Кризис как повод избавиться от лишнего жира и начать что-то новое может стимулировать малое предпринимательство — сейчас эту мысль часто можно услышать на разных уровнях.
Посмотрим, какая картина на практике складывается с этим в Реутове, как предприимчивые люди, делающие ставку на собственные силы и энергию, реагируют на нынешнюю ситуацию.
Удачное начало
Многие задаются вопросом: а какой вообще бизнес стоит открывать в кризис? Эксперты бизнес-коучинга говорят, что тут прежде всего важна грамотная стратегия мышления. Например: в кризис взрослые работают больше, а значит, присматривать за детьми чаще всего некому. Или — автомобили стали покупать реже, следовательно, больше будут ремонтировать.
«ПроРеутов» легко нашёл подтверждение этим тезисам в нашем городе. Новый шиномонтаж открылся буквально три недели назад на улице Октября, 3а, рядом с автомойкой.
Как рассказали его владельцы, именно кризис вынудил их заняться своим делом. После десяти лет работы у расположенного недалеко от Реутова официального дилера «Крайслера» двое мужчин среднего возраста попали под сокращение.
— Мы решили не затягивать пояса, а засучить рукава, — рассказывает один из владельцев, 37-летний Андрей В. — Работы мы не боимся, решили рискнуть. Полезли в долги — взяли кредит на покупку оборудования. Нашли место для субаренды — собственник даёт нам электричество. И принялись за дело.
На простой без клиентов предприниматели пока не жалуются. Народ сейчас экономит, и если раньше люди старались избавиться от устаревших деталей авто, то сегодня стараются беречь то, что есть. Поэтому мелкие частные автосервисы пользуются успехом — их услуги дешевле.
— Заметно, конечно, что денег у народа стало меньше. Приезжают вроде на хороших машинах уровня «митсубиси аутландер», а смотришь — резина-то бэушная. Китайского производства шины, на которые раньше плевались, люди начали ставить.
К своему делу начинающие бизнесмены подходят грамотно. Нашли свою «фишку»: пакеты для шин, за которые везде берут деньги, они отдают клиенту бесплатно. Мелочь, а приятно. Ну и демпингуют, как многие новички. Если везде цены шиномонтажа колеса распространённого пятнадцатого диаметра около 1700 рублей, то в новой точке — 1500 рублей. Пока эти меры себя оправдывают — клиент потихоньку идёт. То есть здесь кризис как стимул сработал.
Няни всякие нужны
Наше небольшое исследование также подтвердило: сегодня очень востребованы няни и частные детские сады. Как и услуги по приготовлению еды, сопровождению ребёнка в школу и обратно, уходу за домашними растениями — в общем, по всему, что обычно лежит на плечах матери семейства. Такое предложение сейчас в изобилии присутствует на рынке, в среднем за эти услуги просят 240 рублей в час.
Кроме того, многие предпочитают не столько персональных нянь, сколько услугу «няня + микросоциум», то есть частные детские сады. Это тоже весьма популярная у современного потребителя вещь сегодня. Вот и в Реутове ещё один такой садик открылся в начале ноября.
Со слов директора сада, на её решение открыть частное дошкольное учреждение кризис действительно повлиял, хотя и косвенно. На предыдущем месте работы перестали устраивать скорость карьерного роста и уровень зарплаты. А зарплату не поднимали как раз из-за кризиса. Будущий директор детского сада не стала отчаиваться и нашла привлекательную франшизу, занявшись её распространением — детский сад Sun school является ячейкой большой сети детских садов, объединённых под этим брендом. Это уже второй детский сад сети в нашем городе.
Основное оригинальное отличие — дети занимаются иностранным языком непосредственно с его носителем (экспатом), а не с российским гражданином, пусть и идеально знающим английский. То есть с малых лет — возраста, оптимального в плане развития памяти и мозга вообще, дети погружены в аутентичную билингвальную (подлинную двуязычную) среду, что в итоге даст произношение без акцента и много других плюсов.
Ещё одна новинка — видеонаблюдение за детьми в игровых и спальнях. Доступ к нему может получить любой из родителей, используя компьютер или приложение для мобильного телефона.
Спасение утопающих — в руках самих утопающих
Ещё одно яркое подтверждение нынешней востребованности различных автомастерских мы нашли в торговом центре «РИО». Здесь с недаяних пор действует так называемый гараж на час, где обслуживание проводят сами посетители. Это новая модель услуг, востребованная в Западной Европе и набирающая популярность в столице и России. Основное отличие автомастерской самообслуживания от большинства автосервисных предприятий — снижение потерь времени и как следствие — снижение затрат. Формат схож с домашней кухней: открываешь холодильник, берёшь необходимые ингредиенты и делаешь всё сам, вот и всё.
Подъёмник в мастерской рассчитан на вес до 2800 кг в соответствии со спецификацией производителя. Конструкция максимально обеспечивает безопасность человека и минимизирует риски. Сделать можно всё, что захотите, и всё, что получится. Проводятся консультации и обучение (бесплатно) по методикам и алгоритмам ремонта. А можно воспользоваться помощью квалифицированного механика. Прокат подъёмника с инструментом стоит 498 рублей в час. При аренде поста на час и более пылесос входит в перечень «прочего оборудования», доступного за почасовой тариф, и не требует доплаты. Минимальное время проката инструмента — 60 минут (кроме осмотра и пылесоса). Бонус — 16 минут бесплатно. Прочие нюансы предлагаем узнавать на месте.
Кстати, этот проект был выдвинут на соискание губернаторской премии «Наше Подмосковье», и вполне заслуженно.
Много других интересных начинаний мы увидели и в других сферах предпринимательства.
Так, на подорожание импортной одежды предприниматели отвечают открытием ателье. Одно из них с названием «Миша» открылось по адресу Новая, 3. Здесь шьют меховую и кожаную одежду, производят окраску меха.
В общем, новое в предпринимательстве есть, и это радует. Хотя понятно, что и особого расцвета ждать не приходится. Учитывая проблемы у всей сферы предпринимательства — спад покупательского спроса, высокие кредитные ставки и так далее. Реутовский бизнесмен с четвертьвековым стажем на рынке описал нам своё видение нынешней экономической ситуации:
— На мой взгляд, выигрывает в кризис лишь средний бизнес. Из реутовских — «Мириталь» и «У Палыча». То есть те, у кого давно действует своё производство, кто сумел создать свой российский бренд. Конкурировать на рынке в таких условиях им стало легче. За свою бизнес-карьеру я пережил не один кризис — и в 1990-х, и в 2008-м. Все они начинались с обвала рубля. И я не припомню, чтобы от этого выигрывал малый бизнес. Крупный и средний бизнес часто получали свою выгоду. А вот удар по малому бизнесу — это удар по простому народу, который им обычно и занимается. Хочется верить, что самые предприимчивые и изворотливые устоят или отыщут новую нишу.
Читайте также:
Фермерская сеть планирует расширение в Реутове
На ручном управлении
Малое предприятие Реутова удвоило число сотрудников
Bell берёт курс на Реутов
Губернатор назвал примерной работу с бизнесом в Реутове