Не Брат ты мне!
Помните, как это описано у Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях»? «…разговор воспитанниц был прерван трубным сморканьем, заглушившим даже все продолжающееся пение огнетушителя в коридоре, и коровий голос начал: — ...бретение... Евокрррахххх видусоб... ценное изобретение. Дорожный мастер Мурманской железной дороги товарищ Сокуцкий, Самара, Орел, Клеопатра, Устинья, Царицын, Клементий, Ифигения, Йорк, — Со-куц-кий...».
Да, да, так вот и влез в наши дома и квартиры великий и могучий Большой Брат, в виде сначала не отключаемой ни днем, ни ночью черной тарелки, потом — большого полированного ящика, который, правду сказать, в первые годы включался не часто (да и что там было смотреть, днем-то?), а стоял себе, важный такой, заботливо накрытый кружевной тряпочкой, притоптанной троицей фаянсовых слоников. А вот тарелка в те годы еще продолжала петь всеми голосами, не только коровьим, как ядовито заметили Ильф с Петровым, но и вполне человеческими, а часто и совсем уж сверхчеловеческими — вспомните Левитана! И если не врет Пикер в своих «застольных разговорах», то такому широкому распространению в СССР Большого Брата завидовал сам «бесноватый фюрер», советуя Геббельсу «присмотреться к большевистской хитрости» и распространить столь ценный опыт на завоеванные территории, не говоря уже о фатерлянде, где, к сожалению, немцы слушали всеволновое радио, и им ничего не стоило покрутить ручку и напороться на лживые вкрадчивые речи каких-нибудь англичан и прочих жидов-плутократов. А тут — провод, все под контролем! Некоторые наивные господа-товарищи в этом месте воскликнут: «Ага, вот как краснопузые сталинисты дурили наш народ — через провод, подсунув им какого-то «Брата», который и промывал всем мозги круглосуточно. Вот они — гнойные язвы тоталитаризЬма»! Ну и «промывал», ну и что? Подавляющее большинство населения именно через ту надоедливую тарелку узнало, скажем, о Первом концерте Чайковского, приобщилось к «Театру у микрофона», полюбило дальние страны, слушая «Клуб знаменитых капитанов» в детстве, а самые маленькие затаив дыхание ждали заветного литвиновского «Здравствуй, дружок…». Такой, понимаешь, был у нас Большой Брат…
А что же сегодня? Черные тарелки канули в прошлое, их можно увидеть в наши дни лишь в каком-нибудь костюмированном телесериале про «тоталитарное прошлое», причем, если верить авторам таких сериалов, тарелки вещали исключительно про академика Лысенко и «вести с полей», а чаще всего — о дыхании и пульсе приболевшего товарища Сталина. Иногда, правда, прорывался Левитан со своим сердцеостанавливающим «В последний час»! Ну, хоть в чем-то не соврамши господа сериальщики, и то хлеб, согласитесь… Сегодня вместо тарелки на стене висит плоская черная доска — дальний потомок того самого полированного ящика со слониками, и именно она, со всеми своими три дэ и пять раз долбаным сорраундом, в сущности, и приходится нам нынче Большим Братом, как бы мы от того ни отмахивались и ни отнекивались! Точно так же, как и его тарелочный предок, шпарит этот Брат круглосуточно, несет, стало быть, как и раньше «доброе с вечным в широкие массы»? Правда, есть тут одна тонкость — Вечное в 21-м веке совсем не то, да и Доброе совсем не такое, как в гнусные тоталитарные времена, а нынешние культуртрегеры не бьют себя в грудь и не клянутся «просвещать», за что им спасибо большое — так все же честнее. Правда, на высших уровнях начальство периодически бормочет что-то про «нравственность» и «недопустимость пошлости», даже в Думе какие-то законы на сей счет издаются. Да что толку-то? Закон у всех нынче един — дешевле купить и подороже продать, так и с телевизором (теликом). Дай народу, что он сам хочет, — это и есть Свобода, а не тоталитаризЬм какой-нибудь! А когда население сбежится для всеобщего потребл...ства того, чего ему так хотелось, тут мы его, голубчика, — РЕКЛАМКОЙ… ХРЯСЬ! А нам за это рекламодатель бабулек — ДЗЫНЬ! Нормальное дело! А чего, собственно, хочет массовый зритель? О, даже и не пытайтесь тут верещать, что он хочет, видите ли, Первый концерт какого-то Чайковского, па-де-де из балета «Щелкунчик» или арию из оперы «Паяцы», исполненную на тарабарском языке, — вот что он хочет!
Хотя… На днях по РенТВ крутили концерт Задорнова «Реформа НЕОбразования». Вроде бы нужное дело — отупляющую «реформу» по «воспитанию потребителя» решил Брат продернуть. Полезная передача? Острая? Но вот в рекламных паузах решили авторы показать, как деградировал наш человек вследствие такой реформы. Подходят, скажем, на улице к прохожему и спрашивают: «Как вы относитесь к тому, что Станиславский с Немировичем кинули Данченко, как только МХАТ стал приносить ощутимые бабки? А как все хорошо начиналось за рюмкой чая в хрущевской кухонке…». Ну, народ, разумеется, осуждал — не все же знают фамилии первооснователей МХАТа. Задрали планку, мне кажется, а сами шибко умные. Но то не беда! Другое главнее — неужели тот самый Большой Брат возвращается? Мой, а не подмененный?
РТВ (Реутовское телевидение)
Воскресенье 17 ноября: «Отряд «Дельта» (20.05), «Одинокий волк МакКуэйд» (22.10)
Чак Норрис сокрушает зло. Сначала ближневосточных террористов, потом наркоторговцев. Не шедевры, но кто будет оценивать эти фильмы с такой точки зрения. «Развлекаловка», в лучшем случае на троечку с плюсом. Для субботнего вечера вполне сойдет.
Понедельник 18 ноября: «Терминатор-2» (10.05), РТВ
А вот к этому развлекательному фильму у меня нет никаких претензий. Ничуть не хуже отличной первой части — закрученный сюжет, съемки и эффекты хоть куда, Шварценеггер хорош плюс несколько остроумных шуток. Блюдо, прошу прощения – кино получилось на славу.
«Домашний»
Суббота 16 ноября: «Тихий Дон» (08.35), режиссер Сергей Герасимов
Великая экранизация гениального романа Михаила Шолохова. Кино на все времена. И не надо ничего больше писать об этом фильме. Его надо смотреть, и обязательно.
ТНТ
Суббота 16 ноября: «Совокупность лжи» (00.30)
Иорданская разведка и ЦРУ против террористов. Пример того, как по достаточно слабой, на мой взгляд, книге можно отснять качественный шпионский триллер. Мне эта картина очень нравится, рекомендую к просмотру без всяких оговорок.
Россия К
Воскресенье 17 ноября: «Легенды мирового кино. Бастер Китон» (11.35)
Один из величайших комиков за всю историю кинематографа. У нас, к сожалению, малоизвестен. Вот и повод посмотреть этот документальный фильм. Если понравится, найти фильмы с Китоном и убедиться в его непревзойденном таланте.
РЕН ТВ
Воскресенье 17 ноября: «Васаби» (19.30)
Очень смешная французская комедия. Полицейский (Жан Рено) приезжает в Токио и выясняет, что у него там есть взрослая дочь... Посмеетесь от души, что будет кстати перед началом новой недели. А это дорогого стоит.