Реутовчане продолжают подавать заявки на губернаторскую премию «Наше Подмосковье». Большинство проектов из Реутова созданы и реализованы авторами-гуманитариями. Но есть и интересные и перспективные технические разработки.
Одна из них — система умного распознавания лиц Facemetric, в которую интегрирован специальный облачный сервис, умеющий анализировать собранную с помощью видеокамер статистику.
Эта разработка позволяет не просто отслеживать ситуацию в местах большого скопления людей, но и даёт возможность при необходимости прогнозировать и корректировать поведение клиентов и обслуживающего персонала не только в торговых центрах, но и в любых учреждениях — от поликлиники до библиотеки, а также на других крупных объектах города.
Придумано бауманцами
Проект Facemetric уже реальность, о которой намерены во всеуслышание заявить в номинации «Про город» губернаторской премии «Наше Подмосковье» жительница Реутова Мария Сарат и её коллеги-единомышленники. Мария работает в единой команде с выпускниками МГТУ им. Баумана Юрием и Дмитрием Годынами и Дмитрием Сорокиным.
На Западе сервисы распознавания лиц в последние годы очень популярны, и сферы их применения активно расширяются. В России тоже появились компании, готовые использовать и развивать эти новые технологии. В одной из таких компаний сейчас и работают все вместе разработчики этого проекта. Свою систему Facemetric они начали создавать и внедрять два года назад.
Идея сделать такой сервис пришла в голову Юрию Годыне, когда он ещё работал на одного из крупнейших региональных операторов связи. Юрий своей идеей так увлёкся, что кардинально сменил образ деятельности, основав собственную компанию. Дмитрий Сорокин — технический директор, имеет большой опыт разработки крупных информационных систем. Дмитрий Годына, самый юный член команды разработчиков системы Facemetric, использовал опыт внедрения системы в своем дипломном проекте и защитил его на «отлично». Мария Сарат отвечает за привлечение клиентов и партнёров в компанию разработчиков нового сервиса.
Одним из таких серьёзных партнёров, когда ребята только начинали свой проект, стала компания Vocord — ведущий отечественный разработчик технологий распознавания образов. Сейчас свой доработанный и усовершенствованный сервис Facemetric выпускники «Бауманки» видят максимально полезным не только для сферы бизнеса. Применений этой разработки может быть много и в повседневной жизни любого города.
Сфера применения
Вопрос: «А как это работает?» — разработчики сервиса Facemetric попытались объяснить на примерах из жизни. По их мнению, система может быть полезна работникам и клиентам торговых центров, аптечных сетей, поликлиник, библиотек, спортивных сооружений, многофункциональных центров, кинотеатров и других учреждений. Благодаря широким техническим возможностям система распознавания лиц настраивается под любой объём пространства и может облегчить работу разных специалистов.
Например, работу сотрудников служб безопасности. Они нередко обмениваются «чёрными списками» магазинных воришек-«несунов». Обычно таких трудно поймать за руку сразу, но по записям видеонаблюдения их потом вычисляют, могут запомнить и присвоить метрику подозрительного лица на будущее. Одной такой фотографии для системы достаточно, чтобы своевременно сигнализировать о появлении в магазине воришки или другого человека с уже подмоченной репутацией, скажем, выпивохи-скандалиста. В течение трёх-пяти секунд после попадания в объектив камеры умный сервис просигнализирует о сомнительных личностях охранникам. Таким же образом по полученным от полиции ориентировкам сервис позволяет узнавать в общем потоке людей преступников и террористов.
При этом разработчики умной системы подчёркивают, что её задача совсем не в том, чтобы установить слежку за клиентами, а в том, чтобы повышать уровень и безопасности, и обслуживания посетителей популярных в городе объектов. Статистика поведения людей собирается только в данном пространстве с соблюдением всех требований законодательства РФ. Для работы сервису Facemetric не нужны ни персональные данные, ни другие охраняемые законом сведения о гражданах. При анализе людских потоков каждому попавшему в объектив системы, например в отделе социального обслуживания населения или библиотеке, просто присваивается идентификационный номер. Сервис считает посетителей, определяет их основные характеристики — пол, возраст, фиксирует длительность их визитов, время пребывания человека в очереди. Всё это статистика, которая собирается автоматически и которую можно отслеживать даже в режиме онлайн, удалённо оценивая ситуацию на объекте. В частности, это позволяет установить часы пик в учреждениях или магазинах.
С такими аналитическими данными управляющие или специалисты отдела кадров могут при необходимости скорректировать работу тех же кассиров, врачей, библиотекарей, консультантов в зале, поваров и официантов. Кстати, Facemetric уже успешно работает в магазине «Перекрёсток», в сети пиццерий «Паоло Пицца», в одной из городских библиотек Реутова, в офисах и других организациях. Кроме того, его разработчики тесно взаимодействуют с производителями и операторами киосков самообслуживания, инфоматов, аппаратов электронных очередей, вендинговых аппаратов (продающих товары без участия продавца). Практически с любым видом вышеперечисленного оборудования аналитическая система Facemetric может взаимодействовать.
Дружелюбнее и безопаснее
Например, сервис легко подключить к системе анализа чеков покупателей или данных электронной очереди. Это даёт возможность проводить сквозной анализ покупок и предпочтений постоянных покупателей или получателей тех или иных услуг на объекте наблюдения. Или вот вам ещё один наглядный пример возможностей умной системы распознавания лиц. Она, оказывается, умеет связывать лицо клиента с историей его покупок или обращений за услугами в учреждение. Эта информация анализируется, запоминается, после чего выдаёт подсказку продавцу или сотруднику организации. Так, если конкретная бабушка, пришедшая в ближайшую к дому аптеку, всем средствам от боли предпочитает пенталгин, то даже новый провизор, который с ней ранее не встречался, предложит ей именно её лекарство, а не другой препарат. И поклоннице романтических романов библиотекарь вряд ли станет предлагать скандинавские детективы, получив сигнал от системы с анализом её предпочтений.
Всё это выводит обслуживание клиента на совершенно иной, почти фантастический уровень взаимопонимания. Алгоритмы и характеристики сбора той или иной статистики о поведении людей, попадающих в объективы Facemetric, применимы ко многим целям и задачам. Технику просто настраивают с учётом интересов каждого конкретного заказчика на конкретном объекте обследования. Это может быть и парк, и стадион, и даже уличная площадка с тренажёрами. Где-то нужно больше следить за безопасностью, а на другом объекте управляющие и маркетологи желают выяснить предпочтения клиентов, чтобы работать с ними ещё эффективнее.
Система способна также предоставлять консолидированную отчётность по покупателям и клиентам не одного, а сразу нескольких магазинов или учреждений, проводя сравнение по всем необходимым показателям. Самое интересное, что сервис сбора и анализа такой статистики относительно просто внедряется и обслуживается. Подключение магазина, кафе, учреждения или офиса к нему можно осуществить всего за несколько часов. Для этого в специально отведённых технологических шкафах на объекте устанавливаются микрокомпьютеры Facemetric, которые осуществляют предварительную обработку видеопотока с камер, уплотнение трафика и защиту данных.
Вся последующая обработка информации производится в облаке — в высоко-производительном защищённом центре, куда данные передаются с устройств их фиксации. Такой подход позволяет не только защитить информацию, но и существенно снизить затраты на каналы передачи данных — для работы сервиса не требуется широкополосный доступ в интернет, достаточно канала 3G.
Номинанты на премию из Реутова уверены, что их проект может быть полезным инструментом на объектах любого города Подмосковья и в других регионах.
Читайте также:
Представители разных культур отметили в Реутове Ураза-байрам
«Наше Подмосковье»: от шахмат до йоги
«Наше Подмосковье»: проекты из Реутова
Победителей премии «Наше Подмосковье» станет больше
Денис Жулябин из Реутова возглавил Совет молодых учёных и специалистов Подмосковья
Первую камеру установили на подъезде в Реутове