Новости / кино
Леонид Володарский — о Моцарте кинематографа
07.02.2014 в 16:30
3540 0
Автор: Леонид Володарский

Моцарт кино

Личное мнение, очень субъективное, озвучу. И ничего доказывать не буду. Попробуйте доказать обратное…

Писать музыку для кино — отдельное ремесло. Не вся музыка кинематографична, будь хоть написана трижды Моцартом и пять раз Бахом. На мой взгляд, их произведения можно иллюстрировать движущейся картинкой, но они ровно ничего не потеряют и без нее. А вот если убрать изображение из «Острова погибших кораблей», «Секрета ее молодости» или «Приключений Петрова и Васечкина», то в сухом остатке найдем пустой дуршлаг. Средний зритель и пяти минут такой музыки не выдержит — сбежит!

То же самое и с подавляющим большинством эксплуатационного западного кино. Уберите картинку из 95 процентов боевиков, триллеров, ужастиков и прочей развлекухи — что останется? Тревожная дробь электронных барабанов? Эффекты?

Но есть в мировом кино и иные примеры. Когда музыка с кино вровень. Как это, например, получалось у тандема Феллини — Рота. Когда не разъять.

И совсем уж отдельная история — работы Эннио Морриконе.

Вы представляете себе «Хороший, плохой, злой» без знаменитой темы? Я — нет! А вот тему без фильма — запросто. Она самоценна, исполняй ее хоть в составе большого симфонического оркестра, хоть силами «Терем-квартета»! И это я говорю о фильме Серджо Леоне.

А что прикажете сказать о лотнеровском «Профессионале», который вообще сдуется, как проколотый шарик, убери оттуда композицию Chi Mai («Кто бы ни…»). Кстати, как только ни трепали потом эту тему, даже в рекламе собачьего корма, — ничто не пристало, не испачкало великую музыку.

Некоторые упрекают Морриконе во всеядности, дескать, пишет для всех, кто заплатит, — от Кубрика с его «Лолитой» 1962 года до непонятого и забытого Альдо Ладо (наивнейший «Гуманоид», проходной ужастик «Кто видел ее смерть?»), от Бертолуччи («Двадцатый век») до Хотиненко («72 метра»).

Действительно, перечислять фильмы, оживленные музыкой Морриконе, бессмысленно, такое ощущение, что он написал музыку абсолютно ко всему кинематографу минувшего столетия и продолжает в том же духе.

Но — так и есть! Он берется почти за все, для него нет «низких» жанров… более того — для него нет и «средних» режиссеров, потому что Морриконе, как мифический Бен Бецалель, умеет вдохнуть жизнь и душу в любую фигуру, в любого Голема, будь тот хоть глиняный, хоть железный, хоть пластилиновый!

Могли, и могут ли, так другие авторы? Был Нино Рота с «Крестным отцом» и «Амаркордом» (и вообще — «всем Феллини»). Был и есть Вангелис с неувядающими «Огненными колесницами», волнующей «Антарктикой» и бессмертным «Бегущим по лезвию». Есть Джеймс Ньютон Говард с большим послужным списком, где выделяется бриллиантом «Водный мир», а остальное — «ничего, морковный кофе». Есть Рэнди Эделман с Тревором Джонсом, прославившиеся выдающейся музыкой к «Последнему из могикан». Есть, наконец, мюзиклмейкер Эндрю Ллойд Вебер, чьи мюзиклы вполне удачно экранизируются.

Но… НИКОГО — нисколько не умаляя талантов и заслуг, рассмотрев роли создателей музыки в КИНО КАК ЭПОХЕ — лично я не могу поставить рядом с Эннио Морриконе.

Иными словами, Морриконе — и есть Кино! И это при том что для кино писали многие композиторы. В нем и наши великие отметились. Так, Прокофьев писал для Эйзенштейна, тема псов-рыцарей настолько «въелась» в картинку, что стоит только услышать ее, так сразу и видишь. Не то у Свиридова и Шостаковича. Кто помнит старый фильм «Овод» по Войнич со Стриженовым и Симоновым или «Метель» с Титовой и Мартынюком? Фильмы ушли, а музыка осталась, стала самозначимой, какой и была с самого начала. Или зацепинская щемящая тема из «Красной палатки» Калатозова… Или тема Артемьева из «Сибириады» (La-mort-du-héros). Многие, услышав, убеждены, что это очень известная музыка, они ее хорошо знают и помнят: «Жан-Мишель Жарр, кажется…».

Впрочем, я написал «музыка осталась», допуская, что советское кино давно уж стало «плюсквамперфект» для подавляющего большинства российской публики, однако… не в то же ли самое постепенно превращается и музыка этого кино? Ни советское кино, ни русская музыка никогда не оказывали на вкусы мирового зрителя особого влияния, как не оказывали и не оказывают кино и музыка индийские и китайские. И это при сопоставимости бюджета и проката!

Ну скажите, кто из нас что знает о композиторе Хуан Ицзюне, написавшем великолепный саундтрек к признанной «самым лучшим китайским фильмом всех эпох» картине Фэй Му «Весна в маленьком городе»? Или о сравнительно известном (в среде специалистов) молодом даровании по имени Тань Дунь?

Что уж тут говорить о советском наследии (при всем его былом величии)? И, как это нам ни обидно, лет через пятьдесят об Артемьеве, Зацепине, Рыбникове, Шварце, Дунаевском, Гладкове, Дашкевиче и их замечательных мелодиях для кино не вспомнит НИКТО! Про Шостаковича и Прокофьева будут говорить как об авторах классических балетов, опер и симфонических произведений. Свиридова, думаю, вычеркнут из истории мировой музыки вообще. Редкий музыковед, наморщив лоб, пробормочет: «…ах да, был в тоталитарной России когда-то популярный такой композитор, писал подражательно, основываясь на лучших образцах современной ему западной музыки».

Забудут. Я предполагаю, что забудут и Вангелиса и Говарда, и Рэнди Эделмана с Тревором Джонсом, и многих других. А вот Эннио Морриконе останется. Потому что Морриконе — Моцарт кинематографа!

РТВ — Реутовское телевидение

Леонид Володарский — о Моцарте кинематографа, а также специально для «ПроРеутов»: ТВ-рецепт на 8-11 февраляВоскресенье 9 февраля
23.25 — «Они встретились в Бомбее»
Великолепный Кларк Гейбл в приключенческом фильме 1941 года. Для многих (и я отношу себя к их числу) есть в старом кино неумирающее очарование, которое ценят те, кто это старое кино любит. С другой стороны, многие кинозрители хотят смотреть новые фильмы, старые же им не по вкусу. Это личное дело каждого, выбор за вами.

Леонид Володарский — о Моцарте кинематографа, а также специально для «ПроРеутов»: ТВ-рецепт на 8-11 февраля

Вторник 11 февраля
21.45 — «Человек, который знал слишком много»
Один из лучших фильмов Альфреда Хичкока. Римейк его же фильма тридцатых годов, который, на мой взгляд, превзошел по всем статьям своего предшественника. Прекрасная игра исполнителей главных ролей Джеймса Стюарта и Дорис Дэй. Обычная американская семья случайно оказывается в центре шпионско-террористического заговора. Классика жанра.

Россия 1

Леонид Володарский — о Моцарте кинематографа, а также специально для «ПроРеутов»: ТВ-рецепт на 8-11 февраляСуббота 8 февраля
22.05 — «Легенда № 17»
Прекрасный фильм режиссера Николая Лебедева о великом советском хоккейном тренере Анатолии Тарасове и великом советском хоккеисте Валерии Харламове. О первой победе в 1972 году сборной СССР над канадскими профессионалами. Именно такие фильмы в лучшем смысле этого слова патриотичны и воспитывают в зрителях чувство Родины. Обязательно посмотрите.

СТС

Леонид Володарский — о Моцарте кинематографа, а также специально для «ПроРеутов»: ТВ-рецепт на 8-11 февраляЧетверг 9 февраля
00.10 – «Неприкасаемые»
Начало 30-х годов прошлого века. Чикаго во власти гангстерского главаря Капоне (фантастически играет эту роль Роберт Де Ниро). Он купил почти все и всех. Вызов ему бросают четверо представителей закона. За исполнение роли одного из них Шон Коннери заслуженно получил премию «Оскар». И потрясающая музыка Эннио Морриконе, без которой эту ленту нельзя себе представить. Думаю, если не посмотрите, лишите себя огромного удовольствия.

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Наше Подмосковье Энергия Выборы Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей РТВ Девушкамечты Общественная палата Экватор МФЦ Юнармия Добродел Мария Сотскова Мнения Кадеты Людмила Колобанова Космос Путешествия Интернет Президент Владимир Путин ОДОН ММЦ Ирина Тульчинская Александр Леонов WorldSkills Русален ДЮСШ Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Андрей Ломанов Дима Билан Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров
< >