Всем привычна картина: в левом ряду МКАД с «мигалками» и рёвом сирены продирается сквозь пробку машина «скорой помощи», а за ней вереница дорогих иномарок, «прошивающих» затор за счёт медиков. Картина привычная русскому, но никак не европейцу. Почему это так?
С начала года в Москве произошло два резонансных случая. Сначала водитель BMW перекрыл дорогу карете «скорой помощи», а затем таксист прижал «неотложку» и даже пытался выяснить отношения. Это всего два происшествия, которые были преданы широкой огласке. Если же посмотреть ролики из Сети, то вы найдёте десятки ситуаций, когда водители преднамеренно не пускают или откровенно «лечат» автомобиль, у которого на дороге законный приоритет.
Психологи, говоря о причине подобного хамства, вам тут же начнут рассказывать про агрессию на наших дорогах. У водителей сдают нервы, вот они и сливают негатив на машины с привилегиями. Возможно, что дела обстоят именно так, хотя, как показывает статистика, мы далеко не самые нервные водители. К примеру, в Европе в пятёрке «самых нервных» — чехи. А теперь откройте в интернете любой видеоагрегатор и посмотрите, как у них пропускают «скорую». Да там водители со скоростью реактивного снаряда убирают свои машины на обочины, а не лениво переползают в правый ряд, как это происходит у нас. Столь же быстрая реакция во Франции, Германии и многих других странах Евросоюза. Их давно приучили, что машина с «мигалкой» на дороге — это главный участник движения, все остальные второстепенные. И конечно, там у водителей есть понимание, что в «скорой» везут человека, которому срочно нужна помощь.
Почему же у нас всё… несколько иначе? Предлагаю начать с того, что ещё сравнительно недавно «мигалкой» пользовались все, кто мог её себе «пробить». От чиновника из Россельхоза до людей творческих профессий. Общественное движение «Синие ведёрки» появилось и набрало популярность исключительно потому, что водители устали уступать дорогу не пойми кому. В итоге автолюбителям пошли навстречу, «мигалки» остались только у чиновников высшего звена, и ездят они, как правило, в сопровождении машин ДПС.
Но что случилось со «скорой»? Почему машинам, которым всегда безоговорочно уступали дорогу, вдруг стали вставлять палки в колёса? Несколько лет назад многие телеканалы стали делать сюжеты на тему: а кто едет в «скорой»? Выяснилось, что не только люди, которым нужна помощь в больнице. Но и просто обеспеченные товарищи, которым необходимо без пробок добраться из точки «А» в точку «Б». Конечно, государственная структура этим грешила в меньшей степени. Но вот выдержка из раздела платных услуг официального сайта «неотложки»: «Осуществляет транспортировку из дома или другого места нахождения в больницу, стационар, поликлинику или медицинский центр как для госпитализации, так и для проведения необходимых процедур и/или манипуляций. При необходимости доставляет пациента домой, на вокзал, в аэропорт». Следовательно, если есть подобный договор со Станцией скорой медицинской помощи, то можно за деньги доехать, скажем, в Шереметьево. С маячками или без, в услуге не указано. Ещё проще было решить вопрос с частными медицинскими учреждениями, если они предоставляют услуги «скорой».
Я ни в коем случае не хочу говорить, что из-за «нечистоплотных» услуг можно не уступать карете «скорой помощи». Лично у меня никогда не было и мысли: мол, не пропущу, там, наверное, сидит бизнесмен, который опаздывает на рейс. Но именно подобными услугами «неотложка» подмочила репутацию службы, которой всегда безоговорочно уступали дорогу. Тем не менее, достаточно поставить себя на место водителя «скорой помощи» или врача, который всеми силами пытается доставить, скажем, человека с большой потерей крови до ближайшей больницы, и на счету каждая секунда. И если из-за таксиста, который затеял разборку со «скорой», погибнет человек, то все разговоры о том, кого порой возят в «неотложке», теряют смысл.
Перевозка за деньги — это редкость. И за деньги в основном возят людей, которым для транспортировки нужны специальные условия и контроль врачей: перелом позвоночника, не останавливающееся кровотечение и т. п. И сегодня обоснованно вновь заговорили о том, что надо ужесточить ответственность за непредоставление дороги машине со спецсигналами. Судя по историям, которые произошли в последнее время, это единственный способ повлиять на некоторых безответственных водителей.
Читайте также:
В Реутове начался ямочный ремонт дорог
Где в Реутове нужны паркоматы?
Сила жезла: что может «полосатая палочка»
Реутов возглавил «асфальтовый» рейтинг Подмосковья
Когда можно смело браться за европротокол
Реутов вошёл в тройку лидеров рейтинга по транспортной доступности