Космоэнергеты, контактеры и ясновидящие. Нетрадиционные целители и потомственные колдуньи, курсы Рейки и уникальные методики, за два сеанса укладывающие традиционную медицину в нокдаун, — все это стало столь же привычным фоном повседневности, как автомобильные пробки, новости и компьютер. И за все это люди платят деньги — иначе бы рынок подобных услуг не держался десятилетиями. Корреспондент «ПР» провел на себе рискованный эксперимент, попытавшись стать клиентом колдунов и знахарей Реутова.
Депутат Госдумы Илья Пономарев («Справедливая Россия») на днях предложил ограничить магам и медиумам возможность оказывать населению услуги целительства. Господин Пономарев внес в Госдуму законопроект, согласно которому лечить человека оккультными методами будет можно, только получив соответствующую лицензию. Исцелять же от онкологических, венерических, кожных заболеваний, а также СПИДа и наркомании предложено категорически запретить. Законопроект, который существенно сужает сферу вышеназванной деятельности, предполагает введение лицензирования медиумов и магов. Согласно документу право на оказание оккультно-мистических услуг в сфере здравоохранения будет иметь гражданин, который получил «специальное разрешение, выданное региональным органом исполнительной власти». Заинтересовавшись, из-за чего поднялся такой сыр-бор, мы совершили путешествие в сферу нетрадиционного целительства в Реутове. В поиске колдунов мы, подобно Нео из «Матрицы», прежде всего ринулись во Всемирную Сеть. По запросу «нетрадиционное целительство, услуги экстрасенса, Реутов» поисковик выдал немного, и это понятно — все-таки не «доставку пиццы» искали. Сказать, что Реутов изобилует жрецами вуду и контактерами с НЛО, нельзя. Однако есть, есть и в Реутове нечто за рамками официальной медицины.
Собираясь на шабаш
Первое, что нам попалось, — «духовный целитель, биоэнерготерапевт». О себе подательница объявления сообщает следующее: «магистр народной медицины, лауреат конкурсов «Лучший целитель 2001», «Элита-2005». И дальше — цитируем: «мэтр науки и практики». Вот, не меньше! Вы не поверите, но ко всему прочему целительница «имеет церковный чин чтеца и заклинателя». В результате нехитрой процедуры мы получили телефон дамы со сверхспособностями широкого спектра. Но, вероятно почуяв неладное, трубку за весь день целительница поднять так и не удосужилась. Вот и думай теперь, ясновидение у нее или просто мобильник дома забыла? Как проверить, по какому критерию?
Астрологов, предлагающих услуги в расчете судьбы и приобретении уверенности в финансовом положении, мы отмели сразу — если финансовый успех зависит от небесных светил, зачем вообще работать!
В общем, найти хорошего мага в Реутове оказалось не проще, чем место для парковки в центре Москвы, — третья попытка тоже не принесла искомого результата. Нас заинтересовала статья с актуальной для осенних мегаполисов темой «Как определить депрессию». Первые же строки гласили: «Депрессивного человека видно сразу…». Такая яркая банальность подействовала на нас как стоп-кран, и мы решили отправиться прямиком в «Тибет». Так называется клиника восстановительной восточной медицины в южной части Реутова.
Путешествие в «Тибет»
Записавшись на бесплатный прием и сгорая от нетерпения, в положенный час мы открыли дверь в клинику, рекламный проспект которой, казалось, насквозь пропитан ароматом гималайских благовоний и мудростью Лао Цзы. Нас тут же вежливо попросили посмотреть фильм о компании — пока подтянутся другие пациенты. На экране архитектура по последнему слову XXI века чередовалась с дипломатически безупречными улыбками китайских целителей — глав транснациональных компаний, имеющих филиалы по всему миру. Вкрадчивый голос рассказывал об успехе методов с интонацией диктора советского радио, ведущего репортаж с первомайской демонстрации. Вскоре в приемной образовалась в некотором роде «очередь»: вместе со мной исцеления ожидала пожилая дама.
Метод обследования заключался в вождении электродом по ладони, реакция акупунктурных точек должна была показать проблемные места организма. После довольно чувствительного удара током ладонь вспотела. «Что же вы так нервничаете?» — любезно поинтересовалась диагност. «Недосып дает о себе знать к концу рабочей недели», — что еще мог сказать испытуемый корреспондент! Тем не менее в мозгу непроизвольно всплыл курс социальной психологии: довольно многие люди в подобных условиях склонны согласиться с любыми требованиями по мере возрастания силы тока и продолжительности эксперимента. Так высшее образование посеяло первые семена сомнений.
«Тибетская» целительница прервала мои воспоминания: «Даю вам детский разряд!». «Кто может знать, «детский» он или «взрослый»?» — хотел возразить я, но приступ скепсиса тут же выбило разрядом тока средней чувствительности. «Карп, поднявшийся по водопаду, становится драконом», — шептал я про себя заповедь японских каратистов в ожидании следующего удара. Что делать, порой профессия журналиста требует известного самопожертвования.
По результатам диагностики я понял, что болен смертью, но все еще жив. Шутки в сторону — половина выявленных проблем действительно существовала. Выяснилось это во время сопровождавшей процедуру беседы. Была ли сотрудница «Тибета» диагностом с медицинским образованием или имела место какая-то иная диагностика — мы утверждать не беремся. Но, скажем, общее заключение «у вас проблемы с почками» способен выдать и автор этих строк — тоже экс-медработник. Синяки под глазами — типичный признак, известный даже фельдшеру. Но вот что именно означают эти синяки — камни в почках, пиелонефрит или врожденную слабость органа, — сказать может уже лишь врач узкой специализации.
Указав на непригодность моего тела к дальнейшей жизнедеятельности, мне предложили пройти полную диагностику тканей на клеточном (мелко не плаваем!) уровне с помощью аппарата ОБЕРОН. Обилие технических терминов и чисто «тибетская» методика обещали обнаружить все мои болячки. Лечить их в дальнейшем предполагалось не чем другим, как БАДами, о которых мы все как минимум хорошо наслышаны с эпохи миссионерства компании «Гербалайф». Мнение официальных медиков об этих добавках звучит, как правило, так: «Вреда это не принесет, но и польза от них — под вопросом, здесь все крайне индивидуально».
Кстати, о враче. Водя пальцем по карте моего организма, диагност предложила записаться на прием к врачу. Причем завтра же. А почему такая спешка? Потому что доктор завтра уезжает из города в филиал — он редкий специалист, и его не поймать. В голове замигал тревожный сигнал: эту же формулу стимуляции спроса на мне испытывали и в другом центре подобной направленности, о котором доводилось писать еще в 2005 году.
А медобразование снова подло подсовывало напоминание, теперь из курса терапии. Признаки сомнительной диагностики таковы:
1) огромный спектр диагностируемой патологии при отсутствии данных о чувствительности и специфичности методики в научной медицинской литературе;
2) отсутствие диагноза «Здоров» или заключения «Вариант нормы»;
3) назначение лечения по итогам единственного обследования. Терапия предусматривает курсы БАД, «информационных лекарств», «отрубание энергетических хвостов» и прочих, не связанных с реальным лечением действий;
4) для объяснения явления, которое лежит в основе методики, используется сложная и малопонятная терминология. Часто она представляет собой просто набор не связанных между собой наукообразных терминов.
Ночью после диагностики исследованная электродом рука точно горела изнутри, а позже добавилась ноющая боль в колене, не проходящая и по сию пору. Связано это с посещением центра или нет — не знаю.
Пролистав на досуге рекламный проспект центра, среди улыбающихся «здоровых и богатых» людей, изображенных на страницах, я заметил интересную деталь. Особо успешные персоны были отмечены лавровыми венками. Вчитавшись в тонущий среди солнечных полей, небес и деловых костюмов мелкий текст подписей, мы узнали знакомые слова «консультант по ведению многоуровневого маркетинга (MLM)» и «дистрибьютор, реализовывавший продукцию «Тяньши». Так-так, где-то мы все это уже видели.
Следуя в нору за белым кроликом
Однако не все так просто в мире нетрадиционного целительства. Есть регионы, где подобные практики применялись столетиями, причем со значительным успехом, иначе бы они попросту исторически не закрепились. Мало того — если там вы объявите себя целителем, спросить с вас за это могут очень и очень строго. И сами жители. И соответствующие органы, по воле службы весьма далекие от мистицизма.
Так, вес и авторитет шамана в тувинском обществе сложно переоценить — у нас так даже к гибэдэдэшникам не прислушиваются. И ценят шаманов именно за четкий и ясный результат — в суровой степи на философии и терминах далеко не уедешь, с голоду помрешь.
Найти такого специалиста в Реутове — дело, конечно, сложное. В любой сфере профессионал — редкость. Судите сами: простых земных стоматологов сотни — но в очередь стоят к одному-двум. Поэтому повстречаться с шаманом нам удалось лишь в Москве, что, учитывая удаленность Тувы, все равно большая удача. Наш редкий гость, шаман Эльвиль, известен прежде всего как автор этнографических и религиоведческих работ по теме шаманизма и традиционного для народов Сибири и Азии целительства. Но главное — ему удалось стать членом Общества тувинских шаманов Республики Тыва Российской Федерации «Дунгур».
Вот частное мнение шамана Эльвиля (писательский псевдоним — Олард Диксон) по поводу предлагаемого лицензирования сферы нетрадиционного целительства:
— Целительство действительно необходимо как-то отформатировать, как это сделано в Европе и Америке. Но идея лицензирования не приведет к улучшению качества работы самих целителей. Это очень сложный и в некоторых случаях просто нерешаемый пока момент. Непонятны критерии оценки. Совсем не ясно, что делать с традиционными видами целительской практики, в частности с традиционным шаманством. Например, в Республике Тыва шаманизм, часть практики которого составляют те или иные приемы шаманской медицины, является официальной религией наравне с буддизмом и христианством. Именно! Это равноправные религиозные традиции в Тыве. А если мы в 1993 году признали, что шаманизм — это религия, хоть и на республиканском уровне, тогда лицензированию должны быть подвергнуты и христианские методы оздоровления, и любые другие религиозные. Но это противоречит самому статусу религии. Как здесь быть? В Бурятии, в Саха-Якутии и на Алтае шаманизм признан народной верой. И здесь не особо что-то регламентируешь. Могут начаться волнения, особенно, конечно, в Тыве, где шаманы есть и в правительстве, и в министерствах. Что же касается остального — популярных сейчас космоэнергетики, биоэнергетики, Рэйки и прочего, здесь нужно решать накопившиеся вопросы, чтобы целители или лжецелители не обещали отчаявшимся или замороченным людям вечной молодости, физического восстановления утерянных органов, а то и воскрешения из мертвых. Лицензия, конечно, ничего здесь не решит, но и оставлять «как есть» нельзя. Необходимо собрать подготовленный консилиум по этому вопросу, не решать огульно. В комиссию должны входить как представители нетрадиционной и традиционной медицины, так и ученые: этнографы, антропологи, нейрофизиологи. А то мы можем немало дров наломать.