Полёты на аэромобилях скоро станут реальностью. Прототип летательного аппарата для работы в системе аэротакси разработала компания «Бартини» –резидент реутовского коворкинга «Старт». О создании проекта, перспективах его развития «ПроРеутову» рассказали сооснователь компании, инвестор, пилот Алексей Мальцев и генеральный директор компании Илья Ханыков.
На стадии прототипа
Идея зародилась около трёх лет назад и развивается на деньги частных инвесторов. Сейчас аэромобиль (электролёт) находится на стадии полуразмерного прототипа: в зависимости от количества аккумуляторов он весит от 30 до 50 килограммов и имеет размеры примерно 2,5 на 3,5 метра – это почти 1/3 от реального, функционального образца. Предполагается, что полноразмерная модель сможет развивать скорость порядка 300 километров в час и сможет совершать полёты продолжительностью полчаса на литий-ионных аккумуляторах. Выполнена из дорогого, но очень прочного, не подверженного коррозии материала – углепластикового композита.
Возможность реализовать проект появилась благодаря современным технологиям. В 80-е годы не было того же углепластика, отсутствовали мощные, но лёгкие электрические двигатели, аккумуляторы были очень тяжёлые и не энергоёмкие. Сейчас все эти элементы присутствуют, в том числе маленькие, недорогие компьютеры, которые контролируют и поддерживают работу систем.
Трудятся над разработкой на базе Московского института стали и сплавов в Инжиниринговом центре прототипирования высокой сложности «Кинетика». Руководит центром Владимир Пирожков, он является консультантом проекта «Бартини». Добавим, что Пирожков – дизайнер, нарисовавший линейку крупнейшей японской автомобилестроительной корпорации Toyota и французской Citroën, а также автор дизайна международной космической станции «Мир» и российского ближнемагистрального пассажирского самолёта Sukhoi Superjet.
По словам Мальцева, на данный момент в мире существует около 70-80 проектов электролётов. Американская международная компания Uber, которая второй год отбирает подходящие для себя разработки, считает перспективными только немногие, в том числе – от компании «Бартини». Партнёрами Uber по реализации программы Uber Air является одна из крупнейших авиастроительных компаний в мире Airbus, американская многоотраслевая корпорация General Electric, а также мировой производитель авиационной, космической и военной техники Boeing.
– Uber хочет запустить сервис в 2025 году, отбирает для себя наиболее перспективные разработки и в итоге хочет выбрать 3-4 проекта, с которыми будет сотрудничать, – сообщил Алексей Мальцев.
При этом перед компанией стоит задача летать в городе и пригороде, поэтому Uber вполне устраивает 30-40-минутная продолжительность полёта.
Электролёт против вертолёта
Электролёты имеют преимущество перед вертолётами, уверен Мальцев. Причина, по которой последние не получили широкого распространения и не стали массовыми, – слишком высокая цена минуты полёта.
– Стоимость Robinson R44 – одного из самых недорогих и надёжных вертолётов – от 600 тысяч долларов и выше. Это начальная цена аппарата без крутого навигационного оборудования, на одном двигателе внутреннего сгорания, в случае отказа которого вертолёт упадёт. Если взять модель с большей степенью надёжности, с двумя двигателями (при отказе одного продолжает лететь на втором), то цена уже составит от полутора миллионов долларов и до бесконечности. Например, российский Ми-8 стоит 17 миллионов долларов, – рассказал собеседник «ПроРеутова».
На высокую стоимость влияют ещё несколько аспектов. Двигатель внутреннего сгорания или турбина (наличие которой сделает вертолёт еще дороже) имеют обслуживающие системы: масляную, суфлирования и другие. Редуктор изготавливают из очень дорогих сплавов – иногда его цена доходит до половины стоимости двигателя. Всё это составляет 70% цены, а на сам корпус вертолёта с кожаными сидениями, красивыми стёклами приходится 30% от всей суммы. И не стоит забывать про пилота, которому нужно ещё заплатить зарплату.
В этом плане электролёт выигрывает, поскольку имеет 5 легко обслуживаемых запчастей: карбоновый корпус, аккумуляторы, электродвигатели, винты и компьютер, управляющий системой в автоматическом режиме.
– Предполагаемая рыночная стоимость нашего летательного средства на 4 человека, который работает автоматически без пилота, – порядка 120-150 тысяч долларов, что в 5-6 раз дешевле самого недорогого вертолёта. Такой аппарат сможет развивать скорость около 300 километров в час, при этом его эксплуатация очень экономичная. Поэтому, как считает в том числе Uber, за электролётами – будущее, – резюмировал Мальцев.
Он добавил, что такое летательное средство, кроме прочего, ещё и гораздо безопаснее однодвигательного вертолёта – электролёт «Бартини» будет иметь 8 двигателей. Также здесь предусмотрен парашют.
Словом, при заинтересованности инвесторов и достаточном финансировании проекта уже спустя десятилетие, а то и раньше, люди смогут передвигаться по воздушным магистралям, как герои культового фантастического боевика Люка Бессона «Пятый элемент».