26 и 27 сентября в реутовские и новокосинские ветклиники привозили и приносили умирающих собак. Нет, не бездомных, домашних. Все животные попробовали смертельное угощение на прогулке в городском парке или во дворах домов на Южной стороне Реутова.
Хронология событий
Как рассказала ветврач Реутовской городской станции по борьбе с болезнями животных Мария Жукова, в ходе ее дежурства 27 сентября ей пришлось спасать шесть отравившихся в парке собак. Слава богу, все они выжили. Животных отравили препаратом, который продается в аптеках (мы специально не приводим его название). Этим лекарством нашпиговали колбасу и ветчину, куски которых кто-то раскидал еще с вечера 26 сентября: первых отравленных животных доставляли в круглосуточную ветклинику на Суздальской улице в ночь на 27-е. По нашим данным, за два дня в Реутове погибли четыре домашние собаки и еще восемь были спасены усилиями ветеринаров. Кстати, объявления с предупреждением об отраве можно увидеть в парке и сейчас. Их расклеивали ветврачи и владельцы пострадавших собак.
О личных трагедиях, а для многих собака — член семьи, реутовчане написали в соцсетях, на форумах, в городскую администрацию и в СМИ.
«Моя собака стала жертвой так называемых «догхантеров». Еще ночью она спала около меня. А на утро, когда мы вышли погулять, я заметила идеально нарезанные куски колбасы, которые лежали на разных углах улицы, что было очень подозрительно. В парке тоже была такая колбаса, но я не успела отвести собаку в сторону... Мы пришли домой, ей стало жутко больно. Она выбежала на лестничную клетку и упала на бок. Я быстро узнала, где круглосуточная ветеринарная клиника, и с собакой на руках пулей туда рванула... Я забежала в клинику, она смотрела на меня, выла, но когда к нам выбежал врач, вой переменился на гробовую тишину... Я не успела, мне не хватило буквально 15 минут. Моя маленькая Кнопочка, мое маленькое чудо. Прости меня».
«У меня есть маленькая собачка Дашка (джек-рассел-терьер). Мы выходим гулять три раза в день. Мы никогда не ходим с ней на детские площадки и всегда убираем за ней. Так же поступают все собачники, с которыми мы гуляем в парке. Но утром выяснилось, что в парке разбросана отрава. Кому-то все же мешают наши собаки!!! За ночь умерли двое: одна из нашего подъезда — овчарка Елка (очень умная и добрая девочка) и еще какая-то мелкая собака. Может, для вас это ничего и не значит, но для нас наши собаки как дети!»
Что делать?
В данном конкретном случае собак отравили таблетками от туберкулеза. По словам Марии Жуковой, симптомы отравления появляются спустя 2-4 часа после прогулки. Сначала собака теряет ориентацию в пространстве, потом начинаются судороги, далее наступает ацидоз (нарушение кислотно-щелочного баланса организма). На этой стадии важно как можно скорее дать собаке противоядие. Для отравлений вышеуказанными таблетками таким противоядием является витамин B6. Его вкалывают примерно в следующих пропорциях: на 10 кг веса животного 12-13 мл. Некоторым собакам противоядие приходится давать повторно. После этого домашнего питомца все-равно нужно доставить к ветеринарам: собаке несколько дней придется делать капельницы.
Более подробные инструкции, как помочь своему питомцу при отравлении другими ядами, можно также найти на форуме сайта «Лабрадор. Ру». Про него нам рассказала Елена Краснова — владелица сразу двух лабрадоров, одного из которых тоже пришлось спасать 27 сентября.
— Собака шла на поводке по команде «рядом», — говорит Елена. — Я чуть спустила поводок, буквально на метр, чтобы Кора присела в травку под кустики, даже не в парке, а недалеко от входа на его территорию. Кора задержалась в траве чуть дольше, чем обычно, я ее одернула и увидела, что та что-то жует. Я вытряхнула из собаки недожеванную колбасу и на этом успокоилась. Но, видимо, Кора все же успела заглотить достаточное количество отравы. Нас спасло только то, что я в тот день не пошла на работу. Собаке стало плохо, я позвонила мужу, он быстро на машине вернулся. Кора снова попросилась на улицу и уже вела себя неадекватно, потом начались судороги. Мужу выпало самое страшное. Мы догадались, что это отравление. Дома был запас витамина B6, сами вкололи и поехали в клинику на Октября, 36. Судороги закончились минут через 10 максимум, но мы до сих пор ходим на капельницы.
Кстати, Елене и ее мужу несколько владельцев собак просили передать огромное спасибо за 20 упаковок витамина В6, которые они привезли 27 сентября в кабинет ветврача. Запас препарата помог спасти таксеныша, хаску и пинчера.
— У нас собаки очень давно, — говорит Елена. — С ними мы пол-Европы объездили, они знают все команды, ходят на поводке, мы с ними занимались у кинологов. В Европе с собаками даже в аптеки пускают и в рестораны. Там совсем другое отношение к животным, много специализированных мест для их выгула, а еще очень строгие законы для владельцев. Попробуй не убери за собакой, получишь немалый штраф, поэтому и в Реутове я на прогулке тоже обязательно хожу с совком и пакетом и, естественно, подальше от детских площадок и пешеходных дорожек. Парк — единственная зеленая зона рядом с нашим кварталом, и многие собачники там гуляют, но все, кого я знаю, выгуливаются в отдаленных от пешеходов местах. Например, в самом углу парка, напротив зоомагазина «Доберман». Кто-то целенаправленно разбросал больше всего отравы именно здесь, а также в других местах парка. Что самое возмутительное, ветчину с таблетками находили даже на детских площадках!
Еще два владельца пострадавших животных Татьяна и Анатолий тоже прогуливали собак в парке. У Татьяны — девочка-лабрадор, она выжила после отравления, а у Анатолия погиб четырехмесячный щенок миттельшнауцера. Он купил его 27 августа, а ровно через месяц похоронил...
— Я понимаю тех, кто боится бездомных собак и понимаю возмущение людей, которые ругают собачников, выгуливающих своих питомцев без поводка и намордника, особенно рядом с детскими площадками, — говорит Анатолий. — Не буду лукавить, я тоже хожу с пакетом и совком, но не всегда убирал за своей собакой. Но если ты чем-то недоволен, выскажи претензии хозяину конкретной собаки, которая тебе мешает, а не трави всех подряд без разбора! Кроме того, в парке стоят щиты с правилами. Там ни одного слова не написано, что нельзя гулять с собаками. По поводу поводков и намордников, уборки за собаками, правил выгула и содержания, скажу, что мы готовы их выполнять, готовы платить штрафы за нарушения, но и с другой стороны — я тоже плачу налоги, и пусть полиция и власти нас тоже как-то защищают!
Добавим к сведению тех, кто травит животных, называя себя «санитарами города»: именно через парк со своей собакой-поводырем часто ходит в магазин за продуктами слепая женщина с палочкой. Собака — это ее глаза, она ей жизненно необходима. Намордник таким животным не надевают, поскольку, если упадет палочка, собака должна ее поднять и отдать хозяину. Задумайтесь хотя бы на секунду, что убивая собаку, вы можете сломать жизнь человеку, который вообще-то не сделал вам ничего плохого.
Найти и обезвредить!
И Анатолий, и Елена намерены обратиться в правоохранительные органы. Анатолий приходил в ОВД, но заявление у него не приняли, посоветовав идти к своему участковому. Негласно один из сотрудников полиции признался, что подобные «собачьи дела» — настоящие «глухари». Но если хозяин животного настойчив, сможет доказать что его собаку именно отравили, а еще лучше — принесет доказательства этого отравления, то дело все-таки заведут, но не факт, что найдут отравителей.
По всей Москве в 2012 году на догхантеров было заведено всего 14 уголовных дел, хотя были отравлены сотни домашних питомцев. И из этих 14 дел только 2 отправлены в суд, но решения по ним пока не обнародованы. Зачастую невозможность правильно квалифицировать действия отравителей приводит к отказным материалам. А квалифицировать их пытаются, как правило, по двум статьям: «Жестокое обращение с животными» (ст. 245 УК РФ) и «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» (ст. 167).
Полицейские не скрывают, что владельцу животного придется многое доказывать самому. Хозяевам породистых собак нужно подтвердить ценность своего животного как имущества: для этого потребуются справки о племенной ценности, чеки всех расходов, связанных с лечением и содержанием собаки... А для установления факта умышленного отравления собаки, придется собрать биоматераилы пострадавшего питомца; если найдена сама приманка, ее следует подобрать со свидетелями, чтобы они потом могли подтвердить место находки, а далее отраву — на исследования. Если животное погибло, тем более нужна экспертиза, чтобы определить, от какого именно яда. А стоит такая экспертиза недешево. Подобные анализы проводят, например, в ветлабораториях «Шанс-БИО». Токсикологическое исследование содержимого желудка или ткани умершего животного на неизвестный яд стоит... 6500 рублей. Многие собачники, как только узнают порядок цен на эти анализы, вообще отказываются от затеи с обращением в правоохранительные органы... Тем временем, мужчины-владельцы погибших собак, говорят о том, что они и сами готовы выслеживать и наказывать догхантеров. Но тогда это уже самосуд, а, значит, тоже преступление. Так где же выход?
Профилактика
Вот что говорят владельцы пострадавших от отравления в парке животных:
«Самая эффективная профилактика отравлений — постоянное внимание к собаке со стороны хозяина. Я принимаю правила игры, я купила глухие намордники, и мои «девицы» теперь будут гулять только в них».
«Даже если собака маленькая, добрая и в принципе не умеет кусаться, намордник нужен, чтобы она не «пылесосила» всякую гадость. В нашей стране никто не будет нас защищать. Люди говорят «Правильно что отравили... Собак стало больше людей!» Не хочу ни спорить, ни доказывать что-либо. Я самостоятельно теперь буду спасать свою собаку от нелюдей, а не прохожих от моих собак».
Кстати, на южной стороне Реутова есть две специализированные площадки для выгула собак: на Юбилейном проспекте, 8, и на Молодежной, 1. Гарантий, что на их территорию тоже не подкинут отраву, нет. Тем не менее, эти площадки регулярно убирают коммунальные службы. Помимо этого, шансов разбудить раздражение собаконенавистников в специально отведенном для выгула месте гораздо меньше, чем в парке. Такие же собачьи площадки есть и в северной части Реутова. Например, на улице Дзержинского, 4. Конечно, их пока мало и необходимы новые. Обращаться с просьбой об этом следует в свои управляющие компании по содержанию домов. А еще лучше не ждать, когда кто-то выделит на это деньги, а самим инициировать целевой сбор средств. В конце концов, мы в ответе за тех, кого приучили.
К сведению
На Яндексе с 2010 года ведется карта с указанием мест отравлений и убийств собак в Москве и Московской области. На 3 октября 2013 года на этой карте указаны свыше 900 точек активности догхантеров. Их жертвами стали 2258 собак, 1628 животных погибли в результате отравления.
По данным социологического опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в январе 2013 года, догхантеров поддерживает 9% жителей России, 72% не поддерживают, 19% не определились с мнением по данному вопросу. При этом в Москве догхантеров поддерживает 4% населения, а в селах — 11%.