Новости / Новости
«Вторая казарма» и другие картины самодеятельного художника. Часть 2
22.03.2019 в 16:05
1077 0
Автор: Зинаида Гейдельман

Продолжаем знакомство с историей старого Реутова через картины, которые написал коренной житель города Александр Карпухин.

Ранее самодеятельный художник поделился с нами воспоминаниями о детстве в фабричной казарме, представив первую из трёх своих картин с видами старого города, она так и называлась – «Вторая казарма». За основу этого творения Карпухин взял всё, что видел и помнит сам. Ещё одну картину – «Окрестности Парковой улицы» он тоже создавал по памяти.

– Думаю, сегодня только старожилы поймут, что я изобразил на этой картине именно Парковую улицу, – говорит Карпухин и поясняет: – На ней сейчас поменялось практически всё. В пятидесятые годы высоток здесь не было. Справа на холсте вы видите два длинных двухэтажных здания. Это фабричные общежития, которые в народе называли «посольства». А в центре и слева – трёхэтажные дома, в одном из них были ясли, во втором – детский сад, куда я сам ходил ребёнком. Одно из этих зданий сохранилось, сейчас оно жёлтого цвета и в нём, если не ошибаюсь, общежитие. Я помню, что перед детским садом был небольшой пустырь, где росли лопухи и земляника, а ещё росли очень красивые деревья с роскошными зелёными и красными кронами. Посажены они были, скорее всего, ещё при князе Николае Ивановиче Маслове, чтобы радовать московскую знать, которая в его времена приезжала сюда погулять по созданному им прекрасному парку.

Заговорив о Маслове, Карпухин переходит к ещё одной своей картине. На нём изображена уже, к сожалению, исчезнувшая усадьба – «Ковчег». Помимо красивого, в китайском стиле, кирпичного здания, построенного в княжеских владениях в далёком 1790 году, на полотне можно увидеть и небольшую моленную, возведённую в те же годы на территории усадьбы. Она – самое старое из сохранившихся на сегодняшний день зданий Реутова, выглядит сейчас, правда, совсем не так, как на картине, но исторические стены остались всё теми же.

– Сразу скажу, детали этой картины я делал по рассказам старожилов о том, какой усадьба Маслова была ещё в царское время, – говорит Карпухин. – В советские годы мы застали её не в том парадном свете, какой она была изначально задумана, после революции «Ковчег» стал уже общежитием.

Как рассказал Карпухин, в детстве он дружил с Сашей Столяровым, бабушка которого как-то показала ребятам старую зарисовку своего мужа, это был набросок усадьбы в дореволюционные годы.

– Фонтан перед княжеским домом на этой зарисовке изображён в форме скульптуры ангела, а в советское время вместо неё сделали безликую, похожую на газовый баллон болванку, из которой струилась вода, – рассказывает Карпухин. – И, кстати, говорят, был умелец – бригадир на фабрике, который как-то уже после войны вызвался вернуть фонтану первоначальный «ангельский» вид. Но, как известно, вера в Бога и ангелов тогда, мягко говоря, не поощрялась, товарищу объявили выговор за его идею и попросили впредь её нигде не озвучивать.

Много лет назад, когда, ещё детьми, Александр с друзьями гуляли возле «Ковчега», старики им рассказывали и о том, что на верхнем треугольном фронтоне усадьбы когда-то красовался самый настоящий двуглавый орёл. Как известно, это фигура гербовая, символ государственной власти. В общем-то, неудивительно, ведь князь Николай Иванович Маслов был не последним человеком при императорском дворе.

С четырнадцати лет он был записан в военную службу, где проявил свои лучшие качества. Участвовал сначала в Семилетней войне, потом сражался с турками. В Турецкую войну в годы правления Екатерины II он обратил на себя внимание командующего русской армией Петра Румянцева. В 1770 году был награждён за храбрость орденом Святого Георгия 4-го класса, а в 1780 году Николая Маслова, дослужившегося до должности генерал-рекетмейстера, назначили сенатором с чином тайного советника и пожаловали ему императорский орден Святой Анны. Примечательно, что сенатор Маслов внёс немалый вклад в создание роскошных интерьеров одного из лучших зданий екатерининской Москвы, известного нам сегодня как Дом союзов.

В 1783 году его и князя генерал-майора Алексея Голицына выбрали директорами только что учреждённого Московского благородного собрания, после чего они оба заложили свои имения в дворянскую опеку, чтобы на вырученные средства перестроить для благородного собрания дом князя Василия Долгорукого на углу Большой Дмитровки и Охотного ряда. За дело взялся сам Матвей Казаков. Новое огромное здание включило в себя всю застройку долгоруковской усадьбы. На месте бывшего двора был устроен большой парадный зал, предназначенный для проведения балов и приёмов, впоследствии знаменитый Колонный зал Дома союзов.

Кто знает, возможно, и к исходным чертежам «Ковчега» в сельце Реутово Маслов сумел привлечь кого-то из видных архитекторов того времени. К сожалению, имя автора проекта его реутовской усадьбы неизвестно.

И ещё немного интересной информации о князе, владевшем когда-то реутовскими землями: по завершении правления Екатерины II Маслов был в особой чести и у государя Павла I, который не уставал выказывать ему свою благосклонность и сравнял его по почестям с первейшими сановниками. В день своей коронации Павел I сделал Маслова действительным тайным советником, а в 1798 году переменил носимую тем ленту императорского ордена Святой Анны на александровскую – ордена Святого Александра Невского и причислил Николая Ивановича к кавалерам Большого креста Святого Иоанна Иерусалимского. Наконец, 19 июня 1800 года, в один день с Михаилом Кутузовым, Маслов получил высший в империи орден Святого Андрея Первозванного.

В 1801 году, за два года до смерти, князь Николай Иванович уже как главный попечитель Московского опекунского совета вместе с супругой Павла I – императрицей Марией Фёдоровной работал над реорганизацией богоугодных заведений в России. Наверняка в его реутовское имение, которое он превратил в место отдыха столичной знати, приезжали в те времена весьма высокие и важные особы. Один из таких моментов, когда к «Ковчегу» прибыл богатый конный экипаж, Александр Карпухин изобразил на своей картине. Карету и упряжку лошадей он вырисовывал не «из головы», а предварительно изучив, как именно они выглядели в то далёкое время.

На вопрос, будет ли продолжение у серии его картин с видами старого Реутова, Александр Викторович ответил утвердительно. Сказал, что, скорее всего, вернётся к теме фабричных казарм.

– Мне по душе это занятие, – говорит Карпухин. – И хоть зрение садится, я уже делаю новые эскизы. На них не только виды старых реутовских улочек, но и люди, которых я помню с детства. Хочется всё это передать внуку – как наглядные пособия к богатой истории нашего родного Реутова.

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт Бизнес История ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Наше Подмосковье Энергия Выборы Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей Девушкамечты РТВ Общественная палата Экватор МФЦ Юнармия Добродел Мария Сотскова Мнения Кадеты Людмила Колобанова Космос Путешествия Интернет Президент Владимир Путин ММЦ ОДОН Ирина Тульчинская Александр Леонов WorldSkills Русален ДЮСШ Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Андрей Ломанов Дима Билан Мириталь Алексей Илларионов Братья Березуцкие Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров
< >