К своим сорока годам Алексей Васин имел уже две судимости. Одна — за хулиганство, срок был условным. Спустя несколько лет — уже разбой, с реальным сроком, который он отбыл в колонии строгого режима.
На малой родине, в Ивановской области, с бабушкой — матерью Алексея, жил его несовершеннолетний сын, жена уже несколько лет как умерла. Обстоятельства, куда ни кинь, непростые: сын растет, мать стареет. Поэтому, вернувшись «с зоны» и хорошенько поразмыслив о будущем, он решил взяться за ум — «завязать».
И даже нашел работу. Правда, далековато от дома — Васин устроился на одну из АЗС в Реутове, заправщиком.
На автозаправочной станции брали его на работу со сложными чувствами — все-таки бывший уголовник, кто знает, что он может выкинуть. Но время шло, вроде ничего не происходило. Закончился положенный испытательный срок. Начальство и подуспокоилось. Но вот его бригадир Иванов и один из охранников заправки, Маляев, кстати, земляк из Ивановской области, продолжали коситься. Землячество в данном случае никакого значения не имело — Маляев взял за привычку задираться, это выражалось в его постоянных намеках на преступное прошлое Васина.
Алексей, что называется, держался до последнего, стараясь выполнять свои непосредственные служебные обязанности и не вступать в конфликт. Работал он, кстати, достаточно ответственно, жалоб от клиентов не поступало. Но однажды, когда по графику ему предстояло несколько дней отдыха и он собирался съездить домой, к сыну, Маляев его особенно «достал» своими высказываниями. Словесная перепалка как-то сама собой перешла в драку. Время было вечернее, заправка пустовала, и двое мужчин — один в форме чоповца, второй в оранжевом комбинезоне сотрудника заправки — сцепились между колонками. Надо сказать, Васин, хотя и на десяток лет постарше, был значительно крепче охранника. В общем, бой длился недолго: Васин поставил Маляеву красивый синяк под глаз и сломал ему нос. Истекающий кровью Маляев ретировался в служебку, а Васин, собрав вещи и переодевшись, так как его рабочее время закончилось, уехал домой. Видевшие все женщины-операторы сообщили о ЧП бригадиру, тот — начальству повыше. Избитого Маляева тоже отпустили домой. Мало того, как пострадавшему начальство решило выделить ему на лечение 25 тысяч рублей. Деньги передали бригадиру Иванову. «Я ведь так и знал, что этим закончится, — думал тот. — Сколько волка ни корми, толку не будет…» А так как до проведения внутреннего расследования происшествия начальство никаких репрессивных мер не намечало, бригадир решил сам потрепать нервы провинившемуся. Не дожидаясь, пока тот приедет на работу. Для этого позвонил заправщику на мобильный и сообщил, что Васин сам во всем виноват, и начальство, дескать, постановило оставить его без годовой премии (а это уже был конец года, и сумма премиальных в размере более 30 тысяч рублей семейному работнику совсем бы не помешала). И даже более того — якобы вся премия должна быть передана на лечение Маляеву. «Что, доигрался? Теперь твои денежки у меня — поеду их с утра Маляеву отдавать», — злорадно сообщил Иванов Васину в конце раз-говора и повесил трубку.
Васин был ошарашен, потому как ожидал чего угодно, но никак не таких последствий. В душе он надеялся, что факт драки «спустят на тормозах», но выходило… немного не так. И он разозлился. Хотя, добавим, все вполне могло обойтись именно так, как он рассчитывал. Начальство действительно планировало избежать скандала и не выносить мусор из избы, вызывая полицию и давая ход делу. Если бы не этот звонок бригадира.
Сразу после разговора с Ивановым Васин решил немедленно ехать в Реутов. А так как намерения у него были самые серьезные, то он прихватил с собой пневматический пистолет своего сына, который сам же ему и подарил на последний день рождения.
Немного об оружии, которое теперь фигурирует в этом деле: речь идет о пневматическом пистолете ПМ-49. Особенность этой «воздушки» в том, что она является точной копией пистолета Макарова, какие производит на Тайване американская фирма Borner. Пистолет выполнен полностью из металла, коричневая накладка рукоятки из пластика. То есть по внешнему виду и не скажешь, что оружие стреляет не боевыми патронами, а стальными шариками. Стрельбу из него можно вести как самовзводом, так и с предварительным взведением курка — как и на боевом ПМ. Данная модель пользуется хорошим спросом из-за невысокой цены — около 2 тысяч рублей, простоты и надежности конструкции, а главное — по причине, повторим, полного сходства с огнестрельным пистолетом Макарова.
О чем думал Васин, когда прятал в карман этот пистолет и собирался ехать к бригадиру с незапланированным визитом, — загадка. Но до этого момента у него еще был шанс не попасть под стражу в третий раз в жизни. Мало того — если бы все было действительно так, как сообщил ему Иванов, то он, Васин, имел полное право сам подать в суд на работодателя. И вернуть деньги (которых никто у него на самом деле не отбирал) вполне законным путем. Но, видимо, психика у него была уже не та. Вот и пустился Алексей «во все тяжкие».
Когда он приехал в Реутов, была уже ночь. Иванов безмятежно спал в общежитии, в отдельной комнате. Наутро ему надо было ехать в Ивановскую область, к побитому охраннику, чтобы выдать ему от имени начальства те самые 25 тысяч рублей на лечение, к премии Васина никакого отношения не имеющие. Дальше — как в кино. В тишине приоткрывается дверь, входит Васин. Подсвечивая себе экраном мобильника, достает из внутреннего кармана пневматический ПМ и наставляет его на бригадира. А потом будит. Иванов, надо сказать, струхнул основательно, открыв глаза и сообразив, что у него возле носа ствол пистолета. Васин на долгие разговоры настроен не был: «Деньги давай». Иванов пошарил рукой под кроватью и достал оттуда дорожную сумку. Из ее кармана — пачку денег пятисотками, в целлофановом пакете. Васин, не пересчитывая, сунул ее в карман. Пятясь к двери, он на прощание рекомендовал бригадиру не поднимать шума. Тот это воспринял буквально и до самого рассвета тихо сидел в кровати, подтянув к подбородку одеяло. И только потом, выглянув осторожно за дверь, — вдруг Васин еще там? — быстро оделся и поспешил на заправку, сообщать начальству о происшедшем. Скандала избежать было уже невозможно…
Преступление, которое совершил Васин, суд классифицировал как «самоуправство». Смягчающими наказание обстоятельствами для Васина стали явка с повинной, полное раскаяние, положительные характеристики со стороны коллег и соседей, а также активное сотрудничество со следствием. И — наличие несовершеннолетнего ребенка. Отягчающими — рецидив. Срок, который теперь уже отбывает Алексей Васин, — 1 год и 8 месяцев, в колонии строгого режима. Вроде бы и немного, но достаточно сурово. И — по глупости. А вот своего пневматического пистолета Васин-младший уже не получит: как вещественное доказательство после суда ПМ был уничтожен. Может, оно и к лучшему.
Имена и некоторые обстоятельства дела изменены. Редакция благодарит прокуратуру Реутова за предоставленные материалы.