Предполагается, что с 2015 года российские школьники будут изучать историю по новому единому учебнику. Его концепция широко обсуждается учеными, педагогами и старшеклассниками. Этой теме посвящаются многочисленные круглые столы, открытые уроки, видеоконференции и другие мероприятия, которые проводятся в Московской области. Участники дебатов поднимают вопросы об общероссийской идентичности и линейном характере изучения исторической науки. Многие настаивают на необходимости синхронизации преподавания истории и других школьных предметов, предлагая включить в учебники истории дополнительную информацию, например о космических достижениях нашей страны или о роли казачества в истории России. Преподаватели выступают за внедрение интеграционных подходов при изучении своей дисциплины: проведение уроков в музеях, на местах боевой славы, у памятников истории и культуры России.
Реутовские учителя тоже не остались в стороне от животрепещущего вопроса об их предмете. Учителя истории и обществознания Ирина Воронкова из школы №7 и Елена Лошкарёва из школы №3 в своем мнении едины:
— Мы поддерживаем идею создания единого учебника. Должна существовать официальная точка зрения на историю государства, с которой необходимо ознакомить всех учащихся. Тем более что единая концепция учебника не помешает преподавателю излагать различные точки зрения на ту или иную проблему, на роль определенного исторического деятеля. Разные точки зрения могут быть представлены и в самом учебнике.
Кроме того, в условиях активной миграции населения России наличие единого учебника позволит ученикам без особых проблем переходить из одной школы в другую. Единый учебник может способствовать более успешной сдаче ЕГЭ.
А у Елены Боевой, учителя истории из школы № 5, двоякое отношение к идее создания единого учебника истории:
— Сейчас у учителя есть возможность самостоятельно выбирать учебник, применять на уроке мультимедийные презентации, видеофильмы. Я предпочитаю работать в 7-9-х классах по учебнику Данилова, Косулиной. При выборе учебника обращаю внимание на темы, задания, исторические документы, стиль изложения материала, легкость его для восприятия школьниками и другое. Создание единого учебника истории идет вразрез с понятиями «плюрализм» и «демократия». Для учителей важен конечный продукт: насколько школьники подготовлены к ЕГЭ. Будет ли единый учебник содержать необходимый для этого объем информации? Ведь во многих учебниках одно и то же событие преподносится по-разному. К примеру, если о гражданской войне раньше говорили, как о «белом терроре» и ни слова — о «красном», то сейчас представлены обе точки зрения. Мне кажется, не важно, сколько будет учебников, главное, чтобы дети не путали, в каком веке правил Николай II, а в каком — Александр II.
Но с основной задачей нового учебника согласны все — он должен способствовать формированию у школьников чувства патриотизма и гордости за свое Отечество.