Статистика свидетельствует: россияне стали меньше употреблять крепкого алкоголя. Его продажи в прошлом году сократились на 5,3 %. В 2016 году тенденция сохраняется. Что же происходит?
Конечно, прежде всего на процесс влияют рост цен на практически все горячительные напитки и снизившиеся доходы россиян. Специалисты говорят и о том, что официальная статистика не вполне корректна: растёт спрос на суррогатный алкоголь, а также алкоголь качественный, но производящийся и продающийся без уплаты акцизов и налогов и поэтому дешёвый.
Остановить бутлегеров
Результаты мониторинга, который проводился по инициативе председателя Мособлдумы Игоря Брынцалова, вскрыли обострившуюся проблему: в последнее время происходит ухудшение ситуации с продажей контрафактного алкоголя. По сведениям правоохранительных органов, торговля контрафактом чаще всего происходит в вечерние часы, когда законопослушные магазины прекращают продажу спиртного. Кроме того, торговля из-под полы облегчает доступ к алкоголю несовершеннолетним.
В связи с этим власти предпринимают дополнительные меры. Так, в Реутове на постоянной основе проводятся рейды по проверке торговых точек на предмет несанкционированной торговли алкогольными напитками. Речь преимущественно идёт о ночных проверках, когда по закону спиртным нельзя торговать вовсе.
Как рассказал нашей газете председатель Общественной палаты Реутова Герман Грачёв, помимо членов палаты в рейдах принимают участие сотрудники полиции и курсанты военно-патриотического клуба «Рекрут». Последние исполняют роль негласных инспекторов: проверяют, во всех ли магазинах правильно оформлен «Уголок потребителя», везде ли в магазинах имеются лицензии на торговлю алкоголем. Ребята относятся к такому общественному контролю с пониманием и заинтересованностью, считает Герман Грачёв.
Рейды не имеют постоянной периодичности, чтобы проверки не утратили эффекта внезапности. Именно так, внезапно для нарушителей, были выявлены случаи торговли без лицензии. Чаще этим грешат новооткрытые магазины, ещё не имеющие на руках необходимых разрешений, но заинтересованные в скорейшем получении прибыли. Зафиксированы и случаи торговли по ночам. В местах, скажем так, с подмоченной репутацией проверки могут проводиться и по несколько раз, если сразу «не доходит». Как-то полиции пришлось даже изъять партию крепкого спиртного у нерадивого продавца. Реакция на проверки бывает разной: в микрорайоне 10, например, магазин-нарушитель и вовсе закрылся и куда-то переехал.
«В сфере торговли спиртным сейчас нужен глаз да глаз, — считает Герман Грачёв. — Пока беспокоишь, понимают. Поэтому давать слабину нельзя. Ведь наша задача — растить здоровое поколение. Поэтому чем меньше соблазнов будет, тем лучше».
Нужен баланс кнута и пряника
Но пресечь нелегальный оборот водки и других высокоградусных напитков — это только одна из задач. Государственные мужи понимают, что, чрезмерно затягивая гайки в регулировании этого торгового сектора, можно спровоцировать нежелательные процессы: население перейдёт на самогоноварение, как было во времена антиалкогольной кампании Горбачёва. Да и об интересах предпринимателей сейчас забывать нельзя. Поэтому регулирование рынка алкоголя носит непрерывный характер. Так, недавно Министерство промышленности и торговли РФ даже посчитало запрет на продажу алкоголя возле школ и поликлиник неэффективной мерой по снижению потребления алкоголя, так как это ограничение якобы ударило лишь по бизнесу. Вследствие чего в ведомстве разработали законопроект, который должен разрешить продажу спиртного в магазинах, в числе прочего расположенных и около социальных и спортивных объектов.
К счастью, у законопроекта оказалось много противников. Среди них — губернатор Московской области Андрей Воробьёв. Глава региона отрицательно отнёсся к инициативе Минпромторга, о чём и заявил в одном из интервью.
«Конечно, «под носом» не должно продаваться ни алкоголя, ни табака. Алкогольная зависимость — это очень серьёзная проблема общества», — сказал Андрей Воробьёв. «Мы должны максимально исключить алкоголь из среды обитания детей. Алкоголь должен быть истреблён из зоны видимости, из легкодоступных мест. Я против распространения алкоголя на прилегающих к школам территориях», — подчеркнул губернатор.
Минздрав РФ также высказался против этого законопроекта.
И всё-таки понемногу трезвеем
Медики считают, что наступление на алкоголь в России за несколько лет принесло неплохие результаты. За 2015 год каждый россиянин выпил в среднем около 11 литров спиртного — на два литра меньше, чем в 2014 году. Сравнив показатели более продолжительного периода — с 2010 по 2015 год, министерство составило и опубликовало рейтинг «малопьющих» регионов. Согласно исследованию, Московская область находится в пятёрке лидеров трезвого образа жизни, уступая лишь Чечне, Ингушетии и Дагестану. Как поясняют в министерстве, это первый проект подобного рода. Для получения объективных данных учитывались статистические сведения о людях, страдающих алкогольной зависимостью, о пациентах с наличием психозов на почве алкоголизма, информация об объёмах реализации спиртного в каждом городе России и уровне соблюдения на местах антиалкогольного законодательства.
Вот некоторые цифры: водки в 2015 году купили на 4,9 % меньше, бренди — на 6,2 %, коньяка — на 7,8 %, виски — на 13,8 %, а джина и текилы — на 20,3 %. Единственный крепкий алкоголь, продажи которого в 2015 году показали рост по сравнению с 2014 годом, — это ром. В прошлом году благодаря промоакциям рома было продано на 0,3 % больше, чем в позапрошлом. Это результаты исследования, проведённого социологической маркетинговой компанией Nielsen. Ещё несколько выводов: если объёмы продаж крепких спиртных напитков сократились на 5,3 %, то в денежном выражении продажи в 2015 году снизились лишь на 1,5 %. При этом россияне охотнее приобретали алкоголь отечественного производства, стоимость которого не так сильно зависит от курса рубля.
Между тем, по данным Мосгорстата, продажи водки и ликёро-водочных изделий в столице России в январе 2016 года снизились на 23,6 %. В январе текущего года в Москве реализовано 12 млн 850 тысяч литров водки и ликёро-водочных изделий, а в январе 2015 года — 16 млн 810 тысяч литров. Разница, согласитесь, очевидна. В столице отмечается и падение продаж коньяка. В январе 2016 года его продано на 28,8 % меньше, чем год назад. Общий объём продаж коньяка в Москве в первом месяце текущего года составил 940 тысяч литров.
Москвичи стали реже покупать и шампанское — по сравнению с январём 2015 года его продажи упали на 16,7 % — до 3,8 млн литров. Продажи вина и пива в столице упали незначительно. Общий объём названных напитков, проданных в январе 2016 года, составил 93,5 % от реализованных в первом месяце 2015 года.
По данным Всемирной организации здравоохра-нения, потребление алкоголя ассоциировано примерно с 6 % всей смертности в мире и около 5 % всего бремени болезней. Для сосудистых катастроф этот процент ещё выше — до 25 %.
Читайте также:
Как в Реутове работают с трудными подростками
Итоги года подвели полицейские
Реутовский полицейский скончался от алкогольного отравления
Общественные активисты взялись за бутлегеров
Торговцы подземелья