По стране прокатилась череда громких происшествий, связанных с подростковой жестокостью. Неужели возможен всплеск преступности несовершеннолетних, наподобие того, что наблюдался в начале 1990-х годов?
Исследуя нынешнюю ситуацию с правонарушениями, которые совершаются в нашем городе, мы обратились в реутовскую Комиссию по делам несовершеннолетних, пообщались с организаторами военно-патриотического движения и преподавателями.
— Случаев, которые говорили бы про участившееся насилие со стороны подростков, нам в последнее время отмечать не приходилось, — рассказала заместитель председателя Комиссии по делам несовершеннолетних Марина Воробьёва. — Ничего настораживающего нет, Реутов был и остаётся благополучным. Даже нападения скинхедов на мигрантов последний раз были отмечены в 2001 году. Со стороны подростков чуть участились случаи мелкого воровства в магазинах — крупных торговых центрах, но не более того.
Это подтверждает и статистика. В комиссии нам сообщили, что в 2015 году преступлений, связанных с насилием, подростки не совершали, год назад было одно преступление.
Ситуация в городе также находится под контролем учебных заведений и общественности. Руководитель военно-патриотического центра «Рекрут» Герман Грачёв рассказал нам о своём опыте работы с подростками:
— У нас в центре есть такие ребята, из числа так называемых трудных. Попадают они к нам по-разному — некоторым подсказывают прийти к нам учителя, некоторым родители, а порой и сами просятся. Иногда сами так называемые трудные подростки видят собрата по характеру и зовут к нам. И у нас они меняются. Мы относимся к детям как к равным, с душой. Подростки находятся в таком возрасте, когда они мгновенно реагируют на правду или на ложь. Чувствуя искреннее участие в своей судьбе, они отвечают увлечённостью и прилежанием, появляется дисциплина.
Ведь часто такие дети не виноваты, что они «трудные», — у кого-то в семье проблемы, у кого-то со школой не сложилось — достиг он своего потолка в учёбе, а дальше никак. Или требованиям не соответствует, и поэтому начинает свои скрытые переживания вымещать в порой асоциальной форме. Некоторые из них просто лидеры по натуре, не умещаются в жёсткие рамки, им трудно быть «как все», они способны на лихой, неожиданный поступок. Надо просто вовремя не дать им пропасть, и всё. Верно направить энергию. Из таких со временем могут вырасти достойные люди разных профессий, например, самые смелые военнослужащие.
— Какие проекты по профилактике правонарушений подростков осуществляются вами?
— Такой проект планируется в перспективе. У нас, например, уже есть контакт с инспекторами по делам несовершеннолетних, они нам рекомендуют, с кем можно было бы поработать. Со временем это может стать организованным, регулярным подходом.
В ходе исследования мы побеседовали и с специалистами узкого профиля. Вот что рассказал о корнях подростковой агрессии социальный психолог Михаил Бенедиктов:
— Такая агрессия была во все времена. Сейчас определённый всплеск подростковой преступности в стране есть. Но во многом, с моей точки зрения, это результат «социального инфицирования» — в социальной психологии это называется «эффектом хамелеона», так проявляется внушаемость людей под воздействием средств массовой информации. Обратите внимание, такие события, как угоны самолетов, сообщения об НЛО и даже самоубийства, нередко происходят волнообразно. Чем больше через СМИ население получает информации о тех или иных происшествиях, тем заметнее рост трагических инцидентов такой направленности. Помните, лет десять назад все кричали о росте самоубийств среди подростков, запрещали сайты «готов», посвящённые этой тематике? Общественность заволновалась. Ну и где сейчас всё это? Оказывается, никакой массовой угрозы ни пресловутые «готы», ни другие подобные увлечения какой-то части молодёжи не носят. Возможно, и с нынешними отдельными фактами агрессии подростков так же: после сообщений в СМИ полиция стала обращать на них больше внимания, усерднее ловить хулиганов, отсюда рост статистики, рост публикаций в СМИ — так формируется замкнутый круг. Небольшая волна, может, и есть, но она утихнет, как только газеты, интернет-издания и телевизионщики уцепятся за какой-нибудь другой яркий случай, не связанный с под-ростками.
Говоря о подростках, нельзя не сказать вот о чём: как бы ни работали общественность и социальные службы, главными в профилактике различного рода эксцессов остаются родительская любовь и внимание. В подтверждение приведу лишь одну из характерных историй, она произошла в мае прошлого года.
Ученица реутовской школы, назовём её С., 2001 года рождения, сбежала из дома. За десять дней до этого родители С. уехали отдыхать за границу. Девочка осталась на попечении дедушки, с которым у неё были натянутые отношения: дед, к примеру, был недоволен тем, что тринадцатилетняя внучка общается с парнем, который старше её на шесть лет. Дедушка запретил С. встречаться с ним, и вечером между дедом и внучкой произошёл скандал. Утром, пока все спали, С. ушла из квартиры, прихватив с собой ключи от дачи. В тот же день, заметив пропажу ключей, дед поспешил на дачу, где обнаружил внучку в компании местных подростков. Дед вызвал сотрудников полиции, но вся компания успела убежать до приезда наряда.
Несколько недель С. разыскивали полицейские, пока возле станции метро «Марксистская» девочку не задержали и не передали под расписку вернувшейся из отпуска матери. В тот же день по заявлению матери малолетняя С. была помещена в реабилитационное отделение Научно-практического центра психиатрического здоровья детей и подростков Москвы, где прошла курс коррекции девиантного поведения.
Возможно, если бы родители не были постоянно заняты — отдыхом ли, работой, одним словом самими собой, — и нашли способ и время заслужить любовь и доверие у ребёнка, история С. имела бы менее драматичный накал.
Напомним в завершение о происшествиях, послуживших поводом для нашего исследования.
Про избиение шестнадцатилетней студентки колледжа в Ульяновской области СМИ сообщили 12 января. К моменту обращения студентки в полицию видеоролик, на котором было зафиксировано избиение девушки, уже попал в социальные сети. На кадрах видно, как в течение нескольких минут студентки в туалете общежития били пострадавшую ногами по голове, таскали за волосы, тыкали лицом в унитаз. Другие подростки, в том числе мальчики, подбадривали злоумышленниц своими комментариями.
Почти вслед за этим случаем в московской электричке группа подростков избила мужчину кавказской внешности. ЧП произошло в поезде, который поздно вечером следовал с Киевского вокзала столицы в Апрелевку. Где-то в районе Солнцева или Переделкина в электричку вошла группа молодых людей — до десяти человек. Их лица были закрыты медицинскими масками, некоторые держали в руках биты, у других они торчали из рюкзаков. Пробежавшись по одному вагону и не обнаружив, видимо, подходящих жертв, они забежали в следующий. Там стали избивать парня кавказской внешности лет тридцати. На следующей станции напавшие на пассажира подростки выскочили из электрички и убежали, прыснув в вагон струёй из газового баллончика.
Стоит ли говорить, что оба происшествия вызвали широкий общественный резонанс.
В общем, не зря правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, в правоохранительных органах всегда выделяются в особый разряд и рассматриваются особо тщательно. Проблемы в подростковой среде всегда были и будут. Задача взрослых — свести их к минимуму. Родителям, педагогам, всему обществу следует внимательно и при этом тактично опекать подрастающее поколение. В отсутствие умной заботы превращение благополучного ребёнка в «трудного подростка» происходит иногда чрезвычайно быстро.
Читайте также:
Три школьника Реутова получили президентскую премию
День студента в Реутове отметили с квестом и флешмобом
Итоги года подвели полицейские
Курсанты центра «Рекрут» готовятся покорять Алтай
Школьники-поисковики провели волейбольный турнир в Реутове