Презентацию своего последнего романа «Экспонат руками не трогать» провела в Музейно-выставочном центре Реутова писательница, известный автор интеллектуальных детективов Марина Очаковская. Писательница также рассказала о развитии детективного жанра на примере известных экранизаций литературных произведений.
По словам Марии Очаковской, форма презентации литературы через фильм была выбрана в связи со спецификой нашего времени — хорошо известно, что число читающих людей в России стремительно сокращается. Особенно в среде молодёжи, главное чтение для многих представителей которой — чаты и социальные сети. Поэтому назвать сейчас Россию «самой читающей страной в мире» сегодня очень сложно. Говоря о текстах классиков вроде Конан Дойля, Мария Очаковская сопровождала рассказ кадрами из последней экранизации интеллектуальных кульбитов Шерлока Холмса в исполнении Бенедикта Камбербетча.
За час лекции слушатели узнали о зарождении жанра в серии рассказов мрачного визионера-романтика Эдгара По. Вспомнили о таких мастерах, как Ян Флеминг — создатель Джеймса Бонда, Томасе Харрисе, благодаря мастерству которого психологический детектив «Молчание ягнят» вошёл в классику мирового кинематографа.
Прозвучал ещё ряд имён. Дик Френсис — создатель поджанра конно-спортивного детектива, Умберто Эко и его монах-сыщик Вильгельм из «Имени Розы» — «все промелькнули перед нами, все побывали тут». Не забыты были и отечественные авторы, Очаковская упомянула Станислава Говорухина, снявшего культовый многосерийник «Место встречи изменить нельзя» по роману братьев Вайнеров, Юлиана Семёнова, без Штирлица которого немыслима русская народная культура последних сорока лет.
После лекции Мария Очаковская ответила наши вопросы.
— Шерлок Холмс Конан Дойля мыслит в духе рацио девятнадцатого века — анализ, вывод и подтверждающая его разгадка. Умберто Эко в «Имени Розы» выписывает своих героев с иронией, присущей постмодернизму, — священник делает выводы, но они не подтверждаются, и разгадка наступает скорее не благодаря, а как бы вопреки его анализу, случайно. Какой метод ближе лично вам?
— У меня всё-таки мышление человека века двадцатого. Иногда приходится в угоду неожиданности преступать линейную логику и пытаться ухватить внимание читателя через неожиданный поворот сюжета. Порой мой материал идёт несколько против логики, рацио. Подобно тому, как работает монтаж на телевидении.
— Собирая материал для романов, вы исследуете историю искусства, а она века до девятнадцатого почти полностью обусловлена религиозным мировоззрением. Мистический элемент в ваших романах — вы рассматриваете его как нечто рациональное, земное, но пока не открытое или как потенциальное «нечто из ряда вон выходящее», объяснениям всё равно неподвластное?
— Пожалуй, второе. Некоторые элементы я стараюсь объяснять через сухую рациональную точку зрения. Но какие-то события в книге, да и те, что случались со мной, этому не поддаются.
— Вы хотите сказать, что за время изучения артефактов с вами происходили необъяснимые события?
— Бывали такие моменты в процессе написания книги — допустим, я задумала какую-то вещь. Имя героя, например. Выбираю имя — Глеб. Оно редкое само по себе, и у меня нет друзей с таким именем. И тут — звонок по телефону: «Алло, вас беспокоит Глеб». Этот случай имел вполне себе реальное объяснение. У сына есть друг с таким именем, о чём я, конечно, не знала. И вот он звонит как раз в тот момент, когда я пишу: «Глеб с пистолетом в руке входит в комнату». Но объяснить можно далеко не всё. Первая моя книга — «Портрет с одной неизвестной». Одна из героинь в прошлом — Елена Гомеш. Это очень распространённое имя в Португалии, как у нас Василий Иванов. Но когда я после издания книги приехала в Португалию и хотела посетить Мадейру, о которой писала заочно, то женщину-гида, которая нас встретила, звали Елена Гомеш. Вот как можно объяснить такое совпадение? Я лично никак не могу.
Или ещё случай. Готовлюсь к роману, пришла в библиотеку за очень редкой книгой о Брюллове. Думаю — или нет её, или в запасниках просидим трое суток. Спрашиваю методиста о книге, она в последний раз издана в 1964 году. А методист мне: вы разве не видите? Вот она, прямо за моей спиной на стеллаже стоит…
— Без преступника в детективе не обойтись, у вас как автора, должно быть, сложилось представление об этой категории людей. Если можно, поделитесь мнением о теориях Ломброзо и Нордау — о преступном типе личности.
— Что-то в этом есть. Иногда эти теории подтверждаются. Но иногда и нет. Думаю, это не общее правило. Лично я думаю, что если речь идёт о каком-нибудь маньяке — то это да, врождённое. Но если преступление совершается под воздействием внешних страстей — из ревности, желания обладать редкой драгоценностью, то здесь в действие вступают иные законы и мотивы. Есть ведь и убийцы поневоле — был вынужден, втянут, сработал инстинкт самосохранения. А если речь о заранее и долго продуманном злодеянии — то, может, и по Ломброзо. Но маргиналы-убийцы мне неинтересны. Мне любопытен мир художников, актёров, творцов. Для меня детектив скорее познавательный жанр — в моих романах это возможность поговорить о загадках истории. Я сверяю свои романы с редакцией археологов и других специалистов. Проверяю даже выражения на предмет того, были ли они употребимы в то время. Считаю, что к фактам надо относиться бережно. В этом смысле я, например, недолюбливаю «Код да Винчи» американского писателя Дэна Брауна. Сплошное передёргивание фактов, притягивание за уши и прочие искажения в погоне за дешёвой сенсацией, в расчёте на невежество публики.
— О чём будет ваш новый роман?
— Новая книга связана с балетом и рассказом о балетной жизни. Читателя ждёт погружение в мир Большого театра. В нём тоже будет некий артефакт, причём выдуманный. Например — перстень Мариуса Петипа, знаменитого в девятнадцатом веке солиста балета и балетмейстера. Перстень будет так называемым символом сценической удачи, которым желали бы обладать многие танцовщики и танцовщицы. Но в легенде о перстне будет условие — владеть им всю жизнь нельзя. Это тоже такая в некотором роде «мистическая вещь» — нельзя стяжать постоянную славу, сосредоточивать исключительно на себе любовь публики и огни софитов. Этим нужно делиться. Нужно смотреть на талантливую молодёжь. И если кто-то одарён — надо передать перстень ему. А если кто-то дерзнёт и не захочет делиться — того ждут серьёзные проблемы.
Читайте также:
Анна Ардова нашла настоящего мужчину в Реутове
Реутовским кадетам рассказали о православной книге
Дмитрий Харатьян спел дуэтом с учительницей из Реутова
Купеческий корсет с кринолином восстановили в Реутове
Поэтесса из Реутова воспела земной путь Богородицы