Беспрецедентный для истории отечественного бизнеса обвал на рынке турфирм грохнул в пике сезона отпусков-2014. За последние две недели в России приостановили деятельность четыре туроператора.
Сперва, 16 июля, об этом объявила крупнейшая «Нева» — отпуск был испорчен примерно у 17 тысяч туристов. Через 10 дней после «Невы» о банкротстве заявила компания «Роза ветров Мир». 29 июля приказал долго жить «Экспо-тур». Оба случая задели отдых нескольких тысяч туристов. Самым громким скандалом последних дней стала приостановка деятельности туроператора «Лабиринт», из-за чего пострадали более 25 тысяч человек. А ровно в тот час, когда мы взялись за анализ реутовского рынка отдыха, утром 5 августа, ООО «Интаэр Трэвел» вынуждена была объявить о приостановке своей деятельности. Такая серия провалов наблюдается на российском туристическом рынке впервые за десятилетие.
Среди причин, вызвавших массовый обвал туррынка, называются две основные — классическое российское разгильдяйство и иностранный диагноз «демпинг». К первому мы привыкли, а потому вернемся чуть позже. Касаемо второго поясним — турбизнес стал убыточным. Сказалось резкое падение спроса и покупательной способности населения в связи с ростом курса валют и негативной политической ситуацией.
Добил сектор запрет на выезд за границу военнослужащих и силовиков, которые охотно отдыхали за рубежом и тратили на это приличные суммы. Помня об этом, некоторые из банкротов закупили бронь для своих клиентов еще до нынешних коллизий. Места куплены, а отбить их нечем — раз, поток обычных туристов оказался тоже меньше ожидаемого — два, что послужило для некоторых бизнесменов от туризма «контрольным выстрелом в голову».
Таковы, навскидку, причины внешние. Причины внутренние, российские, оказались настолько беспрецедентными, что внимание на туррынок обратил премьер-министр Дмитрий Медведев. «Не должно быть ситуации, которая сложилась, когда все турагентства действуют по принципу пирамиды, ни за что не отвечают, потом говорят: извините, у нас клиентуры стало мало. А когда начинаются вопросы к страхованию рисков, тот, кто занимается таким страхованием, вообще не способен ни за что ответить. Я думаю, просто нужны периодические проверки на будущее и исключение из реестра туроператоров тех, у кого нет надежного финансового покрытия», — сказал Медведев.
Он добавил, что на рынке турфирм случился обвал, и поручил правительству взять ситуацию «под личный контроль», приводят его слова РИА «Новости».
Броситься просматривать и анализировать турфирмы родного Реутова было нашей естественной реакцией в сложившейся ситуации. Ориентироваться нам пришлось на отзывы самих реутовчан. С другой стороны, кто, как не конечный потребитель услуг, голосует рублем за качество и рейтинг фирмы, в которую он обратился.
Более-менее солидных турфирм в Реутове оказалось около пятнадцати, среди них нет филиалов туроператоров, о прекращении деятельности которых мы писали выше. Просматривая их предложения, мы столкнулись и с негативными отзывами о некоторых из них. Правда, претензии оказались довольно типичными для данной сферы сервиса. Так, фирма, занимающая в сетевых рейтингах твердое высокое место сверху, разочаровала клиента тем, что заявленный отель не соответствовал увиденному в каталоге и оказался на звезду-другую ниже классом. Цитируем слова второго клиента: «По дороге в аэропорт нам позвонили и сказали, что Coral изменили рейс и теперь мы должны вылетать из другого аэропорта. Но переехать во Внуково из прежнего Домодедова мы уже не успевали». Ну, и так далее… Причем описание манеры общения представителей фирмы тоже оптимизма не вселяло: «При звонках в агентство нам сказали, что они ничем помочь нам не могут, они свою работу сделали, продали нам путевку, а все остальные проблемы их не интересуют!».
Другая реутовская фирма отметилась тем, что «подсунула» клиенту коттеджный поселок вместо заявленного отеля, грязный и травмоопасный пляж, не подходящий для детей. Есть жалобы и на хамство сотрудниц (впрочем, оно у нас водится повсеместно и не является прерогативой турфирм — довольно и Жириновского вспомнить). Это лишь ряд претензий к агентству. Правда, справедливости ради заметим, что отрицательные отзывы уравновешены ровно таким же количеством положительных. В целом указанные проблемы, конечно, несравнимы с теми, которые постигли вышеозначенные тысячи несчастных клиентов, оставшихся на произвол судьбы за границей в одних шлепанцах. Но если вас подвели в малом — где гарантия порядочности при более серьезных обстоятельствах?
Вернемся к нашим банкротам. Ответственность за банкротство турфирм должна распространяться и на должностных лиц профильных ведомств, в том числе Ростуризма и Минкультуры, решили на днях российские парламентарии, обсуждая проблему.
Выковыривать наших из-за бугра, в частности клиентов фирмы «Лабиринт», которая на данный момент полностью оправдывает свое мрачноватое название, правительство намерено с помощью МЧС и Ростуризма. Попутно Всероссийский союз страховщиков предлагает создать «черные списки» ненадежных компаний, работающих в сфере как туристического, так и страхового бизнеса. На события туррынка уже обратил внимание Следственный комитет. Одним словом, гром грянул… Многие планируют в этом году искать отели и страны самостоятельно, без посредников. А для этого — приступить к реанимации школьного курса английского.