Новости / почитать
Леонид Володарский — о пользе повторного просмотра
14.02.2014 в 17:45
3009 0
Автор: Леонид Володарский

Повторный просмотр

Фильм Бортко «Цирк сгорел, и клоуны разбежались» я впервые посмотрел в год его выхода — 1998-й. Понравилось, и фильм, и главный герой — честный, не желающий продаваться режиссер, когда-то знаменитый, а ныне вынужденный подрабатывать бомбилой. За спиной режиссера целая жизнь, где была и слава, и были деньги, и были связи, и было, что называется — Творчество. И вот — постучала в двери «катастройка», а за нею — «полтинник»… И что сейчас? Ничего. Кроме старых знакомств и женщин, которые бросили, или которых бросил. «Цирк сгорел, и клоуны…»…

Леонид Володарский — о пользе повторного просмотра. А также ТВ-рецепт специально для «ПроРеутов».И ходит наш режиссер по «развалинам цирка» с протянутой рукой, денег просит — «Я тут фильм задумал. Про человека. Благородного, неподкупного. Который не скурвился. Согласитесь, народу нужны такие примеры. Сценарий почти готов, осталось дописать пару страниц…». Денег просто так, разумеется, никто под проект не дает, но предлагают взамен — то в депутаты баллотироваться (пока страна помнит своего героя), или заказуху снимать на основе взбалмошных фантазий новорусской миллионерши либо под лоббирование интересов жуликоватого импортного «инвестора». А режиссер и сам благороден, как и задуманный им персонаж, не может он грязными руками чистое кино делать. Лучше в таксисты, лучше бритвой себе по горлу… Тем более что сценарий, если честно, еще и не начат; идеи приходят и уходят, а выпить хочется всегда… И ходит за этим человеком Смерть, прикинувшись прекрасной девою, и убеждает, убеждает… «Зачем тебе жить, если нет цели?»

Большое впечатление, помнится, фильм тогда произвел на меня. Да, думаю, рушится жизнь, меркнут идеалы. Куда катится мир?

Ровно через пятнадцать лет фильм этот я пересмотрел. И такая чертовина получилась, что «пересмотрел» в обоих смыслах — совсем иное ощущение, совсем иные выводы. Вот, думаю, помнится, что в те времена говорили — в основе фильма «жизнь и судьба» самого Бортко. Даже фамилия взята из его старого псевдонима — Худокормов. Что же, пробежимся по его фильмографии — очень удачливый автор: в советское время начал с архисоветской производственной ленты «Канал», потом такая же производственная лента «Комиссия по расследованию» (многие после ахали — за 10 лет предсказал чернобыльскую катастрофу!), затем удачная, абсолютно аполитичная, «без аллюзий» экранизация Гектора Мало «Без семьи», затем идеально по-советски коммерческая «Блондинка за углом», снятая во времена, когда власти дали легкую отмашку на этакую демонстрацию половинки кукиша из кармана.

Леонид Володарский — о пользе повторного просмотра. А также ТВ-рецепт специально для «ПроРеутов».А грянула перестройка — Бортко пошел выпекать произведения как автомат, в полном соответствии и «в ногу» с развивающейся «идеологемой»; следите по датам и тематике: 1987 — «Единожды солгав» — про лжеца и карьериста от искусства, 1988 — «Собачье сердце» — все помнят, про что и почему именно тогда снято, 1991 — «Афганский излом». Потом, снова в полном соответствии с «колебаниями линии» обр. 1992-93-го (так же, как эту самую «линию», трудно понять позицию автора), — аморфный «Удачи вам, господа!», а вот тут-то… действительно, года три-четыре Бортко не снимал ничего. Неужели, и вправду — частным извозом жил? Зато начиная с 1997-го по 2000 год участвовал в очень даже денежных проектах «Улицы разбитых фонарей» и «Бандитский Петербург», попутно сняв между двумя знаменитыми сагами этот самый «Цирк сгорел…». Нулевые были заполнены у Бортко огромными и тоже денежными — ибо постановочными — работами: «Идиот», «Мастер и Маргарита», «Тарас Бульба» и «Петр Первый».

Нет, я не ругаюсь, это отменные работы, но обратите внимание опять же на «линию партии».

«Пора вспомнить о великой классике нашей», — бурчит «мнение», и — нате вам «Идиота» и «Мастера»!

«Запустили мы Украину, запустили…» — хоп! – вот вам, хлопчики, мощного Ступку-Бульбу с ударным: «Много лет прошло. Столетия… Одного нет. Товарищества. Нет того русского товарищества…».

Надо вертикаль укрепить, державность возвысить — Петр Великий зашагал широко по «берегу пустынных волн»…

Нет, господа-товарищи, я не осуждаю талантливого мастера Бортко — все правильно. Под «линию» и деньги пошли, и жизнь закипела, и зритель не нарадуется: «умеют и у нас снимать».

Я про «Худокормова»… А вот его я осуждаю: ты чего выпендриваешься, господин «Большой Художник»? Ты в каком мире живешь? Хочешь снимать — плати, отрабатывай! Это — нормально! И нечего здесь ныть про «утрату идеалов и чести». Про то, что якобы «раньше было лучше, хоть и цензура КРОМСАЛА, но снимать же давали!». Это уж ты врешь, господин хороший. Тогда давали и «давали»… Смотря кому! Посмотри на своего автора — на Бортко! Работал и при «истмате», и после его угара без простоя именно потому, что «колебался вместе с линией». И — правильно делал!

Но тут такой вопрос: кто чей прототип? Либо Бортко – либо Худокормов! Третье разве дано?

Господа-товарищи, устраивайте почаще повторные просмотры — оченно полезно «для общего развития». Или пересмотры?..

РТВ — Реутовское телевидение

Леонид Володарский — о пользе повторного просмотра. А также ТВ-рецепт специально для «ПроРеутов».Вторник 18 февраля
23.15 — «Волшебник страны Оз»
Классика мирового кино, прекрасный американский фильм. Его стОит посмотреть уже хотя бы поэтому. Давно его не пересматривал, не знаю, как эта картина смотрится сегодня, но сделать попытку познакомиться с ней надо обязательно. Отличная музыка, песни, некоторые из них стали поистине народными американскими (особенно «Там, за радугой» в исполнении актрисы и певицы Джуди Гарленд). Экранизация известнейшей в мире детской сказки (на русском «Волшебник изумрудного города»). А сказки, как известно, любят все. И взрослые, и дети.

Леонид Володарский — о пользе повторного просмотра. А также ТВ-рецепт специально для «ПроРеутов».Среда 19 февраля
23.15 — «Гражданин Кейн»
Многие считают этот фильм лучшим за всю историю мирового кино. Ваш покорный слуга присоединяется к этому мнению безо всяких оговорок. С года создания (1941) фильм ни капельки не устарел и намного опередил свое время. Но, как вы понимаете, это сугубо мое личное мнение. Но эту ленту я бы посмотрел на вашем месте обязательно, чтобы согласиться или не согласиться, что это лучший фильм всех времен и народов.

А на Центральном телевидении ничего порекомендовать не могу. Это и понятно. Кто же будет ставить в программную сетку хорошее кино, когда идет Олимпиада.

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт Бизнес История ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Энергия Выборы Наше Подмосковье Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей Девушкамечты РТВ Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Людмила Колобанова Космос Путешествия Президент Владимир Путин Интернет ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы
< >