В конце сентября 2012 года в Реутове был открыт торгово-развлекательный центр «Рио». Множество магазинов и магазинчиков на всех его четырех этажах стали для многих горожан культовым местом, где можно совершать покупки, развлекаться, посидеть в ресторане или просто погулять и посмотреть на красивые вещи, мечтая об их дальнейшем приобретении. Криминальная парочка, о которой речь пойдет ниже, в следующем, 2013 году, в «Рио» ходила, как в собственную кладовку. Ценники их не интересовали: если вещь приглянулась, ее просто забирали. А потом продавали, за бесценок. Но в убытке не были, что не скажешь про торговые точки, периодически обнаруживающие пропажу товара. Такая вот у них была красивая жизнь, как в Рио. Но не долго.
По прозвищу Торпеда
Валя Жирдяева, известная в своей среде как Торпеда, полностью соответствовала своему прозвищу. Приобрела она его за редкую быстроту в принятии решений. Она уже несколько раз попадалась на краже, но все не могла остановиться — если она видела вещь, которая ей определенно понравилась, она ее тут же старалась умыкнуть. Но пока что серьезного наказания она за свое увлечение не получала.
Первый раз попав в ТРЦ «Рио», она просто потеряла дар речи — такие безграничные возможности и заманчивые перспективы перед нею открывались на ближайшем обозримом будущем.
Лет шесть-семь назад в какой-то компании она познакомилась с Олегом Археевым, ее ровесником. Дружбы особой между ними не было, так, иногда встречались у знакомых. Но необъяснимую тягу к друг другу, видимо на почве взаимопонимания, ощущали. В начале 2013 года Валя сделала давнему знакомому заманчивое предложение, от которого он, как водится, не смог отказаться.
Как стемнеет, будем брать
В «Рио» Олег уже бывал. Ему нравилось ощущение праздника и полной безнадзорности товара, которые царили в этом огромном торговом центре. Поэтому, с учетом того, что работы у него не было и не предвиделось, а красиво и беззаботно жить хотелось, он согласился на предложение Торпеды «взять Рио». Пару дней они просто присматривались. Вариантов было много, но больше всего им понравился мебельный отдел на третьем этаже. Там на подиуме была представлена обстановка современной, достаточно дорогой и вычурной квартиры. Шкафы, стеллажи, камины, кухня и прочая, не такая габаритная мебель.
К делу подошли серьезно и вдумчиво. Подиум, где все это стояло, практически не охранялся. Доступ был открыт со всех сторон, и, как потом выяснилось, видеонаблюдение за товаром отсутствовало. Продавцы из отдела, к которому относилась вся эта мебельная выставка, около девяти вечера расходились по домам и помехой для осуществления замысла не являлись.
Валя, взявшая на себя роль предводителя, и Олег пошли на дело в начале девятого вечера. Поднявшись по многоярусной автостоянке, они вышли к лифту и спустились на этаж ниже. Затем подошли к подиуму, взяли журнальный столик «под орех», стоимостью 12 тыс. рублей и спокойно вышли из магазина тем же путем. Куда его потом девать, Торпеда уже решила. Она заблаговременно созвонилась со знакомой и предложила ей «задешево» этот предмет интерьера. Так что проблем со сбытом не было: они донесли столик до подъезда на улице Лесной, по звонку вышла некая дама, отдала Вале 2 тыс. рублей и забрала выгодную покупку.
Олегу за это досталась ровно половина суммы. Ему это понравилось: «полчаса делов», и тысяча в кармане.
Конвейер
Через несколько дней они снова отправились в «Рио», уже привычным маршрутом. На этот раз добычей, уже из другого мебельного, стали три складных стула. Они снова сдали их Валиной знакомой — и снова заработали по тысяче. Знакомая при этом старательно делала вид, что понятия не имеет, откуда у двух безработных периодически появляется мебель на продажу.
Олегу это беззаботное, но очень денежное занятие начинало нравиться все больше и больше, и поэтому буквально через два дня, не дожидаясь, пока его опять позовет с собой Торпеда, он сам решил сходить за чем-нибудь, что можно будет потом продать. Таким же образом, как и два предыдущих раза, он снова оказался на третьем этаже «Рио», но уже в другом магазинчике и унес снова столик, на этот раз — сервировочный. Благо, продавец в это время с кем-то разговаривал и за товаром не следил. Реализацию столика Олег совершил у станции Реутово, предложив его какому-то товарищу средних лет кавказской внешности. Рассказывать об этом эпизоде он Вале не стал. Да и сама Торпеда времени зря не теряла: за время «заслуженного отдыха» между совместными походами в «Рио» она тоже в полном одиночестве «прогулялась по магазинам» торгового центра. Правда, сначала она, как благопристойная девушка, пошла в супермаркет, купить готовых салатиков, потом поднялась в Макдональдс перекусить, а потом, видимо, подумала и решила: чего с пустыми руками уходить?
В этот раз мебель ее не заинтересовала. Зато в магазине, торгующем коврами, она увидела следующий беспроигрышный, как ей тогда показалось, вариант. Товар лежал в свернутом виде и тоже на подиуме, и тоже без видимой охраны. Валя быстренько переложила четыре ковровых рулона в сторонку, за подиум. Погуляла, убедилась, что ковров никто не хватился и не вернул на место, взяла их в охапку и вынесла через запасной выход. А через час уже предлагала их «оптом» у станции — такое вот есть у нас в городе популярное торговое место.
На крючке
Пару слов о коврах. Эти изделия китайского производства из чистого шелка были изготовлены вручную, и стоимость у них была соответствующая — каждый от 30 до 70 тысяч рублей. Торпеда их сплавила незнакомой даме за 700 рублей.
Для магазина, обнаружившего пропажу лишь к вечеру, сумма ущерба составила около 150 тыс. рублей. Значительно, скажем так. К счастью, именно этот магазин с его выставочным подиумом попадал в поле зрения видеокамер. И Валентину на записи рассмотрели вполне детально. И сообщили в полицию. На тот момент в полиции уже лежало несколько заявлений от различных частных предпринимателей — владельцев магазинов о серии краж.
Естественно, упоенные успехом Торпеда и Олег пока что ничего об этом не знали. И снова пошли в полюбившийся торговый центр. В этот раз громоздкие предметы они решили не брать: снова в мебельном магазине, уже без особой конспирации, но оглядевшись, они прихватили с каминной полки фигурку «Ангел с книгой» под бронзу и две симпатичные салатницы. Все уместилось в обычный пакет. И вскоре перекочевало к уже знакомой нам даме, до этого покупавшей у них мебель.
И все бы ничего, да вот проболтались они друг другу, что общее поле обрабатывали и поодиночке. Возмущению не было границ что у одной, что у другого. Дошло до того, что дальнейшее партнерство они решили прекратить. На этом криминальный дуэт распался.
Кормушка закрылась
Напоследок, теперь уже ставшие «волками-одиночками», Валя и Олег действовали врозь. Правда, очередная вылазка в «Рио» для Торпеды стала и последней.
Уже привычно, вечером, как и в первый раз, она попала на третий этаж через автостоянку. Время было позднее, продавцы разошлись по домам, охраны видно не было. Она снова наведалась в мебельный с подиумом, из которого первый раз они унесли столик. Видимо, судьба такая была: с чего началось, тем и закончилось. Ей снова приглянулся столик — на этот раз со стеклянной столешницей. Прикинув на глаз — вроде не тяжелый, она взяла его под мышку и отправилась по неработающему уже эскалатору на четвертый этаж, дальше — по ступеням вниз и почти уже покинула территорию «Рио». Но не тут-то было. В это самое время один из охранников торгового центра сидел в служебном помещении и смотрел на мониторы камер видеонаблюдения. Его внимание привлекла девушка, выносящая под мышкой столик. Надо сказать, что к этому моменту уже были распечатаны кадры, на которых некая посетительница выносит вязанку китайских ковров общей стоимостью около 150 тысяч рублей. Девушка со столиком была очень похожа на ту, что была на распечатке. Охранник не мешкая поспешил к выходу.
Ни чека, ни какого-то другого документа, подтверждающего покупку столика, у нее, естественно, не было. Охранник препроводил ее в служебное помещение и вызвал полицию. К прибытию людей в форме Валя уже приняла решение написать явку с повинной, чем немало порадовала полицейских.
Недолго оставаться на свободе оставалось и Олегу. Правда, до того как попасть в руки правоохранительных органов, он успел еще «пошалить». Но уже не на территории «Рио». Через пару дней после серьезного разговора с подельницей, он украл велосипед. Между этажами, в девятиэтажке на Юбилейном проспекте. Зашел в незапертую дверь подъезда, доехал на лифте до верхнего этажа, а спустился уже пешком, но с велосипедом, стоимостью 20 тысяч рублей. Потом доехал на нем — куда бы вы думали? — до станции Реутово и продал там «группе подростков кавказской внешности» за 2 тысячи.
Через день узнал от знакомых, что Торпеда погорела и принял единственно верное решение — сдаваться, пока за ним сами не пришли.
Приговор
С учетом всех смягчающих обстоятельств суд приговорил Олега к двум годам шести месяцам условно с испытательным сроком в четыре года. При этом он обязан раз в месяц являться для регистрации, без предупреждения не менять места жительства и трудоустроиться. А вот Валентине, с учетом ее предыдущих судимостей, повезло меньше, даже с учетом смягчающих обстоятельств: ее приговорили к пяти годам с отбытием наказания в колонии-поселении. И штрафу в одиннадцать тысяч рублей. И долго ей теперь будет сниться весь сверкающий огнями и такой заманчивый «Рио»…
Редакция благодарит прокуратуру Реутова за предоставленные материалы. Некоторые обстоятельства дела и имена действующих лиц были изменены.