Новости / Новости
Онлайн-агрегаторы сбили цены на такси
26.04.2016 в 11:10
2471 0
Автор: Вячеслав Колесников

Ещё недавно, чтобы воспользоваться услугами такси, нужно было звонить в транспортную компанию, оформлять заказ и ждать, когда подадут машину. Сейчас ситуация кардинально изменилась — на рынок вышли онлайн-сервисы, так называемые агрегаторы: появились интернет-приложения по вызову такси. Каковы последствия разгоревшейся конкурентной борьбы?

По городу — без изменений

Клиенты к агрегаторам относятся скорее положительно, об этом говорит растущее число заказов через интернет-приложения. А вот традиционные компании-перевозчики, работающие в Реутове по старинке, с вызовом по телефону, — отрицательно. На то, что перевозчики, работающие с агрегаторами, сбили цены, жалуются в разных реутовских фирмах такси. Вот характерное мнение: «На работу в самом Реутове это не влияет, но стало меньше заказов на поездки в Москву, в частности — в аэропорты, на вокзалы. Люди предпочитают пользоваться онлайн-сервисами заказа такси, а мы от этого несём убытки. Бензин дорожает, много средств уходит на ремонт. При этом у нас все машины лицензированные, водители из местных, высококвалифицированные. А при заказе через интернет приехать может кто угодно, но чаще — выходцы из других регионов или вообще из ближнего зарубежья».

Наш собеседник из другой транспортной компании нелестно отозвался о методах работы агрегаторов — одно время ему пришлось сотрудничать с одним из них: «Водителями часто становятся люди, которые просто плохо работают. При перевозке могут обмануть, обсчитать, например, включить в оплату время ожидания клиента. Потом, как следствие, — скандалы. Диспетчеры могут перепутать место отъезда и место приезда, подать машину не туда. Или не читают комментарии к заказу, и клиент отказывается ехать, в результате идёт «голосовать» на дорогу. Машины — в аренде, на ремонт идут, только когда действительно что-то серьёзное случится. Внешний вид — машины не всегда мытые. Вообще, ответственность выше, когда работают машины из того города, откуда поступает заказ. Раньше и оперативность зачастую была выше, хотя работали без «навигаторов». А сейчас и с приборами могут заблудиться. Был случай, когда водитель нашёл дом клиента, но не смог найти подъезд… Текучка — водители работают, а денег нет. Человек может месяц проработать, а потом ему скажут, что он не подходит, и уволить, не заплатив. А при этом таким перевозчикам, как мы, сбили тарифы».

Как это работает

Безусловно, задумка была отличная. Мобильное приложение или электронный сервис собирает заказы пользователей и при помощи данных GPS определяет ближайшие свободные такси. Чтобы программа могла увидеть машину, водители различных таксомоторных компаний устанавливают на свои смартфоны специальные приложения. Программа на смартфоне таксиста передаёт агрегатору его местоположение, а также позволяет отслеживать, свободна машина или занята. Как только онлайн-сервис определяет ближайшую свободную машину, таксисту приходит сообщение о заказе. Водитель должен принять его, и пассажиру отправится уведомление о том, что машина выехала. Приложение также расскажет о модели автомобиля, сообщит его номер и имя водителя. После этого придёт ещё одно сообщение, когда машина прибудет на место встречи. При желании пользователи могут отслеживать передвижение авто на карте и проверять время, оставшееся до приезда такси.

Такие сервисы, как Uber, Gett и «Яндекс.Такси», работают с водителями, зарегистрированными как индивидуальные предприниматели или юрлица, на правах агрегаторов. То есть принимают заказ, пересылают его таксисту, а после берут комиссию за посредничество — от 13 до 20 процентов. Дело, кажется, выгодное: агрегаторы, не являясь таксопарками, не вкладываются в автомобили, в инфраструктуру и вообще во что бы то ни было, что связано с транспортной составляющей, — всё это на совести водителей. Водители, в свою очередь, могут работать по гибкому графику, делать больше поездок и иметь достойный заработок.

Но не всё так идеально на деле. Недавно Федерация автомобилистов России (ФАР) обратилась в Администрацию президента с требованием разобраться, соблюдают ли агрегаторы законы. Во-первых, по мнению ФАР, большинство водителей перерабатывают, находясь на линии по 16-18 часов в день. Себестоимость обработки одного вызова составляет менее рубля, а у таксиста забирают значительную часть от суммы заказа. Агрегаторы, конкурируя, неоправданно занижают цены, и водителям приходится работать от зари до зари, чтобы просто выжить. С другой стороны, эта система не предполагает и никаких социальных и трудовых гарантий. Между тем вся ответственность перекладывается на водителей. К примеру, в случае ДТП пассажир не сможет предъявить претензий агрегатору. 

Подумаем о людях

Работать с онлайн-сервисами многим таксопаркам тоже выгодно, так как не приходится тратиться на рекламу, а водители стабильно обеспечиваются заказами. По разным оценкам, на онлайн-приложения у них стабильно приходится не менее 50 процентов заказов в день, а иногда и больше.

Но вот что рассказал один из водителей: «Сначала всё было нормально. Никакой комиссии, удобная система оповещения, заказы. Но потом резко повысили комиссию с таксопарка за каждый заказ. Её берут с нас, в минусе оказались водители. Из-за низких тарифов и расчёта по времени приходится везти клиента на большие расстояния за небольшую сумму. А у меня автомобиль взят в аренду у таксопарка, я за него в день плачу 1850 рублей вне зависимости от числа заказов, плюс расходы на бензин. И даже если заказ мне невыгоден, отказаться не могу: снизят рейтинг — и клиентов вообще не видать».

Неистребимый сегмент

Отдельной строкой, как всегда, остаётся такой сегмент рынка перевозчиков, как нелегальные таксисты. Если их число в Реутове и уменьшилось, то незначительно — благодаря стабильному спросу. «Такси стало дешевле? Езжай на такси. А я всё равно лучше дорогу знаю и довезу быстрее: хочешь — по Реутову, хочешь — по Москве», — заявил один из опрошенных нашим корреспондентом «бомбил», по-прежнему стоящих напротив «Экватора».

Аналитический центр при российском правительстве провёл недавно исследование рынка услуг такси. Если верить итоговым цифрам, прибыль легально оформленных таксомоторов составляет 441 млрд рублей, что ежегодно приносит в казну 26,4 млрд налоговых поступлений. При этом не менее 26 процентов, а в некоторых регионах и 50-60 процентов рынка приходится на долю нелегалов. Тем не менее, по данным аналитического центра, в Москве и в целом по области количество нелегальных такси существенно уменьшилось, и заметную роль сыграли в этом именно компании-агрегаторы.

Председатель Московской областной Думы Игорь Брынцалов:

— Сама по себе идея агрегаторов, безусловно, полезная и востребована гражданами — это удобно, когда, где бы ты ни находился, такси приедет Онлайн-агрегаторы сбили цены на такси. Но принципы работы некоторых перевозчиков вызывают вопросы. ПроРеутовмаксимально оперативно. Но принципы работы некоторых агрегаторов вызывают вопросы. Основное — далеко не все они работают с официальными таксомоторными парками, водители которых имеют соответствующие разрешения, а также опыт, чётко проинструктированы на предмет культуры общения с пассажирами. Многие и вовсе сотрудничают с частниками, не имеющими разрешительной документации, причём часто абсолютно неофициально, то есть без договоров, в качестве разовой «подработки». Соответственно, сразу же встаёт вопрос экономики: отчисления с такой деятельности не уплачиваются, следовательно мы получаем, по сути, «официальный» способ ухода от налогов. Но самое главное — агрегаторы сами не несут ответственности за то, что может произойти в дороге с пассажиром, — никаких специальных терминов, статей в соответствующих законах нет. А ведь в самом «лучшем» случае может быть грубость водителя или опоздание, а в худшем — неисправное состояние автомобиля и/или отсутствие у таксиста нужного опыта, что может привести к ДТП. Поэтому первый принцип, которым нужно руководствоваться, прежде чем открывать новую сферу рынка, которая сейчас развивается уже неподконтрольными темпами, — интересы граждан превыше экономической выгоды. Чёткое регулирование на законодательном уровне здесь необходимо. Никто не говорит о том, что предпринимателям собираются чинить новые препятствия, — работайте и развивайте свой бизнес. Но безопасность и здоровье пассажиров должны быть на первом месте.

Читайте также:

В колледже Энергия провели автомотошоу
Ямочный ремонт в Реутове практически завершён
Единая карта объединит «Стрелку» и «Тройку»
Мужчины и женщины: кто лучше водит машину?
В Реутове начали эвакуацию грузовиков

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Энергия Выборы Наше Подмосковье Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей Девушкамечты РТВ Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Людмила Колобанова Космос Путешествия Президент Владимир Путин Интернет ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы
< >