести лепту в эту работу со временем должен каждый город и район Подмосковья. Поэтому практически везде велосипедные перспективы активно прорабатываются.
На днях детали этих перспектив были озвучены и в Реутове, на презентации планов развития Комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД), разработанной в научно-проектном объединении «Транспорт». По словам руководителя проектов НПО «Транспорт» Яны Янко, если действовать поэтапно и планомерно, не сразу, а в среднесрочной перспективе за 5-10 лет в условиях нашей городской среды велоинфраструктура может охватить своими маршрутами все точки притяжения населения города, т. е. Реутов вполне можно сделать одним из самых дружелюбных к велосипедистам городов региона. При этом глава Реутова Сергей Юров, ставя задачу перед архитекторами, настаивает на комплексном подходе в работе и над деталями единого облика города, и над схемой организации дорожного движения.
Напомним, на прошлогодней конференции в Реутове с участием ведущих урбанистов столицы, Голландии и Италии глава чётко расставил акценты в этом вопросе. По его мнению, городская среда Реутова требует стратегического подхода. Это означает, что транспортные потоки должны быть сбалансированы и максимально комфортны для всех участников движения: автомобилистов, пешеходов, включая людей с ограниченными возможностями, велосипедистов.
Опыт других городов свидетельствует о том, что нельзя создавать условия для одних за счёт неудобств для других. Так, одним из лидеров развития велоструктуры в Московской области сейчас считается город Краснознаменск, где три года назад в рамках муниципального проекта «Вело-Краснознаменск–2012» сделали 5,5 км двусторонней кольцевой, отдельной от автодорог и тротуаров велодорожки по всей территории города.
Интересно, что создание этого кольца велодорожек в Краснознаменске привело не только к положительному опыту, но и создало дополнительные проблемы. Новые велодорожки пешеходам показались лучше старых тротуаров, поэтому их сначала оккупировали мамы с колясками, а поскольку в городе, как и везде, не хватало парковочных мест для автомобилей, краснознаменские велосипедисты столкнулись ещё и с проблемой объезда припаркованных на велодорожках машин — захватчиков велопространства. На городском интернет-форуме Краснознаменска до сих пор достаточно много конфликтных топиков: «велосипедисты против мам с колясками», «автомобилисты против велосипедистов» и т. д и т. п.
В Реутове этот опыт оптимизаторы уже существующей транспортной системы города постараются учесть в первую очередь. Это говорит о том, что просто скопировать чужую модель организованного велодвижения в наших условиях вряд ли можно: у городской среды Реутова есть свои сформировавшиеся особенности, например, достаточно плотная застройка и дефицит свободного пространства на основных улицах.
В поисках решения
Как разъяснил начальник территориального отдела по городскому округу Реутов главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Иван Романенко, комплексный подход в создании облика городов — задача, которую губернатор поставил не только перед Реутовым, но и перед всеми муниципалитетами. По поручению главы Реутова Сергея Юрова наш город ещё в прошлом году разработал и представил такую концепцию развития единого архитектурного облика. А к нынешнему году по этой концепции уже проделана колоссальная системная работа: городская среда комплексно обустраивается под удобства всех участников движения и всех жителей.
Так за прошлый сезон на основных улицах сделан значительный шаг вперёд по так называемой безбарьерной среде: созданы пешеходники с удобными спусками. В этом году в центре внимания — решение проблем парковки автомобилей и обустройство внутридворовых территорий. А ещё в рамках проделанной комплексной работы к сегодняшнему дню в Реутове стало больше цивилизованных зон отдыха: продолжается благоустройство и развитие городского парка, создан сквер за ДК «Мир», по выходным работает пешеходная зона-трансформер на улице Победы. Это те самые «магниты», которые хотят связать друг с другом удобными сквозными велосипедными маршрутами. Однако веломаршрут и классическая двусторонняя велодорожка по примеру Краснознаменска в данном случае всё-таки не синонимы.
— При создании веломаршрутов к каждому отрезку сложившейся уличной сети нужно подходить индивидуально, — пояснил Иван Романенко. — Вряд ли ради отдельных велодорожек стоит переносить существующие коммуникации или убирать деревья вдоль дорог и тротуаров. Их ведь никто не отменял! Поэтому, скорее всего, в рамках создания сквозного велодвижения по городу решением станет выделение полосы для велосипедистов за счёт расширения уже существующих пешеходных тротуаров.
Итак, что же конкретно предлагают для нашего города специалисты научно-проектного объединения «Транспорт». Кстати, список заказчиков и партнёров этой организации весьма внушителен: Дирекция проведения Олимпийских игр, Минтранс России, столичный Департамент строительства, Комитет по строительству Санкт-Петербурга, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)…
Как рассказала руководитель проектов НПО «Транспорт» Яна Янко, у Реутова с его сложившейся транспортной инфраструктурой есть все шансы стать городом, удобным и для велосипедистов, и для пешеходов, и для автомобилистов. Оптимизация и совершенствование городской транспортной системы рассчитаны не на год, а на среднесрочную и длительную перспективу — на 5-10 лет. По словам экспертов, если соответствующие планы будут утверждены, единый веломаршрут Реутова за счёт расширения тротуаров предполагается сформировать на следующих отрезках:
- ул. Победы — от пересечения с ул. Некрасова до пересечения с ул. Гагарина;
- пр-т Мира — на участке от пересечения с ул. Парковой до пересечения с ул. Гагарина;
- ул. Парковая;
- ул. Гагарина;
- ул. Ленина до железнодорожной станции Реутово;
- ул. Ленина вдоль ул. Новая, ул. Южная, Юбилейный проспект и Носовихинского шоссе.
Все эти проектируемые веломаршруты в конечном итоге должны быть взаимоувязаны с уже существующей пилотной велодорожкой, расположенной в сквере за ДК «Мир». В свою очередь Иван Романенко уверен, что и отдельным локальным велодорожкам в городском пространстве тоже есть место. Такую дорожку для велосипедистов и роллеров можно сделать, например, вокруг городского пруда. В городском парке, на стадионе «Старт» планировка в отличие от городских улиц более свободная, поэтому здесь можно ожидать появления отдельных велодорожек по образу и подобию пилотной за ДК «Мир».
Что до других объектов велосипедной инфраструктуры, они, как показывает практика работы пешеходной зоны на улице Победы, могут появляться не только за счёт городского бюджета, но и за счёт активности предпринимателей. Тот же коммерческий велопрокат по договору с городскими властями может выполнять функции охраняемого велопаркинга для людей, приезжающих покататься на своих велосипедах. Яна Янко к этому добавила, что в перспективе пересадочным узлом — с электрички или автобуса на велосипед в Реутове — могла бы стать территория возле железнодорожной станции. Здесь вполне реально сделать велопаркинги, и такая возможность разработчиками проекта комплексной схемы организации дорожного движения Реутова уже детально прорабатывается. Одним словом, сквозной велополитен в Реутове реален.
А пока, если душа просит спокойных велопрогулок, рекомендуем обратить внимание на соседнюю с нами Салтыковку (две станции от Реутова на электричке). Здесь велосипедисты сами организовали собственную загородную велосипедную инфраструктуру, правда, для экстремального катания. Наберите в поисковике интернета фразу «Дерт в Салтыковке» и узнайте подробности. Кроме этого, на сайте «Степан.ру» в рубрике «Велосипед» есть прекрасный обзор загородных велосипедных маршрутах по Восточному Подмосковью. Очень советуем велолюбителям ознакомиться и с этой ценной информацией.
Читайте также:
Жители Реутова участвуют в конкурсе по благоустройству
Урбанисты предложили создать в Реутове «Зелёный угол»
Новые велодорожки проектируют в Реутове
Дворы в Реутове ремонтируют комплексно
В Реутове продолжается установка детских и спортплощадок
Реутов: полная перезагрузка городской среды