Новости / Новости
Парад трамваев: от дореволюционных до современных
05.06.2019 в 10:10
2671 0
Автор: Сергей Александров

Московскому трамваю в этом году исполнилось 120 лет. Реутовчанин Сергей Александров наблюдал празднование этого юбилея в центре Москвы, на параде трамваев. Он внимательно рассмотрел и заснял для наших читателей целую коллекцию действующего подвижного состава – от дореволюционных времён до наших дней.

Вниманию москвичей и гостей города в этом году представили девятнадцать трамваев – больше, чем на парадах прошлых лет. Вагоны различных типов, включая служебные, с раннего утра собрались на Шаболовке, у депо имени Апакова, чтобы затем своим ходом отправиться к Чистопрудному бульвару. Там заслуженные городские труженики порадовали многочисленных гостей юбилея отличным состоянием и непередаваемой энергетикой прошлого. Причём каждый мог поинтересоваться устройством техники у вагоновожатого или сопровождающего трамвай работника музея «Московский транспорт».

Модельный ряд участников парада открывали вагоны типа Ф – фонарные и БФ – бесфонарные. Первые появились ещё до революции и были распространены вплоть до 1960 года. «Фонарными» их называли из-за особой крыши со специальной разноцветной надстройкой с подсветкой по всей длине, которая улучшала освещённость салона в тёмное время суток. Вторые, бесфонарные, эксплуатировались с 1926 по 1970 год. Эти первые трамваи советского производства – модернизация вагонов типа Ф, в результате которой исчезла фонарная надстройка снаружи, а внутри салона появились кабина водителя и автоматические пассажирские двери.

На юбилейном параде можно было увидеть также «звёздные» трамваи марки КМ – коломенские моторные, которые легко заметить в кадрах таких известных кинолент, как «Место встречи изменить нельзя», «Холодное лето 53-го», «Покровские ворота». Кроме того, в парадном строю 2019 года по центру столицы гордо катил рижский трамвай – РВЗ-6. Он, один на всю Москву, совсем недолго эксплуатировался на столичном маршруте в 60-е годы прошлого века, но в других городах страны его собратья курсировали почти вплоть до развала СССР.

Вслед за «рижанином» по рельсам проплыли трамвайный состав из двух советских вагонов КТМ-1 (кировский трамвай моторный) и КТП-1 (кировский трамвай прицепной) и широко распространённые в Москве импортные чехословацкие «татры» – Т-2 и Т-3. В отличие от отечественных трамваев ранних серий появившаяся в середине 1950-х годов «Татра» Т-2 потрясла своих первых пассажиров плавным и сравнительно тихим ходом. Естественно, такие трамваи сразу же приписали к столице, поэтому полушутя все трамвайные «татры» многие до сих пор называют «исконными москвичами». Часть из них ходят по столичным магистралям и сегодня наряду с новыми синими «ласточками» отечественного производства – низкопольными, малошумными, с климат-контролем тверскими трамваями «Витязь-М». Одни из первых «витязей» вышли на маршруты «Мосгортранса» в 2017 году, тогда их было всего несколько, а сейчас уже сотни.

Самыми новыми на параде трамваев 2019 года были такие модели городского электрического рельсового транспорта, как 71-934 – «Лев», 71-911ЕМ – «Львёнок» и ЛМ-2000, он же «Циклоп». Своё прозвище в честь одноглазого великана ЛМ-2000 получил за фару – одну вместо двух. Эта машина примечательна тем, что является трамваем, построенным в единственном экземпляре в Санкт-Петербурге в 2002 году по заказу правительства Москвы как вероятная замена «татрам». Возможно, место старых «татр» в Москве займёт и не «Циклоп», а уже названный выше «Львёнок» – трамвай 71-911ЕМ, или 71-934 – «Лев».

И «Львёнок», и «Лев» созданы в Санкт-Петербурге. Новейшую модель трамвая 71-911ЕМ с длиной вагона всего 16,5 метра назвали «Львёнком» из-за миниатюрных размеров. В его создании приняли участие пятьдесят различных российских компаний. Осенью 2018 года трамвайное «семейство кошачьих» представляли на международной выставке рельсового транспорта InnoTrans 2018 в Берлине. Фактически «Львёнок» представляет собой чуть более раннюю модель отечественного трамвая 71-911 «Сити Стар» со слегка изменённым дизайном, а «Лев» получил своё прозвище за то, что в два с лишним раза крупнее «Львёнка», длина его вагона не 16,5, а все 34 метра. Этот трамвай состоит из трёх секций и имеет четыре ходовых тележки. Его первая и третья секции идентичны серийной модели трамвая «Витязь», а средняя секция – длиннее, опирается на две тележки и имеет дверь. Благодаря такой длине «Лев» может работать на маршрутах с высокой заполняемостью, а миниатюрный «Львёнок» – на мало загруженных пассажирами линиях, где требуется лучшая манёвренность на маршруте.

И «Львёнка», и «Льва» сейчас тестируют, возможно, скоро они массово выйдут на маршруты «Мосгортранса» и на линии других российских городов.

Большой интерес на параде трамваев в этом году вызвали впервые присоединившиеся к колонне участников довоенный прицепной вагон серии «С», воссозданный силами Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода «Мосгортранса», а также два трамвая «Татра» Т-3 – пассажирский и поливомоечный. Прицепной вагон серии «С» восстановили не без огрехов. Об этом мне рассказал историк и любитель московского транспорта Александр Шанин, мой давний собеседник по интернет-переписке, с которым на нынешнем параде удалось познакомиться лично.

А главным моим ожиданием в колонне юбиляров московских рельсовых маршрутов была «Татра» Т-3 с бортовым номером 5993. Её восстановили до «пассажирского» состояния на Трамвайно-ремонтном заводе в марте этого года. Управлял этим аппаратом в день парада мой знакомый, один из лучших водителей Краснопресненского депо. Именно благодаря ему новый экспонат музея «Московский транспорт» смог блеснуть в колонне участников парада. Правда, наслаждаться замечательным зрелищем пришлось со стороны: надежды проехаться в музейном вагоне не оправдались из-за рекордного наплыва москвичей на мероприятие.

Хотел бы пояснить, чем меня так привлекает тема истории городского электротранспорта. Дело в том, что некоторые его виды в Москве постепенно исчезают, хотя и являются самыми экологичными. В столице, к огромному сожалению, уже в следующем году полностью уйти в небытие может троллейбус. Кстати, парады «рогатой» техники давно прекратили устраивать. Настораживают и нападки в сторону трамваев, которые звучат всё чаще. Искренне хочу, чтобы трамвай и троллейбус и дальше оставались на столичных маршрутах. Специально для этого и начал вести свой блог на эту тему, попутно изучая историю и перспективы развития электротранспорта.

К счастью, не всё так плохо: парад в год 120-летия московского трамвая доказал, что населению небезразличны эти звонкие вагончики, отбивающие колёсами ритм города. Хочется верить, что дети, которых на мероприятии было едва ли не больше, чем взрослых, в будущем тоже будут гордиться славным прошлым и светлым будущим московского трамвая…

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт Бизнес История ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Энергия Выборы Наше Подмосковье Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей РТВ Девушкамечты Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Космос Людмила Колобанова Путешествия Президент Владимир Путин Интернет ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы
< >