Новости / Новости
Велополитен в Реутове — миф или реальность?
24.07.2015 в 13:10
4509 0
Автор: Зинаида Гейдельман

У развития велодвижения в Реутове появились конкретные перспективы.

Пока существует одна официальная велодорожка в сквере за ДК «Мир», но это только начало: недавно на сайте администрации города появилась информация о разработке сквозных веломаршрутов, которые со временем свяжут любимые зоны отдыха горожан и на севере, и на юге Реутова. Означает ли это, что уже завтра полгорода с радостью пересядет из общественного транспорта и легковых автомобилей на велосипеды?

Отправная точка

Ещё в прошлом году эксперты-архитекторы из Москвы, Италии и Голландии на конференции в Реутове по вопросам создания единого архитектурного облика города отметили компактность нашей городской среды. Пешком из одного конца города в другой среднестатистический пешеход может добраться в течение часа-полутора. На машине из пункта А в северной части города в пункт Б на южной можно путешествовать с переменным успехом, поскольку приходится преодолевать отрезок на МКАДе, где случаются пробки. Секундомер в кармане журналиста газеты «ПроРеутов» засвидетельствовал: объехать на велосипеде самые популярные у горожан места (городской парк, улицы Южная, Победы, Ленина, Юбилейный проспект, рынок на Ашхабадской, стадион «Старт», железнодорожная станция и метро «Новокосино») реально за 40 минут даже в отсутствие велодорожек. По пути встречались и другие велосипедисты: из 12 человек на веломашинах большинство двигалось по тротуарам, благо они у нас во многих местах достаточно широкие, и только один смельчак ехал по проезжей части среди автомобилей по улице Октября.

Как ни крути, и на тротуарах, и на автодороге без специально отведенной полосы под велодвижение пока чувствуешь себя не очень уютно: пешеходы, особенно мамы с колясками, пугаются, а если передвигаться среди машин, адреналин зашкаливает уже у самого велосипедиста. Кстати, в сквере за ДК «Мир» на велодорожке тоже приходится объезжать пеших участников движения, но о присутствии велосипедистов народ здесь хотя бы предупрежден и знаками, и разметкой, поэтому отношение к любителям крутить педали тут толерантное, чего не скажешь про остальные многолюдные тротуары города. Какова сейчас в целом велоинфраструктура Реутова? Стойки для парковки велосипедов есть в городском парке, там же создана велорампа с горками для экстремалов на роликах и велобайках, кроме этого, специальные бесплатные, но неохраняемые велостоянки есть у метро «Новокосино», у «Экватора», у «Рио» и возле «НПО машиностроения». Также в городе обнаружен один платный велопрокат — за зданием полиции, на улице Победы. По будням он работает с 15:00 до 20:00, в выходные — с 11:00. Аренда велосипеда стоит 150 рублей в час.

Велополитен в Реутове — миф или реальность? У развития велодвижения в Реутове появились конкретные перспективы. ПроРеутов

Что до велодорожек, то в этом направлении организация цивилизованного велодвижения в Реутове сейчас только начинается. В сквере за ДК «Мир», как уже было сказано, первая отдельная велодорожка с разметкой и знаками имеется. Весь вопрос в том, можно ли делать новые веломаршруты по её образу и подобию? В поисках ответа на этот вопрос решено было выяснить мнение экспертов и обратиться к велосипедному опыту других городов и даже стран.

От Голландии к Подмосковью

Бытует мнение, что для развития велодвижения в городах и странах нужны только политическая воля, время и деньги. В Голландии, которая ныне считается раем для велосипедистов, всё начиналось именно с политической воли, причём не только властей, но и самого населения, а ещё с кризиса. Инфраструктура для велосипедистов сейчас здесь продумана до мелочей: велодорожки, светофоры, велопарковки, велопрокаты, складные велики на электричках можно провозить либо бесплатно, если это не часы пик, либо за небольшую плату, когда пассажиров достаточно много. На железнодорожных станциях и в торговых центрах во многих нидерландских муниципалитетах сегодня обустроены охраняемые муниципальные и коммерческие велопарковки, где свой велосипед можно оставлять хоть на весь рабочий день за сравнительно небольшие деньги. Однако заметим, что для достижения таких показателей велоблагополучия Голландии и её городам потребовались не год и не два, а десятилетия. Отправной точкой стал нефтяной кризис в 1973 году: после сытых 1960-х, в течение которых почти вся страна пересела на автомобили, до неприличия подорожал бензин. Кроме этого, сами голландцы стали всё чаще устраивать акции протеста против массовой автомобилизации, которая к тому времени убивала на дорогах не только людей, но и пространство, и окружающую среду. В итоге поддержка развития велосипедного движения стала осуществляться на правительственном уровне, вплоть до того, что центральные улицы голландских городов официально закрывали для автомобилей, причём где-то это сделали на постоянной основе. К середине 1970-х в Нидерландах начались серьёзные эксперименты по созданию безопасных веломаршрутов, отдельных от трафика автомобилей. Первые велодороги при поддержке правительства создали в Гааге и Тилбурге, после этого уровень велодвижения вырос сначала на 30 %, а потом в разы. За годы велосипедизации к 2010 году количество погибших на дорогах в городах Голландии к уровню начала 1970-х сократилось в разы.

Велополитен в Реутове — миф или реальность? У развития велодвижения в Реутове появились конкретные перспективы. ПроРеутов

С тем, что происходит сейчас в Подмосковье, у этого опыта много общего. Во-первых, кризис, во-вторых, автомобилизация за сытые 2000-е в столичном регионе тоже начала зашкаливать, но самое приятное, что велосипедное движение в Подмосковье сегодня тоже поддерживается на правительственном уровне. Даже в наших электричках есть специальные бесплатные часы для провозки велосипедов в дневное время — с 11:00 до 16:00. И вообще, вопрос развития велосипедного движения в регионе находится на особом контроле у губернатора Андрея Воробьёва. К нему с просьбами о развитии велосипедной инфраструктуры регулярно обращаются жители подмосковных городов. К слову, Подмосковье сейчас находится на третьем месте в российском рейтинге по количеству велоипедистов на тысячу жителей. При этом для развития велоинфраструктуры в области сегодня делаются лишь первые шаги.

По велению времени

На начало этого года в городах региона имелось всего около 40 километров специально обустроенных веломаршрутов в 20 муниципалитетах, где-то работа и вовсе не начиналась. Но к концу этого года протяжённость веломаршрутов в Подмосковье должна вырасти почти в 3 раза (!) — до 118 километров. На одном из совещаний вице-премьер областного правительства, министр транспорта Московской области Пётр Иванов заявил, что внести лепту в эту работу со временем должен каждый город и район Подмосковья. Поэтому практически везде велосипедные перспективы активно прорабатываются.

На днях детали этих перспектив были озвучены и в Реутове, на презентации планов развития Комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД), разработанной в научно-проектном объединении «Транспорт». По словам руководителя проектов НПО «Транспорт» Яны Янко, если действовать поэтапно и планомерно, не сразу, а в среднесрочной перспективе за 5-10 лет в условиях нашей городской среды велоинфраструктура может охватить своими маршрутами все точки притяжения населения города, т. е. Реутов вполне можно сделать одним из самых дружелюбных к велосипедистам городов региона. При этом глава Реутова Сергей Юров, ставя задачу перед архитекторами, настаивает на комплексном подходе в работе и над деталями единого облика города, и над схемой организации дорожного движения.

Напомним, на прошлогодней конференции в Реутове с участием ведущих урбанистов столицы, Голландии и Италии глава чётко расставил акценты в этом вопросе. По его мнению, городская среда Реутова требует стратегического подхода. Это означает, что транспортные потоки должны быть сбалансированы и максимально комфортны для всех участников движения: автомобилистов, пешеходов, включая людей с ограниченными возможностями, велосипедистов.

Велополитен в Реутове — миф или реальность? У развития велодвижения в Реутове появились конкретные перспективы. ПроРеутов

Опыт других городов свидетельствует о том, что нельзя создавать условия для одних за счёт неудобств для других. Так, одним из лидеров развития велоструктуры в Московской области сейчас считается город Краснознаменск, где три года назад в рамках муниципального проекта «Вело-Краснознаменск–2012» сделали 5,5 км двусторонней кольцевой, отдельной от автодорог и тротуаров велодорожки по всей территории города.

Интересно, что создание этого кольца велодорожек в Краснознаменске привело не только к положительному опыту, но и создало дополнительные проблемы. Новые велодорожки пешеходам показались лучше старых тротуаров, поэтому их сначала оккупировали мамы с колясками, а поскольку в городе, как и везде, не хватало парковочных мест для автомобилей, краснознаменские велосипедисты столкнулись ещё и с проблемой объезда припаркованных на велодорожках машин — захватчиков велопространства. На городском интернет-форуме Краснознаменска до сих пор достаточно много конфликтных топиков: «велосипедисты против мам с колясками», «автомобилисты против велосипедистов» и т. д и т. п.

В Реутове этот опыт оптимизаторы уже существующей транспортной системы города постараются учесть в первую очередь. Это говорит о том, что просто скопировать чужую модель организованного велодвижения в наших условиях вряд ли можно: у городской среды Реутова есть свои сформировавшиеся особенности, например, достаточно плотная застройка и дефицит свободного пространства на основных улицах.

В поисках решения

Как разъяснил начальник территориального отдела по городскому округу Реутов главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Иван Романенко, комплексный подход в создании облика городов — задача, которую губернатор поставил не только перед Реутовым, но и перед всеми муниципалитетами. По поручению главы Реутова Сергея Юрова наш город ещё в прошлом году разработал и представил такую концепцию развития единого архитектурного облика. А к нынешнему году по этой концепции уже проделана колоссальная системная работа: городская среда комплексно обустраивается под удобства всех участников движения и всех жителей.

Так за прошлый сезон на основных улицах сделан значительный шаг вперёд по так называемой безбарьерной среде: созданы пешеходники с удобными спусками. В этом году в центре внимания — решение проблем парковки автомобилей и обустройство внутридворовых территорий. А ещё в рамках проделанной комплексной работы к сегодняшнему дню в Реутове стало больше цивилизованных зон отдыха: продолжается благоустройство и развитие городского парка, создан сквер за ДК «Мир», по выходным работает пешеходная зона-трансформер на улице Победы. Это те самые «магниты», которые хотят связать друг с другом удобными сквозными велосипедными маршрутами. Однако веломаршрут и классическая двусторонняя велодорожка по примеру Краснознаменска в данном случае всё-таки не синонимы.

— При создании веломаршрутов к каждому отрезку сложившейся уличной сети нужно подходить индивидуально, — пояснил Иван Романенко. — Вряд ли ради отдельных велодорожек стоит переносить существующие коммуникации или убирать деревья вдоль дорог и тротуаров. Их ведь никто не отменял! Поэтому, скорее всего, в рамках создания сквозного велодвижения по городу решением станет выделение полосы для велосипедистов за счёт расширения уже существующих пешеходных тротуаров.

Итак, что же конкретно предлагают для нашего города специалисты научно-проектного объединения «Транспорт». Кстати, список заказчиков и партнёров этой организации весьма внушителен: Дирекция проведения Олимпийских игр, Минтранс России, столичный Департамент строительства, Комитет по строительству Санкт-Петербурга, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)…

Как рассказала руководитель проектов НПО «Транспорт» Яна Янко, у Реутова с его сложившейся транспортной инфраструктурой есть все шансы стать городом, удобным и для велосипедистов, и для пешеходов, и для автомобилистов. Оптимизация и совершенствование городской транспортной системы рассчитаны не на год, а на среднесрочную и длительную перспективу — на 5-10 лет. По словам экспертов, если соответствующие планы будут утверждены, единый веломаршрут Реутова за счёт расширения тротуаров предполагается сформировать на следующих отрезках:

- ул. Победы — от пересечения с ул. Некрасова до пересечения с ул. Гагарина;
- пр-т Мира — на участке от пересечения с ул. Парковой до пересечения с ул. Гагарина;
- ул. Парковая;
- ул. Гагарина;
- ул. Ленина до железнодорожной станции Реутово;
- ул. Ленина вдоль ул. Новая, ул. Южная, Юбилейный проспект и Носовихинского шоссе.

Все эти проектируемые веломаршруты в конечном итоге должны быть взаимоувязаны с уже существующей пилотной велодорожкой, расположенной в сквере за ДК «Мир». В свою очередь Иван Романенко уверен, что и отдельным локальным велодорожкам в городском пространстве тоже есть место. Такую дорожку для велосипедистов и роллеров можно сделать, например, вокруг городского пруда. В городском парке, на стадионе «Старт» планировка в отличие от городских улиц более свободная, поэтому здесь можно ожидать появления отдельных велодорожек по образу и подобию пилотной за ДК «Мир».

Велополитен в Реутове — миф или реальность? У развития велодвижения в Реутове появились конкретные перспективы. ПроРеутов

Что до других объектов велосипедной инфраструктуры, они, как показывает практика работы пешеходной зоны на улице Победы, могут появляться не только за счёт городского бюджета, но и за счёт активности предпринимателей. Тот же коммерческий велопрокат по договору с городскими властями может выполнять функции охраняемого велопаркинга для людей, приезжающих покататься на своих велосипедах. Яна Янко к этому добавила, что в перспективе пересадочным узлом — с электрички или автобуса на велосипед в Реутове — могла бы стать территория возле железнодорожной станции. Здесь вполне реально сделать велопаркинги, и такая возможность разработчиками проекта комплексной схемы организации дорожного движения Реутова уже детально прорабатывается. Одним словом, сквозной велополитен в Реутове реален.

А пока, если душа просит спокойных велопрогулок, рекомендуем обратить внимание на соседнюю с нами Салтыковку (две станции от Реутова на электричке). Здесь велосипедисты сами организовали собственную загородную велосипедную инфраструктуру, правда, для экстремального катания. Наберите в поисковике интернета фразу «Дерт в Салтыковке» и узнайте подробности. Кроме этого, на сайте «Степан.ру» в рубрике «Велосипед» есть прекрасный обзор загородных велосипедных маршрутах по Восточному Подмосковью. Очень советуем велолюбителям ознакомиться и с этой ценной информацией.

Читайте также:

Жители Реутова участвуют в конкурсе по благоустройству
Урбанисты предложили создать в Реутове «Зелёный угол»
Новые велодорожки проектируют в Реутове
Дворы в Реутове ремонтируют комплексно
В Реутове продолжается установка детских и спортплощадок
Реутов: полная перезагрузка городской среды

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт Бизнес История ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Выборы Наше Подмосковье Энергия Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей Девушкамечты РТВ Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Людмила Колобанова Космос Путешествия Президент Владимир Путин Интернет ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Рецензия Тимур Кизяков Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Мириталь Алексей Илларионов Братья Березуцкие Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владислав Котлярский Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы
< >