Главный редактор телеканала «Точка отрыва» Сева Кущинский и главный режиссёр «Авто 24» Дмитрий Ефимов продолжили серию мастер-классов по журналистике. На встрече в коворкинг-центре Реутова они рассказали о специфике своей работы и ответили на вопросы школьников. Организовал встречу молодёжный медиацентр Реутова.
Оба ведущих работают в автомобильной тематике, и примеры видеоработ, которые они показали гостям, были связаны с транспортом.
Вот, например, тест-драйв легендарной тридцатьчетвёрки, лучшего танка Второй мировой войны. Через открытый люк механика-водителя видно, как журналист в шлемофоне работает с рычагами управления. Происходящее на экране комментирует закадровый голос. Безусловно, всё очень интересно, но профессиональный комментарий ведущего позволяет заглянуть за кулисы творческого процесса. Дело в том, что автор видео не очень хорошо работает в кадре, зато прекрасно пишет тексты. Но рёв танкового дизеля всё равно заглушит голос корреспондента в кадре, и комментарий придётся записать отдельно. Вот почему это видео — наглядный пример, как проявить свои сильные профессиональные качества и скрыть недостатки.
Оба ведущих — авторитетные профессионалы, лучшие в своей сфере. Но в журналистику пришли разными дорогами. Сева Кущинский, например, собирался стать музыкантом, а в журналистику пришёл почти случайно — за дополнительным заработком. Новое поприще целиком захватило его, а отсутствие профессионального образования не помешало занять ведущие позиции.
— В моём представлении профильное образование не является, по крайней мере, стопроцентной гарантией успеха. Я не профессиональный журналист (по образованию — ред.), но базовый уровень моего образования позволяет мне быть журналистом. Наверное, неплохим, — скромно предположил Сева. — С другой стороны, я часто встречаю журналистов по образованию, которые, ну, не очень хорошие. Не потому, что они не талантливые, а потому что не могут освободиться от клише, которым их научили, и сделать что-то новое.
Напротив, Дмитрий Ефимов получил профильное образование и целенаправленно строил свою карьеру, принимая во внимание все значимые факторы.
— У меня чисто материалистический подход. Телевидение — это та сфера, в которой больше всего платят, это раз, и та сфера, которая собирает внутрь себя всё остальное: и написание текстов, и съёмку, и аудиовизульный ряд.
Но за длинным рублём идти в журналистику не стоит — в этом солидарны оба ведущих. Если деньги — главное, то лучше выучиться, например, на стоматолога. В журналистике, даже достигнув определённого признания, миллиардов не заработать. Но зато скучать не придётся.
Тележурналистика — это социальный труд. Если в печати корреспондент и фотограф могут игнорировать друг друга без особого влияния на конечный результат, то на телевидении от слаженности пары автор — оператор зависит очень много. А ещё необходимо взаимопонимание с режиссёром монтажа и редактором. Вообще, противостояние авторов сюжетов и операторов — вечная тема. Но главным в паре является всё же автор.
Слагаемых успеха много. Не стоит любой ценой рваться на центральные каналы: скорее всего, там придётся долго ждать шанс заявить о себе, занимаясь не самым интересным делом. Лучше попробовать себя на одном из нишевых телеканалов. Пусть аудитория будет меньше, но зато и шанс получить тему, которая тебе действительно интересна, выше. И конечно, чтобы чего-то достичь, придётся многим жертвовать.
— Тяжело быть хорошим специалистом в любой сфере. Тяжело быть постоянно преданным своему делу, потому что тебе всегда приходится чем-то жертвовать — семьёй, сном, едой, — пояснил Сева Кущинский. — Но это прекрасная профессия, потому что лично я всегда вижу результаты своего труда. И их видят люди, и у меня с ними есть обратная связь.
Нередко приходится и переступать через себя.
— В спортивной журналистике мне часто приходилось снимать довольно близко спортсменов, которые только что получили травму, самому держать камеру в руках и общаться с ними. Мне чисто по-человечески их было жалко и неловко, но потом я из этого выкручивал сюжет, который нравился всем, и зрителю было понятно, как действительно было больно, обидно или сложно этому человеку, — рассказал Сева.
Но есть принципиальные границы — этические нормы.
— К счастью, мне никогда не приходилось врать, но я понимаю, что есть области, когда журналисту приходится выполнять некое задание, — отметил Сева. — Я никогда не был новостийным журналистом или военным, но один заказчик просил меня сделать сюжет, по моему мнению, некорректный по отношению к другому производителю. От меня хотели, чтобы я сравнил две марки шин, а не три или четыре. Я практически поругался со своим руководством и отказался это делать. Зритель не будет разбираться, заставили меня или заплатили деньги каналу — я перед зрителем отвечаю своим лицом: это не канал что-то сказал, это сказал Сева Кущинский. Я был готов отказаться даже под угрозой увольнения, но в конце концов мне удалось убедить заказчика, что я буду делать сюжет так, как считаю правильным. И у меня не было угрызений перед собой, мне не было стыдно перед зрителями и перед людьми, которых пытались втянуть в этот сюжет.
При работе в кадре журналисту необходима искренность
— Основа журналистики — не только доносить информацию, а чтобы тебе верили, — отметил Сева. — В конце концов от этого зависит рейтинг и твоё личное имя. Если я в кадре что-то рассказываю, я должен верить в это. Иначе моё место в кукольном театре. Что тоже, наверное, неплохо, но никакого отношения не имеет к журналистике.
Совет будущим журналистам — побольше читать.
— Читать нужно для того, чтобы воспитывать свой слог и улучшать его. Это то, на чём зиждется вся журналистика и вообще искусство слова, — уверен Дмитрий Ефимов. — Хотя лично для меня интереснее режиссировать. Не потому, что писать хуже, а потому, что писать я хуже умею. А если не можешь быть лучшим, то займись другим.
Мастер-класс продлился около двух часов. Многие из пришедших на встречу сами планируют стать журналистами.
— Сегодня я увидела, насколько люди любят свою профессию, как загораются их глаза при одном слове «журналистика». Мне было интересно узнать, как устроен мир телевидения и о взаимоотношениях между людьми разных профессий, — рассказала Александра Яшпатрова из реутовской гимназии.
Девушка уже была в коворкинг-центре на встрече с радиоведущими. Какую область журналистики выбрать, она ещё не определилась:
— Мне в большей степени нравится писать, и, наверное, газеты, журналы — это больше моё. Но когда люди приходят и рассказывают о своей сфере работы, каждый раз я этим просто загораюсь, будь то радиожурналистика или телевидение, — призналась Александра.
Но время пока есть. К тому же молодёжный медиацентр планирует новые встречи, полезные для будущих журналистов, и у Александры будет возможность узнать ещё много нового.
Читайте также:
Реутовских бизнесменов научили личностному росту
Отдельное окно для бизнеса откроют в МФЦ Реутова
Максим Королёв провёл в Реутове мастер-класс по технике речи
Звёзды радиоэфира провели мастер-класс в Реутове
Cамый крупный коворкинг-центр Подмосковья открылся в Реутове